Чокан Валиханов – великий казахский ученый и просветитель.
Одним из выдающихся ученых, просветителей казахского народа был Чокан Чингисулы Валиханов.
Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кусмурун. При рождении ему дали имя Мухаммед- Канафия. А Чоканом его ласково назвала Зейнеп Шорманова, мать будущего ученого. Его детские годы прошли в живописных местах - Кусмуруне и Сырым- бете. Предки Чокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жуза Абылай, считался одним из могущественных казахских правителей XVIII века. Его дедом был Уали, последний казахский хан, официально признанный и утвержденный царским правительством. Его отец Чингис был выпускником Омского войскового училища, занимал должность старшего султана в Кокчетавском внешнем округе. Его родственниками по материнской линии были не менее известные и почитаемые люди Баянаульского края - Шормановы. Так, Муса Шорманов был полковником русской армии и известным казахским бием, собирателем фольклора, старшим султаном Баянаульского внешнего округа. Значительное влияние на его воспитание оказала бабушка – султанша Айганым.
Первые знания он получил в школе Сырымбета. В стенах начальной аульной школы Чокан овладел основами нескольких восточных языков: арабского, персидского и чагатайского. В формировании его мировоззрения большую роль сыграли и ссыльныедекабристы, нередко гостившие у них дома. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес к науке, литературе и искусству.
С ранних лет Чокан проявлял огромную любовь к национальной поэзии, народному фольклору. Уже в детские годы он записал несколько вариантов степных поэм «Козы Корпеш и Баян сулу» и «Ер Кокше» и других. Не случайно, что к 12 годам он слыл хорошим знатоком степных традиций и обычаев. К учебе в Омске он уже был вполне подготовленным мальчиком.
В 1847 году Чокан поступил в Сибирский кадетский корпус, считавшийся в то время одним из лучших учебных заведений Западной Сибири. С первых лет учебы юного кадета выделяли прилежание в учебе и строгая дисциплина. Чокан с огромным интересом изучал военные дисциплины, всеобщую географию, русскую и западноевропейскую литературу, историю, основы философии, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, строительное искусство, черчение, рисование, каллиграфию, иностранные языки и другие дисциплины. Здесь же он заметно углубил свои знания в области восточных языков. Много читал дополнительной литературы.
О нем писал его друг и сокурсник Г. Потанин: «...развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому и другие преимущества». По воскресеньям кадеты, имевшие в городе родственников, получали отпуска. Но у Чокана ни родных, ни близких в городе не было. Но все преподаватели и воспитатели прониклись глубоким уважением к юноше. По выходным его забирали домой чиновник А.А. Сотников, учитель рисования Н. Померанцев, учитель истории А. Гонсевский, энциклопедист К. К. Гутковский и другие. В годы учебы он подружился сГ.Н. Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым и общественным деятелем. Почти через 30 лет Г.Н. Потанин посетил аул его отца, султана Чингиса и оставил труд «В юрте последнего киргизского царевича». Это было знаком глубокого уважения к памяти своего рано ушедшего из жизни друга.
Чокан с увлечением читал произведения выдающихся русских и зарубежных поэтов и писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ч. Диккенса и других.
В 1853 году Чокан закончил кадетский корпус в офицерском звании корнета и начал службу в Сибирском казачьем войске. Затем был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири. В годы пребывания в Омске он познакомился с прогрессивно настроенными представителями русской интеллигенции. Он прекрасно знал исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта- петрашевца С.Ф. Дурова. Большая дружба связывала Ч. Валиханова со ссыльным писателем Ф.М. Достоевским. Они оказывали самое благотворное влияние на формирование личности будущего ученого, просветителя.
