Список тем практических занятий по ИЗЛ XIX века (романтизм)
Список тем практических занятий по ИЗЛ XIX века (романтизм)
1 Образ художника в новеллистике Э. Т. А. Гофмана;
2 Жанр романа-исповеди в литературе французского романтизма («Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. де Мюссе);
3 «Восточные поэмы» Дж. Г. Байрона: специфика жанра и стиля;
4 Жанр исторического романа в литературе западноевропейского романтизма (творчество В. Скотта);
5 Французский романтический театр (два занятия);
6 Образ Америки в литературе раннего американского романтизма;
7 Жанрово-тематическое своеобразие новеллистики Э. А. По;
8 Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: своеобразие проблематики и поэтики;
Практическое занятие № 1. Образ художника в новеллистике Э. Т. А. Гофмана
1. Творческий и жизненный путь Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) как образец жизнестроительской биографии художника-романтика. Место искусства в жизни Гофмана.
2. Искусство в новеллах Гофмана: эволюция восприятия. Основные сборники и типы новелл.
3. Абсолютизация искусства в «музыкальных» новеллах сборника «Фантазии в манере Калло»:
– история создания сборника. Смысл заглавия.
– «музыкальные новеллы» как особая жанровая модификация. М. И. Бент о музыкальных новеллах Гофмана.
– искусство и художник в новелле «Кавалер Глюк»: соотношение реального и фантастического, система образов (рассказчик и главный герой), тема музыки в новелле и ее воплощение, символика, особенности повествования.
– реальность и мир искусства в новелле «Дон Жуан»: особенности хронотопа, образ рассказчика («путешествующего энтузиаста») и особенности повествовательной техники (фрагментарность, нелогичность, музыковедческая терминология), образ донны Анны: жизнь в реальности и на сцене, мир художников и нехудожников в новелле, содержание и роль рассуждений об опере «Дон Жуан».
4. Трансформация образа художника в сборнике новелл «Серапионовы братья»
– история создания и структура сборника. «Серапионов принцип»
– образ «злого художника» в детективной новелле «Мадемуазель де Скюдери»: жанровые черты детектива и их функции в новелле; следствие официальное (Ла Рени) и неофициальное (мадемуазель де Скюдери); повествовательная структура («рассказ в рассказе»), исповедь Кардильяка и ее смысл; «злой художник» (Кардильяк) и его «злая звезда» vs «мещанское счастье» ремесленника (Оливье); значение финала новеллы.
5. Эволюция образа художника в новеллистике Гофмана: основной вектор развития
Тексты:Гофман Э. Т. А. Кавалер Глюк http://flibusta.net/b/19262; Дон Жуан http://flibusta.net/b/19256; Мадемуазель де Скюдери http://flibusta.net/b/74270
Литература:
1. Бент, М. И. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск, 1989. http://danshorin.com/liter/bent1.html
2. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии. – М., 1993. http://www.arhibook.ru/21195-romantizm-v-germanii.html или http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/index.htm
3. Ботникова, А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература (Первая половина 19 в.). – Воронеж, 1977.
4. Романтизм в западноевропейской и американской литературе / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М., 2001.
5. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана : Сб. статей. – М., 1982.
6. Сафрански, Р. Гофман. – М, 2003. – (ЖЗЛ).
Литература
1 Бент, М. И. “Вертер, мученик мятежный…”: Биография одной книги. – Челябинск, 1997. –С. 137–151.
2 Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. – М., 1999. – С. 171–217, 247–252.
3 Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). – Ростов-на-Дону, 1992. – С. 170–199.
4 Кривушина, Е. С. Французская литература XVII-XX веков. Поэтика текста. – Иваново, 2002. – С. 51–70.
5 Тураев, С. В. от просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жанровых структур…М., 1983.
6 Храповицкая, Г. Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция США). Практикум. – М., 2003. – С. 181–208.
7 История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М., 2002.
Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 3. «Восточные поэмы» Дж. Г. Байрона: проблемы жанра и стиля
1. «Восточная» тема в английской литературе и в литературе романтизма. «Восток» в жизни Байрона. История создания «восточных поэм».
