Словари и энциклопедии On-line

1.​ http://www.gramma.ru/LIT - Словарь литературоведческих терминов / Автор-составитель С. П. Белокурова

2.​ http://www.slovar.by.ru – Словарь литературоведческих терминов

3.​ Словарь культуры: www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

4.​ Русские словари: Полезные ссылки. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы: www.slovari.ru/

5.​ http://www.nature.ru – Российская научная сеть

6.​ http://www.1september.ru – Первое сентября. Номера газеты

7.​ http://www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима следующая материально-техническая база:

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

– оборудованные аудитории с экраном;

– аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютеры, DVD-проигрыватели, проектор;

– кабинет фольклора для обработки и хранения фольклорного архива (письменных записей, аудио- и видеокассет, фотоматериалов, предметов быта);

– штатная единица заведующего кабинетом фольклора (для оформления и систематизации фольклорного архива, подготовки наглядных пособий, консультации студентов).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация самостоятельной учебной деятельности при различных видах занятий, предполагает самостоятельную работу обучающихся с содержанием разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Фольклор как предмет филологического изучения Терминология и проблема происхождения фольклора. Определение фольклора (устного народного творчества). Происхождение термина «фольклор», его толкования. Бытовая основа и художественное начало в фольклоре. Фольклор вербальный (устное народное творчество) как особая форма словесно-поэтического искусства, предмет исследования филологической фольклористики. Фольклор аутентичный. Полевая работа фольклористов. Специфика вербального фольклора (устного народного творчества). Фольклорное сознание как идеальный объект, имеющий образную природу и получающий своё воплощение в системе представлений, идей и образов фольклора. Роль памяти в фольклорном процессе. Глубина памяти фольклорной традиции. Ретроспективный способ исследования фольклора. Традиционность фольклора. Анонимное и коллективное авторство в фольклоре. Фольклорная типизация. Национальное самосознание в фольклоре. Региональная и локальная специфика фольклора. Вариативность как универсальное свойство фольклора. Определение варианта и версии фольклорного произведения. Импровизация в фольклоре. Полиэлементность как специфический признак фольклора. Синкретизм и синтез в фольклоре. Синоптический способ исследования фольклора. Универсальная повторяемость в фольклоре (аналогия с языком). Сравнительный способ исследования фольклора как основной. Причины международных фольклорных схождений (генетические, контактные, типологические). Определение фольклорной типологии. Проблема творческого метода фольклора. Сочетание высокого уровня типизации с принципом прямого, конкретного отображения жизни («сублимирующий» метод, метод « сгущенной художественной типизации действительности»). Системность фольклора. Фольклорные взаимосвязи. Проблема классификации. Ритуальность исполнения народных произведений и возможность специфической классификации устного народного творчества по этому принципу (фольклор обрядовый и внеобрядовый). Филологический принцип классификации вербального фольклора (народные эпос, лирика, драма). Род, вид, жанр в фольклоре. Жанр как важнейшая категория фольклорной поэтики. Ядро и периферия фольклорного жанра. Жанры эпические, лирические, драматургические; малые жанры фольклора. Историческое развитие фольклора как изменение и совершенствование традиции, постепенная замена устаревшей системы жанров новой. Глобальные художественные системы русского фольклора. Проблема периодизации. Фольклор раннетрадиционный, классический, позднетрадиционный (Т. В. Зуева, Б.П.Кирдан).