Молодой ученый, получив прекрасное образование, начал участвовать в различных научных экспедициях. Об этом он мечтал еще в годы учебы в Омске. В нем нуждались и русские исследователи, увидев в нем хорошего знатока жизни степей и сопредельных территорий. Поэтому не случайно в 1855 году он принял предложение генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорта отправиться в путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. В этой научной поездке Чокан Валиханов сумел собрать образцы фольклора, исторических преданий казахов и кыргызов. Ему поручают поездку в загадочную Кульджу с целью улучшения торговых контактов двух империй.
Дальнейшей направленности научной деятельности Ч. Валиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тян-Шанским, выразившим искреннее восхищение казахским ученым. В 1857 году по рекомендации П. Семенова-Тян-Шанского казахский ученый был избран в члены Русского географического общества. Путешествие в земли Восточного Казахстана, Семиречья и кыргызов принесли Чокану известность. Кроме того, благодаря ему были записаны и сохранились до настоящего времени некоторые варианты древнейшего кыргызского эпоса «Манас».
В 1858-1859 годах ученый совершил свою самостоятельную знаменитую поездку в Кашгар. До Чокана Валиханова ни одному из европейцев не удавалось посетить этот край. Тайное путешествие немецкого ученого Р. Шлагингвейта, сделавшего попытку пробраться в закрытую для европейцев страну, закончилось жестокой его казнью. В условиях строжайшей конспирации, рискуя своей жизнью, ему удалось собрать ценнейшие сведения из истории, этнографии, культуры, геологии, географии, ботаники этого ранее неизведанного края. Подготовленный им фундаментальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лy (Малой Бухарии)» получил высочайшую оценку в научном мире. Чокан Валиханов совершил выдающийся научный подвиг.
Царское правительство высоко оценило научные заслуги молодого султана. В 1860 году в Санкт-Петербурге Чокана Валиханова награждают орденом и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр II. На этой встрече, воспользовавшись ситуацией, ученый обратился к нему с просьбой о более лучшем отношении царских чиновников к его народу.
В Петербурге Чокан Валиханов работает в различных военных и научных учреждениях (1859-1861). Он становится кумиром российских востоковедов и дипломатов, писателей и поэтов. Ученый трудится над составлением карт Казахстана, Средней Азии и Восточного Туркестана. Он занимается изучением восточных рукописей. Его приглашают читать лекции по истории Востока в Русское географическое общество.
Но влажный столичный климат губительно отразился на здоровье Чокана. Он вынужден был покинуть столицу и переехать в родную степь, а затем в Омск. Здесь он подготовил труд «Записка о судебной системе в степи» в котором подчеркивает необходимость сохранения традиционного суда биев.
В 1862 году он сделал неудачную попытку участия в выборах на должность старшего султана Атбасарского внешнего округа. Этим шагом он хотел принести пользу своему народу, защищая его от произвола российских чиновников и казахской знати. В 1864 году ученый принимает участие в военной экспедиции генерала Черняева в Южный Казахстан. Но излишняя жестокость генерала по отношению к местному населению заставляет его и некоторых русских офицеров подать в отставку. Последний год его жизни проходит в ауле его дальнего родственника султана Тезека. Здесь он продолжал заниматься сбором историко-этнографических материалов казахов Старшего жуза. После продолжительной болезни 10 апреля 1865 года виднейший казахский ученый и просветитель Чокан Валиханов умер. На его могиле были установлены памятник и надгробная плита. Памятник был вытесан из местного мрамора ссыльным польским революционером Леопольдом Ластовским. Своей научной деятельностью Чокан Валиханов внес огромный вклад в исследование истории, культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Научное наследие выдающегося ученого богато и многообразно. Ценными научными источниками являются его труды «Аблай», «Киргизское родословие», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и другие.
Чокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии. Он был одним из первых профессиональных казахских художников.
Казахские поэзия и музыка.