2. Типология жанра «восточных поэм» по В. М. Жирмунскому:
- особенности системы образов, типы героев;
- специфика образа главного героя;
- особенности сюжета и композиции;
- тема природы и роль пейзажа;
- проблематика;
- стиль: тропы, синтаксические конструкции, лексика (на основе классических переводов)
- лирическое и эпическое в «восточных» поэмах
3. Анализ одной из «восточных поэм» («Гяур» или «Корсар») по вышеперечисленным пунктам.
4. «Восточные поэмы» Байрона и «южные поэмы» А. С. Пушкина – типологические сходства и различия.
Тексты:Байрон, Дж. Г. Гяур http://flibusta.net/b/231423 (или Корсар http://flibusta.net/b/143284)
Литература:
1. Александров, Н. Н. Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность http://flibusta.net/b/168881
2. Великий романтик. Байрон и мировая литература./ Сб. ст. М, 1991.
3. Дьяконова, Н. Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики.—М., 1978
4. Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. .—Л., 1978. http://www.razym.ru/66053-zhirmunskij-vm-izbrannye-trudy-bajron-i-pushkin.html
5. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм./ ред. Храповицкая. М., 2000.
6. Моруа, А. Дон Жуан, или Жизнь Байрона. – М., 2000.
7. Ромм, А. Я. Байрон. М.-Л., 1961.
Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 4. Жанр исторического романа в литературе западноевропейского романтизма (творчество В. Скотта)
1 Исторический роман как жанр: происхождение, особенности романтического историзма, варианты соотношения художественного вымысла и исторического факта, принципы поэтики исторического романа.
2 Вальтер Скотт как родоначальник жанра исторического романа:
– история в творческой биографии Вальтера Скотта
– мировоззрение В. Скотта и его отражение в романах писателя
– поиски жанра: от фольклорно-исторических баллад и поэм к историческому роману
– материал исторических романов В. Скотта, основные циклы («шотландские» и «английские» романы), особенности структуры, система образов, «вальтерскоттовский парадокс».
3 Роман «Айвенго» как образец «вальтерскоттовского» исторического романа
– исторические события в романе и их роль в произведении
– исторические герои, их место в системе образов и в сюжете, особенности изображения
– любовный, исторический и авантюрно-приключенческий планы повествования: точки пересечения
– система образов в романе и ее специфика
– средства изображения эпохи, местный колорит, язык романа: проблема исторической аутентичности, языковая игра
– источники романа (фольклорные, исторические, литературные)
– «Айвенго» как «синтетический роман»: черты драмы, баллады, готического, сентиментального романа и др. жанров.
4 Место Вальтера Скотта в мировой литературе: В. Г. Белинский и Ф. Стендаль о В. Скотте, В. Вульф о В. Скотте. А. С. Пушкин и В. Скотт и т.п.
Тексты: Скотт, В. Айвенго (любое издание) http://flibusta.net/b/52289
Литература:
1 Вулф, В. Сэр Вальтер Скотт : пер. с англ. / Вирджиния Вулф http://flibusta.net/b/73810/read
2 Дайчес, Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир : пер. англ. / Дэвид Дайчес http://flibusta.net/b/108526
3 Паевская, А. Вальтер Скотт. Его жизнь и литературная деятельность http://flibusta.net/b/168888
4 Пирсон, Х. Вальтер Скотт : пер. с англ. / Хескет Пирсон (ЖЗЛ) http://flibusta.net/b/76780
5 Реизов, Б. Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXX. Вып. 4. - М., 1971. – С. 306–311. http://www.philology.ru/literature3/reizov-71.htm
6 Реизов, Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. – М., Л., 1965.
7 Реизов, Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. –Л., 1958. http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181437707-francuzskiy-istoricheskiy-roman-v-epohu-romantizma.html
8 Урнов, Д. М. «Сам Вальтер Скотт», или «Волшебный вымысел» http://flibusta.net/b/57831/read
Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 5 – 6. Романтический театр во Франции
1 Становление романтического театра во Франции
– исторический контекст (кризис режима Реставрации, Июльская революция 1830 г.; классицисты и романтики – консерваторы и либералы)
– манифесты романтического театра:
а) трактат Ф. Стендаля «Расин и Шекспир» (1823 – 25): история создания, композиция, ключевые идеи, суть спора между романтиком и академиком, классицизм и романтизм в терминологии Стендаля; Расин и Шекспир как два типа художника;
б) предисловие В. Гюго к драме «Кромвель» (1827): история литературы и театра с точки зрения Гюго, театр древний и современный, историческая обусловленность романтической драмы, Гюго о правиле трех единств, категория «гротеска» и ее функции в драме;
2 Романтический театр В. Гюго:
– В. Гюго как «вождь» французских романтиков, битва за «Эрнани»
– эволюция драматургии Гюго: этапы развития и их общая характеристика, типология, характерные черты;
– анализ пьес «Эрнани» или «Рюи Блаз»: историческая основа, отражение эпохи, «местный колорит», особенности конфликта, сюжета и системы образов, принцип гротеска на разных структурных уровнях, специфика художественного языка, особенности сценографии.
3 Романтическая драматургия П. Мериме:
– сборник «Театр Клары Гасуль»: история создания (мистификация и ее значение); структура; особенности поэтики пьес (сочетание классицизма и романтизма); авторская ирония. Анализ одной пьесы по выбору.
– историческая драма «Жакерия»: история создания, композиция, метод картин (содержание 2-3 эпизодов), особенности историзма и понятие исторического колорита, особенности системы образов (мозаичность и полифонизм), система лейтмотивов, специфика сценографии.
4 Судьбы романтического театра в литературе XIX – XX века
Тексты:
Стендаль, Ф. Расин и Шекспир http://flibusta.net/b/217916/read;
Гюго, В. Предисловие к драме «Кромвель» http://flibusta.net/b/232013
Гюго, В. Эрнани http://flibusta.net/b/198721 или Рюи Блаз
Мериме, П. Театр Клары Гасуль http://flibusta.net/b/231031/read#t1
Мериме, П. Жакерия http://flibusta.net/b/231289
Литература:
1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Сб. под ред. А. С. Дмитриева. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
2. Аникст, А. А. История учений о драме: История драмы на Западе в 1 пол. ХIХ в. Эпоха романтизма. – М.. 1980.
3. История западноевропейского театра/ Под ред. С.С. Мокульского и др.: В 6 т. – М., 1963-64. Т.3, 4.
4. История зарубежного театра / Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. М.: Просвещение, 1984.
5. Трескунов, М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. – М., 1961.
6. Трескунов, М. С. Драматургия Виктора Гюго http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/treskunov-dramaturgiya-gyugo.htm
7. Луков, Вл. А. Идеальный герой в европейской драме XIX века http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/lukov-idealnyj-geroj.htm
8. Паевская, А. Виктор Гюго. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 2. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/paevskaya-gyugo/glava-ii.htm
9. Луков, Вл. А. Персональная модель Мериме-драматурга в свете соотношений драматургических жанров и художественных методов // Луков, Вл. А. Мериме. Исследование персональной модели литературного творчества http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/lukov-vl-merime/index.htm
Примечание:
Занятие рассчитано на 4 часа. В первую часть входят вопросы 1-2, во вторую – 3-4. К первому занятию рекомендуется сделать конспекты статьи Стендаля «Расин и Шекспир» и предисловия Вкитора Гюго к драме «Кромвель» (рукописно).