Фольклористика как наука. История и современность Филологическая фольклористика, её своеобразие, место в системе других наук. Первые записи фольклора, зарождение русской науки (истории и филологии) и изучение народного творчества. События русской истории и фольклор (Киевская Русь, Московская Русь, становление многонационального российского государства). Героические и социальные темы русского фольклора. Преднаучный период. Собирание фольклора в ХVII, ХVIII в. Записи и исследования русского фольклора в XVII-XVIII вв. (В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Сборники фольклорных материалов XVIII в. и их особенности (В.А. Левшин, М.Д. Чулков, К. Данилов). Становление фольклористики в первой трети ХIХ в. Общественные направления XIX века и проблемы фольклористики: декабристы, революционные демократы, западники и славянофилы. Фольклор в оценке общественных направлений середины ХIХ в. Этапные научные кружки и публикации фольклора в XIX веке. Кружок П.В. Киреевского. Принципы собирания и публикации. Русские писатели-собиратели фольклора. Собрание В.И. Даля, сб. А.Н. Афанасьева. Сборники И.А. Худякова, Д.Н. Садовникова, Н.Е. Ончукова, Д.К. Зеленина, Б.М. и Ю.М. Соколовых. Собирание и изучение былинной традиции на русском севере (П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг, А.В. Марков, А.Д. Григорьев, Н.Е. Ончуков). Принцип записи фольклорного репертуара сказителя. Фольклорные издания 60-70-х гг. XIX в. (П.А.Бессонов, Е.В. Барсов, Л.Н. Майков, Д.Н.Садовников, П.В. Шейн. Первые собрания частушек. Императорское Русское географическое общество (РГО). Становление академической науки о фольклоре. Российская фольклористика ХIХ – начала ХХ в. (до 1917 г.). Академические научные направления (школы и теории) в истории фольклористики XIX века: мифологическая школа (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер). Традиции мифологической теории в современной фольклористике. Школа заимствования (миграционная теория). Т. Бенфей и В.В. Стасов. А.Н. Пыпин «Очерки литературной истории старинных повестей и сказок русских». Деятельность А.Н. Веселовского. Развитие теории заимствования в XX веке. Теория самозарождения сюжетов. Историческая школа. В.Ф. Миллер и его труд «Очерки русской народной словесности». Последователи В.Ф. Миллера. Собирание и научные публикации русского фольклора (важнейшие сборники сказок, песен, былин, причитаний, духовных стихов, пословиц, загадок и других жанров) Фольклористика советского периода. Подходы к изучению, собиранию и публикации народных произведений Вклад ученых XX в. в собирание и исследование фольклора (Б.М. и Ю.М. Соколовы, В.И. Чичеров, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин, Б.Н. Путилов, Н.В. Чистов, А.М. Новикова, Б.П. Кирдан, Т. В. Зуева и др.). Фольклористика конца ХХ – начала ХХI вв.: тенденции и направления. Центры филологического изучения фольклора. Современная фольклористика как новый этап в изучении народного поэтического творчества. Дискуссии о специфике фольклора. Проблема периодизации фольклора в трудах современных ученых (В.П. Аникин, Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан). Многообразие методов и подходов к фольклору в современной науке. Новейшие исследования в фольклористике.
Жанры и жанровые системы русского фольклора 3.1. Ранне-традиционный фольклор 3.2. Классический фольклор 3.2.1. Обряды и обрядовый фольклор 3.2.2. Устная проза. Сказки как вид народной прозы 3.2.3. Несказочная проза 3.2.4. Былины Лиро-эпические жанры традиционного фольклора 3.2.5. Исторические песни 3.2.6. Духовные стихи 3.2.7. Народные баллады Лирические жанры русского фольклора 3.2.8. Лирические внеобрядовые песни 3.2.9. Малые жанры фольклорной прозы (паремии) Драматический род в фольклоре. Народное драматическое творчество. 3.2.10. Фольклорный театр. Народная драма 3.3. Детский фольклор 3.4. Позднетрадиционный фольклор 3.1. Раннетрадиционный фольклор Определение раннетрадиционного фольклора как архаичной системы древних родов и видов фольклора, предшествовавшей собственно художественному творчеству народа. Этнические корни русских. Условия бытования раннетрадиционного фольклора как источника русского устного народного творчества. Происхождение русского фольклора и его ранние формы. Теория трудового происхождения искусства. Древние русские трудовые песни, их поэтика. Заговоры (заклинания), их классификация. Художественная система заговоров (персонажи, композиция, стиль). Язычество как мировоззренческая система. Древнерусское язычество. 3.2. Классический фольклор Определение классического фольклора как богатой и художественно развитой системы устного поэтического творчества народа, духовного наследия русской православной цивилизации. Исторические условия его оформления и бытования. Жанры и жанровые системы русского классического фольклора. 3.2.1. Обряды и обрядовый фольклор. Исторические корни народных обрядов. Связь народных обрядов с обрядами Церкви (бытовое Православие). Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и его традиционных жанрах. Жанровый состав обрядового фольклора: колядки, овсени, виноградья, масленичные песни, веснянки, волочебные, вьюнишные, хороводные песни, троицкие, купальские, петровские песни. Песни осенних обрядов. Магия и ритуал. Христианизация народного календаря; его духовная, ритуально-магическая, психологическая и поэтическая функции. Классификация народных обрядов. Народный русский календарь. Календарные праздники и обряды, их поэзия. Народные семейно-бытовые обряды. Обряды рождения и смерти. Свадебный обряд. Поэзия русской свадьбы. Жанровый состав и классификация семейного фольклора. Свадебные песни (величальные, корильные, приговоры), их художественные особенности. Антитеза и художественный параллелизм как принцип построения свадебных песен и причитаний. Причитания как жанр фольклора (похоронные, свадебные, рекрутские). Поэтическое своеобразие причитаний. Трагизм и драматичность Собирание и изучение обрядовой поэзии (П.В. Шейн, П.В. Киреевский, Н. Майков). Христианство и двоеверие в фольклоре. 3.2.2. Проза как разновидность эпического фольклора. Сказки и несказочная проза. Их отношение к действительности. Типизирующая функция сказочного вымысла и конкретно-информативная функция несказочной прозы. Проблема определения жанровых разновидностей сказок и их художественного метода. Общие признаки произведений. Сказки как вид народной прозы. Репертуар русских сказок, роль книги в его историческом формировании. Проблема классификации сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые (анекдотические, новеллистические). Аарне – Андреев – Томпсон – опыт классификации. Типы героев и особенности поэтического построения. Сказочники-мастера. Фольклорная и литературная сказки. Жанрообразующие качества сказки. Поэтика сказок и стиль жанровых разновидностей сказок. Антитеза – универсальный художественный прием сказок. Герои сказок – образы – типы. Особенности сказочных сюжетов (последовательность, однолинейность, замкнутость) и принципы композиции. Сюжеты одномотивные, кумулятивные и состоящие из замкнутой цепочки мотивов разного содержания. Контаминации. Утроения. Диалоги. Собирание сказок: А.Н. Афанасьев, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.Н. Зеленин, Б.М. и Ю.М. Соколовы. 3.2.3. Несказочная проза Общие признаки произведений народной несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность. Формообразующее значение сюжета. Образование циклов. Дискуссионность проблемы выделения жанров несказочной прозы. Приспособляемость произведений несказочной прозы к разным повествовательным жанрам, к местным условиям. Предания, легенды, демонологические рассказы (былички, бывальщины). Содержание и художественная специфика преданий, легенд, демонологических рассказов . Жанровые признаки разновидностей несказочной прозы. Собирание и изучение несказочной прозы. 3.2.4. Былины Определение жанра былин. Проблема происхождения и исторической периодизации былин, ее дискуссионный характер в трудах исследователей. Процесс формирования состава русского эпоса. Географическое распространение былин, их циклизация (киевский, новгородский циклы). Историзм былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика былин. Принципы изображения людей и событий. Композиция былинных сюжетов. Антитеза и система утроений. Орнаментовка сюжета (запевы, исходы), общие места (locicommunes) в былинах. Система повторений, приемы ретардации (замедления) повествования. Гипербола как основное средство создания образов. Особенности языка, стиля, былинный стих. Собирание и изучение былин. Географическое распространение былин (Север, Урал, Сибирь). Открытие былинной традиции в Поволжье (Языковы, П. Киреевский). Выдающиеся сказители. Важнейшие сборники былин: «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»; «Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года»; «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым». Проблема происхождения и исторической периодизации былин. Сюжеты и образы былин. Поэтические особенности былин. Лиро-эпические жанры традиционного фольклора 3.2.5. Исторические песни Проблема происхождения исторических песен. Их жанровые признаки, периодизация, содержание. Основные циклы исторических песен (об Иване Грозном, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре Великом, о событиях 1812 года). Их содержание, типы героев (народный герой, царь, полководец), изображение народа, художественное своеобразие, жанровые разновидности. Определение жанра исторических песен, отображение в исторических песнях народного сознания. Сходство и отличие исторических песен от былин. Художественные формы исторических песен. 