Россия в начале нового времени XVII в.
Изучите тему по следующему плану:
- Россия и ее соседи в начале XVII в.: общая сравнительная характеристика.
- Причины «великой смуты» начала века.
- Общественные движения начала века как особая форма социального протеста.
- Кризис власти и специфика ее организации в 1605 – 1612 гг. Проблема самозванства.
- Роль внешнего фактора в национальном кризисе начала века. Проблема выбора альтернатив политического развития России.
- Итоги и уроки смутного времени.
Ответь на вопросы для самопроверки:
Какие Вы можете назвать общие тенденции исторического развития России и Западной Европы в XVII в.?
В чем заключалась принципиальная разница исторического пути России и Запада в XVII в.? В чем Вы видите причины этого?
Какие особенности в функционировании высшей политической власти России Вы можете выделить в начале XVII в.?
Чем Вы можете объяснить Смуту и кризис власти в начале века?
Задания и упражнения
(устно или письменно, по заданию преподавателя).
Выявите и графически отразите критерии нового времени, отличающие развитие России в XVII в. от предыдущего этапа.
Составьте таблицу «Общие и особенные черты перехода России и Запада к новому времени».
Проследите особенности и выделите основные этапы эволюции политического строя России в XVII в.
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Дайте определения понятия «Смута». Какие характеристики Вы включите в него?
Объясните сущность понятий «колонизаторская политика» и «колониальная политика». В чем Вы видите общие черты и различия между ними? Чем отличалась «колониальная» и «колонизаторская» политика России в XVII в.от такой же политики западных стран?
Что такое Соборное уложение? Как иначе Вы могли бы его определить?
Кто такие «старообрядцы»? В чем истоки их конфликта с властями светскими и духовными? Как повлияло это движение на русскую культуру XVII в. И последующего периода?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Переход к новому времени в России и Западной Европе: общее и особенное.
Эволюция политической власти: причины, сущность, последствия.
Церковный раскол как социокультурный религиозный феномен.
Направления и сущностные черты перемен в духовной жизни россиян в XVII в.
Характер экономики России в XVII в.
Социальные конфликты XVII в.: причины, проявления, последствия.
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, Петр Алексеевич, Патриарх Филарет, Протопоп Аввакум, В. Голицин, С. Дежнев, Е. Хабаров, Лжедмитрий I, С. Баторий, Б. Хмельницкий.
Литература:
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.: Учеб.для 10кл.общеобразоват.учреждений./Под ред. А.Н.Сахарова.-6-е изд.- М.:Просвещение, 2007-303с.:ил., карт.§ 30-38
- Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1990 г.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение т.4. М.: Мысль, 1989г.
- Никольский М.Н. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988г.
Самостоятельная работа № 5
Россия на путях модернизации. XVIII в.
Изучите тему по следующему плану:
1. Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в.
2. Реформы Петра: цели, содержания, характер, последствия.
3. «Просвещенный абсолютизм» на российской почве.
4. Социальный протест в России в XVIII в.: истоки, сущность, последствия.
5. Пореформенная Россия и Запад: соотношение уровней развития.
Ответь на вопросы для самопроверки:
Каковы важнейшие причины реформ Петра в области государственного управления?
Чем можно объяснить мероприятия Петра в области экономического развития?
В каких сферах жизни общества реформы Петра оказались наиболее результативными? Почему?
Чем Вы можете объяснить нынешний интерес в обществе к личности и реформам Петра?
Задания и упражнения
(устно или письменно - по заданию преподавателя).
На конкретных примерах из учебника и документах вскройте причины, идейные и политические истоки реформ Петра.
В чем Вы видите единство и противоречия целей и методов петровских преобразований?
Дайте характеристику изменений во внешней политике России в XVIII в. Чем их можно объяснить?
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Как Вы понимаете выражение Н. Эйдельмана «реформы сверху»? Бывают ли «реформы снизу»?
Что такое «империя»? Чем она отличается от «царства», «государства». Других близких по значению понятий?
Что мы понимаем под выражением «политика просвещенного абсолютизма»? Только ли России применим этот термин? Почему?
О каком периоде и почему говорят как о «золотом веке русского дворянства»?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Реформы Петра: причины, методы, последствия, цена.
Культура России в XVIII в.: раскол, расцвет, упадок?
Россия и Запад в XVIII в.: взаимосвязь и взаимовлияние.
Альтернативы исторического развития после Петровской России.
Общественная мысль России XVIII в. о состоянии и перспективах развития общества.
Реальна ли была альтернатива эволюции Российского абсолютизма в «конституционно – аристократическую монархию»?
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: Иван V, Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I, Ф. Лефорт, А. Д. Меньшиков, Б. Шереметьев, Г. Головин, Ф. Апраксин, Э. Бирон, П. Салтыков, А. Суворов, Г. Орлов, Ф. Ушаков, Е. Дашкова, А. Радищев, М. Ломоносов, И. Кулибин, Б. Растрелли, Е. Пугачев, К. Булавин.
Литература:
1. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2009. – 592с.: док. 9.4,9.6,9.14,9.15,9.16,9.18
2. История России: Конец XVII- в XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/В.И.Буганов, П.Н.Зырянов; Под.ред. А.Н.Сахарова. – 9-е изд.; перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2010.- 304с.:ил.;карт. § 41-52
3.Буганов В. И. Петр Великий и его время. М., 1989.
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Мысль, 1991.-440с.
5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Мысль, 1984г.
Самостоятельная работа №6