Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа.

Глубокий след в истории просвещения и становления националь­ной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и са­мообразованию. В годы учебы в Оренбурге он близко познако­мился с ученым-востоковедом В.В. Григорьевым. Он предоставил юноше свою личную библиотеку, где И. Алтынсарин проводил все свое свободное от занятий время.

Неиссякаемая жажда знаний, стремление принести как можно больше пользы своему народу, стали жизненным кредо Ибрая. В 1857 году он окончил школу при Оренбургской пограничной ко­миссии с золотой медалью. Ибрай свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведе­ния классиков мировой литературы У. Шекспира, И. Гёте, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоу­си, А. Навои.

Благотворное влияние на формирование его педагогических взгля­дов сыграло знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского. Он был знаком с произведениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, A.M. Добролюбо­ва, А.И. Герцена и других.

После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в на­сущной необходимости просвещения своего народа.

В результате систематического самообразования он стал высокообразованным чело­веком своего времени. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».

Ибрай отмечал, что «школы - это главные пружины образования» казахов. Он мечтал об открытии светских школ для казахских детей. Зная, что учебная и научная литература светского характера имеется в русских школах, он выступал за получение образования именно через русский язык. В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургае. Здесь его назначили учителем русского языка. Для открытия школы он организовал сбор финансовых средств. Од­ним из первых внес деньги сам народный про­светитель. Деятельность народного просвети­теля встретила некоторое противодействие со стороны консервативной части казахов. Его начали обвинять в вероотступничестве. В 1864 году состоялось торжественное открытие школы с ин­тернатом для казахских детей. В результате агитационной работы на учебу записались 16 мальчиков. Позже численность учащихся школы стала увеличиваться. Разъяснительная работа, проведенная им, начала давать свои плоды. Народный просветитель по этому поводу востор­женно писал: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей... мальчики эти за каких-то трех месяцев выучились читать и писать».

В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность ин­спектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непос­редственном участии была создана сеть школ. В частности, во всех уездных городах области стали появляться училища. С этой целью он снова разъезжал по казахским аулам Тургайской области. Он собрал среди населения необходимые средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские (казахские) училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах. Укомплектовал их учителями и учени­ками.

С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями), в которых только в 1886 году обучались 211 учениц.

Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Встречаясь с представителями передовой русской интеллигенции, вел поиск учебных пособий по ремеслам, садоводству, огородничеству, скотоводству и земледелию.

Он пытался научить казахскую молодежь кожевенным, мылова­ренным, маслодельным и гончарным специальностям. Также пытался научить казахскую молодежь столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам. Он лично участвовал в обучении молодежи навыкам об­ращения с новыми машинами, способам лечения животных и борьбы с вредными насекомыми. В своих научно-публицистических работах, беседах он призывал казахов активно заниматься земледелием.

И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Рус­ского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа. В частности, он подробно исследовал погребальные; свадебные обряды и обычное пра­во казахов Младшего жуза. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен И.А. Крылова, рассказов JI.H. Толстого он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых людях. И. Алтынсарин вклю­чил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы поучительные сюжеты из казахских сказок.

Ибрай Алтынсарин был замечательным поэтом. Его стихотворе­ния «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать» носили нравственно-поучительный характер. На этих произведениях выросло не одно поколение казахской молодежи. Так, в его стихотворении «Да­вайте, дети, учиться!» он восторженно писал: «Если будете учиться, дети, Свет, как в светильниках, зажжется. Все желания ваши Без поисков сбудутся. Богатство скотом, имуществом При одной гололедице уничтожится, Богатство знанием Увеличивается с каждым днем. И нет ему никакого конца. Давайте, дети, учиться, И выученное в памяти Внимательно закрепим!»

В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в должности делопроизводителя. Затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. Он никогда не переставал оставаться патриотом своей земли и народа. Несмотря на конфликты с местной знатью и колониальной администрацией, в последние дни своей жизни он писал: «Я не от­ступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил».

Наши рекомендации