3.2.6. Духовные стихи Определение духовных стихов и песен как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений религиозного содержания, неоднородных в жанровом отношении. Происхождение духовных стихов. Среда бытования и репертуар духовных стихов. Основная идея и поэтика духовных стихов как мира христианских чудес. Художественный мир духовных стихов. Особенности их содержания и поэтики. История собирания и изучения духовных стихов. 3.2.7. Народные баллады Происхождение термина «баллада» и определение жанра. Проблема выделения баллад в фольклоре, их тематика и идейная направленность. Историческое развитие народных баллад (особенности сюжета, характер конфликта, принципы изображения героев). Поэтика народных баллад. Собирание и изучение баллад. Лирические жанры русского фольклора 3.2.8. Лирические внеобрядовые песни Историческое развитие народных лирических внеобрядовых песен и проблема их классификации. Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Характер исполнения. Проблема происхождения народной лирической внеобрядовой песни и историческое развитие репертуара. Основные группы лирических внеобрядовых песен и проблема их классификации (принципы и подходы). В.Я. Пропп, Н.П.Колпакова, Т.М. Акимова и др. Тематика традиционной крестьянской лирики. Содержание, типы героев. Поэтика народной лирики: сюжетные ситуации, параллелизм, приемы композиции: повтор сюжетных ситуаций, ступенчатое сужение образов, ассоциативно-цепочное построение. Монологи, диалоги, повествовательная часть. Приемы изображения персонажей: идеализация, юмор, сатира. Особенности языка и строфики. Собирание народных песен (П.В. Киреевский, Языковы, П.В. Шейн, А.И. Соболевский). Роль книжной лирики в формировании и развитии реперуара. 3.2.9. Малые жанры фольклорной прозы (паремии) Художественные особенности пословиц, поговорок, загадок. Собирание и изучение малых жанров. Драматический род в фольклоре. Народное драматическое творчество 3.2.10. Фольклорный театр, его виды. Народные драмы. Драматический род в фольклоре. Истоки народного театра. Театральные формы фольклора. Скоморохи. Балаганы. Театр передвижных картинок (раек). Драматическое начало в эпических и лирических жанрах Народный кукольный театр, его виды (театр Петрушки, Вертеп). Народные драмы. Время их создания, особенности бытования. Жанровый состав. Народные бытовые сатирические пьесы «Барин», «Мнимый барин», «Маврух» (тематика, приемы сатирического изображения). Народные героико-романтические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Проблема происхождения, идейная направленность, образы, поэтика. Сборник Н.Е. Ончукова «Северные народные драмы», антологии П.Н. Беркова, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой. 3.3. Детский фольклор Специфика детского фольклора в отличие от фольклора взрослых и связь с ним. Жанры материнского и собственно детского фольклора. Игровое начало и педагогическая направленность детского фольклора. Особенности его поэтики. 3.4. Позднетрадиционный фольклор Эволюция традиционного фольклора в XX веке. Определение и общая характеристика позднетрадиционного фольклора. Трансформация системы жанров классического фольклора. Новые жанры (частушки, городские песни и романсы, анекдоты) Эволюция традиционных жанровых форм и появление новых (частушки) в новых исторических условиях («новое время – новые песни»). Частушка – определение жанра и его свойства. Типы частушек. Проблема возникновения. Тематика и поэтика частушек. Сборники В.И. Симакова, Е.Н. Елонской, З.И. Власовой и др.. Системные образования позднетрадиционного фольклора (фольклор рабочих, фольклор советской эпохи: периода революции, гражданской войны и первых пятилеток, фольклор периода Великой Отечественной войны, фольклор современных субкультур, интернет-фольклор). Фольклор периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Жанровое своеобразие. Специфика городской фольклорной культуры. Жанровые разновидности городских песен, их поэтика. Исследователи песен литературного происхождения: И.Н. Розанов, А.М. Новикова, В.Е. Гусев, Я.И. Гудошников и др. Сборники городских песен. Анекдоты и афористические жанры. Проблема происхождения анекдота, его поэтика. Современные присловья, остроты, шутки. Сборники анекдотов. Фольклор постсоветской эпохи. Проблемы изучения и собирания.




Наши рекомендации