Эпические произведения первой половины XIX века описывают подвиги народных героев Абылая и Кенесары. С песен и кюев, как правило, начинались свадьбы, совещания руководителей родов и племен. Казахи отмечали ими откочевку на жайляу и кыстау. Казахская поэзия XIX-начала XX веков во многом была связана с культурой, традициями и обычаями казахского народа. Особенностью развития поэзии XIX-начала XX веков стало то, что в творчестве акынов наблюдается переход от патриотических и героических тем к проблемам повседневной жизни, национально-освободительного движения.
В развитие казахского поэтического и музыкального искусства заметный вклад внесли Махамбет Утемисулы, Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагулулы, Жаяу Муса Байжанулы и другие.
Поэзия Махамбета Утемисулы (1803-1846) была полностью связана с восстанием под руководством Исатая Тайманулы (1836-1838). Махамбет родился в 1803 году в местности Бекетай Внутренней Орды. Его родители были состоятельными людьми и пользовались почетом и уважением при ханском дворе. Будущий поэт также был приближен к хану. Махамбет Утемисулы был прославленным батыром, поэтом и домбристом. Среди современников он выделялся и как пламенный оратор.
Он вырос в местности, где в свое время творили выдающиеся казахские поэты и музыканты Сыпыра-жырау, Казтуган, Шалкииз, Жиембет, Доспамбет и другие. М. Утемисулы прекрасно владел русским, татарским и арабским языками. С 1824 по 1829 годы поэт был воспитателем сына хана Жангира - Зулкарная, проживая в городе Оренбурге. В этот период поэт познакомился и сдружился с русским писателем и этнографом В. И. Далем, ученым и путешественником Г. С. Карелиным.
В 1829 году начинаются выступления казахских шаруа против ханской власти, которые поддержал М. Утемисулы. За это он был заключен в Калмыковскую крепость. Народный поэт принимал активное участие в сражениях, вдохновляя восставших своей пламенной поэзией. Он призывал народ к освобождению от царского гнета и от засилия ханского окружения: «Тяжек рабства позорный плен! Оскорбляют отца и мать, По лбу бьют коня подо мной - Шлю проклятья жизни такой... Заселить хотел моим народом Берег Волги, что богат лугами, И заполнить поселенья эти Конскими без счета табунами».
В 1838 году в бою погибает Иеатай Тайманулы. Но Махамбет не останавливается и продолжает борьбу за независимость казахского народа.
Махамбетом были написаны такие произведения, как «Аргымак, я тебя сохранил...», «Пасмурен, пасмурен черный, полный печали день...», «Обращение к Жангиру». Эти стихи были посвящены его верному другу Исатаю Тайманулы. Творчество Махамбета Утемисулы было посвящено разоблачению политики царских властей, неблаговидных действий хана и его окружения.
Поэт Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) родился на территории современной Актюбинской области. Он вырос в бедной семье. С детства отличался талантом красноречия. Очень рано начал слагать стихи. Так же, как и Махамбет, он участвовал в восстании в Бокеевском ханстве. В своих пламенных стихах Шернияз воспевал волю и стремление народа к борьбе. Самым известным произведением поэта было обращение к султану-правителю Баймагамбету Айшуакулы, в котором Шернияз разоблачает его антинародную деятельность.
В первой половине XIX века были заложены основы нового течения в поэзии - воспевание жизни человека. К этому литературному направлению относятся произведения Жанака Сагындыкулы (1775- 1846), Шоже Каржаубайулы (1803-1884), Суюнбая Аронулы (1815- 1898). В основе их творчества лежали социальные и экономические проблемы казахского традиционного общества.
Яркими представителями поэзии 40-60-х годов XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы (1802-1871), Шортанбая Канайулы (1818-1881), Мурата Монкеулы (1843-1906). Их относят к поэтам «эпохи скорби» (зар заман). Одной из основных линий их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.
К примеру, в своей эпической поэме «Три края» Мурат Монкеулы разоблачает колониальную политику царского правительства: «Отобрав Едиль, Взяли нас за подол! Отобрав Жаик, Взяли за ворот. Отобрав Уил, Достигли всего.»
