Генеалогия групп и национальностей
Мир разнообразен, и, что интересно, 100 лет назад он был еще разнообразнее, чем сейчас. Возникает вопрос, — а что делать, когда предки другой национальности или другой социальной группы? Некоторые пояснения я даю ниже.
Что, если предки были казаками?
Если предки происходят из Украины, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, вообще Северного Кавказа, но также и, скажем, Оренбургской области, есть очень большая вероятность обнаружить у себя в роду настоящих казаков (в противовес тем, кто считает себя казаками сейчас).
О происхождении казаков написаны горы литературы, жаркие споры ведутся в отношении того, являются ли казаки отдельным народом. Официально таковыми они не являются и в отношении них сейчас принято называть слово «группа». Мол, есть русский народ, а в нем есть отдельная группа людей, которые немного отличаются, и это казаки. К слову сказать, таких групп весьма много.
Исторически казаки возникли на окраине зарождающегося российского государства, собственно, от этого государства туда и сбежав. От царя далеко, свободы побольше, но и народ поопаснее — все это сформировало характер казака, как правило, боевой и более независимый.
Государство достаточно долго не знало, что с казаками делать, но, в конце концов, раз они такие смелые, решило их «легализовать» (хотя они уже, вполне себе, жили на своей земле без всякой «легализации» уже очень давно) и использовать, как «буфер», на самых опасных участках границ государства (а такими, по тем беспокойным временам, были почти все границы, кроме северной).
Времена менялись и вчерашние опасные участки становились мирными, и держать там бравых казаков становилось невыгодно, тогда государство предлагало казакам либо перейти на более опасные участки границы (так произошло с украинским казачеством, из которого, в основном, было сформировано кубанское), либо, никуда не перемещая, создавало отдельные, казачьи подразделения, которые имели свои, как правило, более длинные сроки службы и более ответственные участки во время войны (а Россия воевала почти всегда в своей истории) — так произошло с Донским, Оренбургским казачеством и т. д..
Жизнь казаков была опаснее, но и жили они богаче и свободнее. Многие вопросы решались в казачьем кругу. Государство нашло удобную форму сосуществования с ними, вот почему они стали самыми яркими защитниками Российской империи. Это вспомнили им революционеры, которые, после победы советской власти, подвергли казачество сокрушительным репрессиям.
В Интернете представлено достаточно большое количество форумов потомков казаков, а также то, что документы на казаков есть не только, скажем, в архиве Ростовской области (Донские казаки), но и в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) в Москве.
Потомков старообрядцев гораздо меньше, чем потомков казаков, а все потому, что государство так и не нашло формы сосуществования с ними. Мало того, большую часть своей истории государство считало старообрядцев своими врагами и, посредством церкви, всячески их преследовало. В частности, до 1905 года невозможно было зарегистрировать брак, рождение, смерть старообрядца. Их как бы не было, человек как бы не рождался, не умирал, брак не считался законным.
Это тем более удивительно, потому что старообрядцы не делали ничего, чтобы такими врагами стать. Более того, до середины XVII века старообрядцы были как все... и буквально за 10 лет они превратились во врагов режима. Как так получилось, известно по школьному курсу истории. Потом старообрядцы под прессом государства организовались и жили удивительными общинами, которые хорошо изучил их, вообще-то, враг и человек, отправленный их «исправлять» Павел Иванович Мельников-Печерский. Он оставил одно из наиболее талантливых описаний жизни и быта старообрядцев в книгах «В лесах» и «На горах».
«Оторванность» от государства развивала самостоятельность, вот почему старообрядцы — это люди, которые «сделали» российский капитализм. Необходимость опираться только на себя и на свою общину, отсутствие алкоголизма, социальная активность — самые основные и нужные черты для будущего купца — богатея, скажем, в старообрядческой и купеческой столице — Нижнем Новгороде.
Советская власть чрезмерно самостоятельных и предприимчивых старообрядцев тоже невзлюбила и вбила последние гвозди в жизнь старообрядческих общин: там, где 150 лет назад Мельников-Печерский наблюдал своеобразную цивилизацию сейчас только вымирающие деревни. Впрочем, памятники на могилах старообрядческих святых остались.
Характерная форма крестов (с «домиком») особенность старообрядческого кладбища. Керженец 2008 год, фото автора.