Сост А. С. Полушкин
Практическое занятие № 7. Образ Америки в литературе раннего американского романтизма
1 США в эпоху романтизма (историко-культурный аспект)
– Соединенные Штаты после Войны за Независимость: поиск путей развития
– «коренные» черты американской культуры: регионализм, мультикультурализм, демократизм
2 Историческая «миссия» американского романтизма: у истоков национальной литературы:
– процесс формирования американской литературы, ее истоки (европейская традиция, фольклор, этнические влияния)
– проблемы становления национальной литературы (вторичность и подражание, отсутствие культурных ценностей и т.п.) и пути их решения в творчестве первых писателей-романтиков
– Америка сквозь призму романтического двоемирия: фронтир как источник «местного колорита», «пионер» как модель романтической личности, концепция «нового Адама», Америка как «новый Эдем», «американская мечта» в эпоху романтизма
3 Вашингтон Ирвинг как «отец-основатель» американской литературы:
– жизнь В. Ирвинга: между Европой и Америкой, Ирвинг – публицист, историк и сатирик, гротесковый портрет Америки в книге «История Нью-Йорка»
– этапы творческого пути, становление новеллиста (сборники новелл и их характеристика), «американизация» европейских сюжетов
– Америка «вчерашняя» и «сегодняшняя» в новелле «Рип Ван Винкль»: источники сюжета и их обработка; образ главного героя – трансформация сказочных традиций; фантастика и ее функции в новелле; приметы американской действительности и их ироническое осмысление;
– «Таинственные новеллы»: отражение реальности сквозь призму фантастики, элементы готики и их предназначение, ключевые мотивы, американские характеры и американская мифология (по материалам анализа одной новеллы по выбору)
4 Америка между природой и цивилизацией: авантюрно-приключенческие романы Дж. Фенимора Купера:
– романтическая биография писателя: ключевые вехи
– Дж. Фенимор Купер – романист: морские, сатирические и исторические романы
– «американский Вальтер Скотт»: пенталогия о Кожаном чулке – традиции и новаторство авантюрно-приключенческих романов: история и вымысел в пенталогии, ее хронология, образ главного героя и его трансформация, природа и цивилизация в романах Фенимора Купера, отражение и мифологизация американского образа жизни: индейцы, первопроходцы, солдаты – романтическое и реальное (по материалам анализа одного из романов)
– место Дж. Фенимора Купера в американской и мировой литературе
Тексты:Ирвинг В. Таинственные новеллы («Рип Ван Винкль» + еще одна новелла по выбору) http://flibusta.net/b/157896/read#t3; Фенимор Купер, Дж. Один роман по выбору из пенталогии о Кожаном чулке («Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой») http://flibusta.net/a/17814
Литература:
1. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3т. Т.2. - М., 1978. http://flibusta.net/b/184477
2. Боброва, М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. -М., 1972.
3. Брукс, В. В. Писатель и американская жизнь: В 2т. – М., 1968. – Т.1.
4. История всемирной литературы: В 9 т.– М., 1989. – Т. 6. – С. 551 – 582.
5. История литературы США / под ред. Я. Н. Засурского. Т. 2.– М., 1999. http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181459738-istoriya-literatury-ssha-tom-ii.html
6. Ван Спанкерен, К. Очерки американской литературы. Пер. с англ. Д. М. Курса. — М . : Знание, 1988. http://www.booksbooksbooks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1061:2011-02-06-21-37-28&catid=1:english&Itemid=3
7. Иванько С. С. Фенимор Купер (ЖЗЛ) http://flibusta.net/b/89307
8. Ковалев, Ю. В. От «Шпиона» до «Шарлатана». – СПб, 2003.
Сост. А. С. Полушкин
Литература
1. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М.,1972.
2. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. В 2 тт.—М.,1971. – Т.2.
3. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм./ ред. Храповицкая. М., 2000.
4. История литературы США. М., 2000. - Т 3.
5. Ковалев Ю.В. От «шпиона» до «шарлатана»… - СПб, 2003.
6. Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3-х тт. –М., 1977,1978. –Т.2,3
7. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. – М, 1968
8. Писатели США /биобиблиографический словарь. – М., 1990.
Сост. А. С. Полушкин
Литература
1. Мицкевич А. Свитезь. Крымские сонеты. Олешкевич. Памятник Петру Великому. Друзьям в России
2. Пушкин А.С. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Медный всадник
3. Живов М.С. Адам Мицкевич: Жизнь и творчество.—М., 1956
Польский романтизм и восточнославянские литературы.—М., 1973
Сост. М. И. Бент
Список тем практических занятий по ИЗЛ XIX века (романтизм)
1 Образ художника в новеллистике Э. Т. А. Гофмана;
2 Жанр романа-исповеди в литературе французского романтизма («Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. де Мюссе);
3 «Восточные поэмы» Дж. Г. Байрона: специфика жанра и стиля;
4 Жанр исторического романа в литературе западноевропейского романтизма (творчество В. Скотта);
5 Французский романтический театр (два занятия);
6 Образ Америки в литературе раннего американского романтизма;
7 Жанрово-тематическое своеобразие новеллистики Э. А. По;
8 Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: своеобразие проблематики и поэтики;