Биржан Кожагулулы (1825-1887) был уроженцем нынешней Северо-Казахстанской области. Он был известен в народе как Биржан-сал. С юношеских лет проявил себя как выдающийся композитор, поэт и певец. Получил образование в двухклассной казахско-русской школе, затем обучался в медресе в г. Петропавловске. Знал арабский, персидский и чагатайский языки. Биржан-сал создал немало произведений любовной лирикиОн прославился как мастер айтыса. После себя оставил такие песни, как «Актентек», «Биржан- сал», «Айбозым», «Гашыгым», «Айтбай» и другие. До нас дошло около 40 его песен.
Одним из известных поэтов и композиторов был Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929). Он родился в местности Акшокы на территории Баянаульского округа Павлодарского Прииртышья. Первоначальное образование получил у аульного муллы. Позднее учился в Омске. В своих произведениях выступал против произвола волостных управителей, против колониального режима царского правительства. В частности, его песня «Ак сиса» была посвящена протесту против социальной несправедливости, колониальной политики царского правительства. За свои политические убеждения был сослан в Тобольск. Находясь в тюрьме, он обращается к генерал-губернатору Западной Сибири с прошением об отправке его в армию. Эта просьба была удовлетворена. Поэт проходил службу в Тобольске, Оренбурге, Казани, Новгороде, Москве, Владимире и Петербурге, а также в Польше и Литве. Участвовал в военных походах генерала Черняева на территории Южного Казахстана. В это время он сочинил такие песни, как «Суйындук», «Толгау», «Бозторгай», «Жан- бота», «Гашыгым», «Хаулау» и другие. Поэт оставил после себя более 70 песен. Он был автором как песен, так и музыки.
Акжигит Корамсаулы (1843-1913) был известен в народе как Ахан серэ. Был признанным акыном, певцом и композитором. Родился на территории нынешней Северо-Казахстанской области. Вырос в простой семье кочевников. Первоначальное образование получил у аульного муллы, затем учился в медресе г. Петропавловска. С детских лет он впитал в себя народные песни и кюи. Многогранный талант принес акыну заслуженную славу. Народ дал ему почетное прозвище «серэ» (изящный, утонченный). До нас дошло более 40 песен. Им написаны волнующие лирические песни «Алтыбасар», «Сырымбет», «Макпал», «Актоты» и другие. Тема любви воплощена и в песнях «Еркем», «Аужар», «Ай койлек», «Гашык жарга». В песне «Кулагер» акын скорбит о гибели своего любимого скакуна от злодейских рук.
Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймырзаулы (1864-1919) - уроженец нынешней Акмолинской области. Был знаменитым народным композитором, певцом, акыном и борцом. С детства учился различным цирковым упражнениям на лошади. Всенародную славу принесли ему песни «Галия», «Ашылы-айырык». Лучшими его произведениями считаются песни «Желдирме», «Кос перне», «Кокшетау».
Одним из поэтов-просветителей был Домак-шешен (1850-1918), уроженец Омского уезда Акмолинской области. В своих произведениях высказывал тревогу за судьбу своего народа. К примеру, в стихотворении «Оку, онер, адалдык» призывал молодежь к овладению знаниями, обучению ремеслам и соблюдению справедливости.
В это время жила и творила целая плеяда других не менее выдающихся поэтов-музыкантов: Шернияз Жарылгасынулы (1817-1881), Мади Бапиулы (1880-1921), Кудайберген Альсеитов, Сара Тастанбек- кызы (1853-1916), Асет Найманбайулы (1867-1923), Иманжусуп Кут- панулы (1863-1929), Базар-жырау Ондасынулы (1842-1911), Майлыкожа Султанкожаулы (1835-1889), Кемпирбай Богенбайулы (1834—1895) и многие другие.
Нотная запись казахской музыки начала вестись только с конца XIX века. Многие из выдающихся образцов музыкального искусства не дошли до наших дней. В начале XIX века получает развитие творчество хана Младшего жуза Жанторе, который создал один из известнейших кюев «Шалкыма».