В практическом плане в поиске предков-старообрядцев на метрики стоит рассчитывать только после 1905 года. А до этого — всевозможные переписи, подворные и похозяйственные списки. Государство старообрядцев не регистрировало, но налог с них брало исправно.
Евреи массово вошли в состав Российской империи после того как в конце XVIII века Россия и Австро-Венгрия разделили Польшу, где евреи составляли значительный процент населения.
Странное, непонятное, совсем не говорящее по-русски, имеющее другую религию и, во многом, другое сознание, многотысячное еврейское население не обрадовало российскую власть и, в общем, долгое время оно решало одну важную проблему:
а) как сделать евреев русскими,
б) как, при этом, особо никуда «не пущать»,
в) как содрать с них побольше денег.
В общем и целом, это так, хотя были и редкие приятные исключения: например, проекты поселения евреев в Сибири, которое в некоторых своих направлениях имело успех.
Для того, чтобы никуда не «пущать» для евреев была введена «черта оседлости», а, фактически, внутренняя граница, которая не позволяла евреям выезжать дальше территории своего основного проживания. В остальных городах разрешалось жить только представителям определенных профессий, а также купцам, которые накопили необходимый капитал.
Таким образом, государство, фактически, разрешило евреям зарабатывать, как правило, тем, что вызывало огромный гнев местного населения, например, содержанием шинков (по нашему — пивнушек), или дачей денег в долг под процент (для христианского населения это считалось грехом), что привело к тому, что часто местное население, мягко говоря, евреев недолюбливало, и приводило это к кровавым еврейским погромам.
В результате сотни тысяч евреев эмигрировали из Российской империи по всему миру, где стали основой местной экономики. Отсюда, собственно, закономерный вывод: архивные источники о евреях связаны с:
а) попыткой их посчитать, чтобы взять налог (переписи, списки еврейских общин города)
б) настойчивой попыткой евреев вырваться за черту оседлости и за этой чертой удержаться
в) настойчивой попыткой евреев эмигрировать
г) не менее настойчивой попыткой спастись от погромов
Ну и остается «на посошок», собственно, метрики и попытка евреев, жить нормальной жизнью, вести дело и т. д. И такое было!
Евреи, как народ, который очень много потерял, очень внимательно относятся к собственной генеалогии, есть мощные генеалогические форумы, такие как «Евреийские корни» forum.j-roots.info и англоязычный jewishgen.org
Об истории российских евреев рекомендую две противоположные, но содержательные книги: «Очерки времен и событий из истории российских евреев» автор Феликс Кандель и книгу А.И. Солженицына «Двести лет вместе». Читать их надо именно вместе.
Мусульмане,а точнее, представители мусульманских народов Российской империи: татар, башкир, черкес, чеченцев и т. д.
С массовым мусульманским населением российское государство столкнулось раньше, чем с евреями, лет эдак на 250.
По всей России существовала сеть мечетей, велась регистрация рождения, браков, смерти, мусульмане платили налоги. В чем же была потенциальная разница? Как правило, до начала XX века мусульманские народы России, за пределы своих регионов если и выезжали, то мало, сама религия — ислам, хотя и рассматривалась как, безусловно, иноверческая «бусурманская», тем не менее, такой зловредной и опасной, как иудаизм не считалась. То есть у государства не было повода боятся крупной миграции мусульман в крупнейшие города Империи (за что боролись евреи).
После разрушительной и долгой Кавказской войны, огромное количество черкесов (предков современных адыгов, абхазов, собственно, черкесов и кабардинцев) были вынуждены покинуть свои дома и переселиться в Османскую империю. Впрочем, в защиту российского правительства надо сказать, что такая практика тогда существовала повсеместно, и даже более жестокая. (Отсылка к книге Свена Линдквиста «Уничтожьте всех дикарей»).
К сожалению, достойных ресурсов по черкесской генеалогии в сети мало, а вот по татарско-башкирской можно отметить проект ufagen.ru. Изучение последней связано с необходимостью знать татарский язык, причем, не только его, но и старинный, арабский алфавит, которым пользовались до 1917-1918 века при написании татарских слов, так называемый «эски имля».
Естественно, это далеко не все национальные группы, проживавшие в Российской империи.