Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа.
Глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. В годы учебы в Оренбурге он близко познакомился с ученым-востоковедом В.В. Григорьевым. Он предоставил юноше свою личную библиотеку, где И. Алтынсарин проводил все свое свободное от занятий время.
Неиссякаемая жажда знаний, стремление принести как можно больше пользы своему народу, стали жизненным кредо Ибрая. В 1857 году он окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Ибрай свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведения классиков мировой литературы У. Шекспира, И. Гёте, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоуси, А. Навои.
Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов сыграло знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского. Он был знаком с произведениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, A.M. Добролюбова, А.И. Герцена и других.
После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения своего народа.
В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».
Ибрай отмечал, что «школы - это главные пружины образования» казахов. Он мечтал об открытии светских школ для казахских детей. Зная, что учебная и научная литература светского характера имеется в русских школах, он выступал за получение образования именно через русский язык. В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургае. Здесь его назначили учителем русского языка. Для открытия школы он организовал сбор финансовых средств. Одним из первых внес деньги сам народный просветитель. Деятельность народного просветителя встретила некоторое противодействие со стороны консервативной части казахов. Его начали обвинять в вероотступничестве. В 1864 году состоялось торжественное открытие школы с интернатом для казахских детей. В результате агитационной работы на учебу записались 16 мальчиков. Позже численность учащихся школы стала увеличиваться. Разъяснительная работа, проведенная им, начала давать свои плоды. Народный просветитель по этому поводу восторженно писал: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей... мальчики эти за каких-то трех месяцев выучились читать и писать».
В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть школ. В частности, во всех уездных городах области стали появляться училища. С этой целью он снова разъезжал по казахским аулам Тургайской области. Он собрал среди населения необходимые средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские (казахские) училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах. Укомплектовал их учителями и учениками.
С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями), в которых только в 1886 году обучались 211 учениц.
Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Встречаясь с представителями передовой русской интеллигенции, вел поиск учебных пособий по ремеслам, садоводству, огородничеству, скотоводству и земледелию.
Он пытался научить казахскую молодежь кожевенным, мыловаренным, маслодельным и гончарным специальностям. Также пытался научить казахскую молодежь столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам. Он лично участвовал в обучении молодежи навыкам обращения с новыми машинами, способам лечения животных и борьбы с вредными насекомыми. В своих научно-публицистических работах, беседах он призывал казахов активно заниматься земледелием.
И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа. В частности, он подробно исследовал погребальные; свадебные обряды и обычное право казахов Младшего жуза. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен И.А. Крылова, рассказов JI.H. Толстого он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых людях. И. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы поучительные сюжеты из казахских сказок.
Ибрай Алтынсарин был замечательным поэтом. Его стихотворения «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать» носили нравственно-поучительный характер. На этих произведениях выросло не одно поколение казахской молодежи. Так, в его стихотворении «Давайте, дети, учиться!» он восторженно писал: «Если будете учиться, дети, Свет, как в светильниках, зажжется. Все желания ваши Без поисков сбудутся. Богатство скотом, имуществом При одной гололедице уничтожится, Богатство знанием Увеличивается с каждым днем. И нет ему никакого конца. Давайте, дети, учиться, И выученное в памяти Внимательно закрепим!»
В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в должности делопроизводителя. Затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. Он никогда не переставал оставаться патриотом своей земли и народа. Несмотря на конфликты с местной знатью и колониальной администрацией, в последние дни своей жизни он писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил».