Россия в конце XIX - начале XX века
(1894 – 1917 гг.)
Изучите тему по следующему плану:
1. Особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX века.
2. Общественно-политическая жизнь в России.
3. Аграрная реформа Столыпина.
4. Революция 1905-1907 годов: причины, участники, основные события, итоги.
Ответь на вопросы для самопроверки:
Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце XIX - начале XX века?
В чем состояли особенности России как страны «второго эшелона» развития капитализма.
Каковы новые тенденции внешней политики России, наметившиеся в конце XIX в.?
Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в конце XIX - начале XX века?
Задания и упражнения
(устно или письменно, по заданию преподавателя).
Представьте реформы С.Ю. Витте, П.Д. Святополка-Мирского и П.А. Столыпина в виде сравнительной таблицы.
На основании материалов учебника и документов составьте таблицу, показывающую специфику России как страны «второго эшелона» капиталистического развития.
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Как вы понимаете сущность понятия «индустриальная модернизация»? Подумайте над понятиями «многопартийная система», «многопартийность», «система политических партий». В чем заключается принципиальное различие между ними? Что в них общего?
Есть ли различие в понятиях «революция», «революционный кризис»? Если есть, то в чем она состоит?
Можно ли говорить о «царском самодержавии» применительно к политической системе Росси 1906-1917 г. Объясните свой ответ.
Политические партии России о перспективах развития страны в начале XX в.
Сущность политического кризиса в России в конце 1916-начале 1917 гг. и возможные пути его преодоления.
Экономика РОССИИ в 1894-1913 гг.: что это: расцвет? Кризис?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Роль российской интеллигенции в подготовке революции 1905-1907гг.
Реформаторские планы П.А.Столыпина и их судьба.
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: Николай II, императрица Александра Федоровна, С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. Д. Святополк-Мирский, П. А. Столыпин, П. Н. Милюков, Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин), Л. Д. Бронштейн (Троцкий), Г. И. Новых (Распутин), М. Палеолог, Л. Б. Розенфельд (Каменев) и др.
Литература:
- Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §1-15
- Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2005. – 592с.: док. 18.2.9, 18.3.1
- Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991
- Зарянов П.Н.Петр Столыпин: политический портрет. М.: Мысль, 1992г.
Самостоятельная работа №9
Гражданская война и формирование большевистского режима в России.
Изучите тему по следующему плану:
1. Октябрьские события 1917 г. Становление новой власти.
2. Предпосылки гражданской войны. Основные этапы войны.
3. Белое движение в годы войны.
4. Проблема иностранного вмешательства в дела России в годы гражданской войны в исторической литературе.
5. Предпосылки победы "красных".
Ответь на вопросы для самопроверки:
В чем Вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России? Можно ли было ее избежать?
Какую роль в гражданской войне в России сыграл внешний фактор?
Какую роль в начале гражданской войны сыграл роспуск Учредительного собрания?
В чем Вы видите причины победы большевиков в гражданской войне.
Задания и упражнения
(устно или письменно, по заданию преподавателя).
Найдите в тексте учебника материал, касающийся ситуации в Европе в 1917-1920 гг. и определите, в какой степени события в России в эти годы совпадали или расходились с общими тенденциями европейского развития.
На основе материала учебника и документов составьте таблицу "Основные этапы формирования большевистского режима в России".
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Есть ли, на Ваш взгляд, различие между понятиями "гражданская война" и "гражданский конфликт"? Если есть, в чем оно состоит?
Как Вы понимаете встречающееся в литературе о гражданской войне в России выражение "интервенция по приглашению"?
Что общего и в чем различие понятий "красный террор" и "белый террор"?
Какое определение больше соответствует характеру политического режима советской России в 1917-1922 гг.: "тоталитарный", "авторитарный", "демократический" (или другой - укажите)? Почему?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Периодизация гражданской войны в России.
Иностранное вмешательство в дела России в 1917 - 1920 гг. Большевистская концепция государства и ее реализация в России.
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: В. И. Ульянов, Л. Д. Бронштейн, Л. Г. Корнилов, А. Ф. Керенский, П. Н. Краснов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н.Н. Юденич, П. Н. Врангель, В. М. Чернов, И. В. Джугашвили (Сталин), М. Ф. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный.
Литература:
1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §24-39
2. История России1917-1940. Хрестоматия/Сост.В.А.Мазур и др.; под ред. М.Е.Главадского. Екатеринбург, 2000.- 368с. Док.: 10, 21, 37, 38, 50, 51.
3. Волкогонов Д.А. Ленин, М., 1994
Самостоятельная работа №10