Выдающимся композитором Казахстана был Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он родился в местности Жидели Внутренней Орды в обедневшей казахской семье. С юных лет он проявил музыкальное дарование, самостоятельно заучивал различные кюи. Курмангазы мастерски играл кюи, хорошо исполнял русские песни, например, «Коробейники», «Светит месяц» и другие. Он создал много музыкальных произведений. До нас дошли около 60 его блестящих кюев. Среди его современников наиболее популярны были такие кюи, как «Адай», «Балбырауын» («Изящный»), «Сарыарка», «Аксак киик» («Хромой кулан»), «Тюрмеден каш- кан» («Побег из тюрьмы»), «Ертен кетем» («Завтра уйду»), «Кисен ашкан» («Снятие кандалов»), «Сарыарка» («Золотая степь») и другие. Например, кюй «Кишкентай» был посвящен одному из руководителей народного восстания казахов Бокеевского ханства Исатаю Тайманулы. Похоронен на территории нынешней Астраханской области России.
Талантливым и популярным в народе композитором был Даулеткерей Шигайулы (1820-1887). Он был уроженцем местности Карамола Бокеевского ханства. Родился и вырос в семье хана Младшего жуза Шигая. Для своего времени был образованным человеком. Занимал административную должность султана-правителя, что не мешало ему заниматься и музыкальным творчеством. Среди народа наибольшей популярностью пользовались его кюи «Жигер» («Энергия»), «Булбул» («Соловей»), «Коныр» («Коричневый»), «Тартыс» («Состязание») «Желдирме» («Рысистый бег»). После себя он оставил целую школу талантливых учеников-исполнителей и композиторов. Сохранилось около 40 кюев композитора.
Признанным композитором-кюйши был Таттимбет Казангапулы (1817-1860) - уроженец Каркаралинского края. Происходил из рода каракесек племени аргын. В одно время занимал должность волостного управителя в Нурбике-Шаншаровской волости Каркаралинского внешнего округа. Участвовал в церемонии коронования российского императора Александра II. Находился в тесном общении с Ч. Валихановым, Г.Н. Потаниным, А. Янушкевичем и другими учеными, исследователями Казахстана. Он оставил после себя популярные музыкальные творения, такие как «Саржайляу», «Былкылдак», «Сылкылдак», «Сары озен», «Бес торе», «Косбасар» и др.
Известным казахским исполнителем кюев и мастером игры на кобызе был Ыкылас Дукенбайулы (1843-1916) - уроженец нынешней Карагандинской области. Будущий народный композитор был выходцем из простой семьи. Он вырос в музыкальной семейной среде. Его отец Дукен и дед Алтын были признанными кобызшы. Позднее и сыновья композитора Дуйсебай, Тусупбек, Акынбай также стали композиторами-кобызшы. Ыкылас после себя оставил такие произведения как «Жез киик» («Медная сайга»), «Кертолгау» («Мелодичная»), «Жарым-пат- ша» («Полуцарь-губернатор»), «Жалгыз аяк» («Одинокий след»), «Коркыт-кюй», «Ерден», «Казан» («Октябрь») и др.
Казангап Тилеппергенулы (1854-1927) был непревзойденным мастером кюев. Он родился и вырос в Приаралье. Получив благословение своих родителей, он много путешествует по Центральному и Западному Казахстану. Исполнял как собственные сочинения, так и произведения выдающихся композиторов прошлого и современников. После себя он оставил такие произведения, как «Ногайлы боскыны» («Ногайский беженец»), «Журтта калган» («Оставшись на месте старой стоянки») и другие.
Казахи всегда высоко ценили акынов и певцов. Их приглашали как почетных гостей на важные семейные и общественные праздники и щедро одаривали устроители торжеств.
В это время заметное распространение у казахов получил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов - певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей - батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы стали записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества.