Тема 3 Особенности становления государственности в России и мире

Наименование ОС   Индивидуальный опрос, ДКР - эссе
Характеристика ОС Вопросы для обсуждения: 1. Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. 2. «Первые собиратели земли русской». 3. Причины распада государства. Основные типы феодальных княжеств.
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Индивидуальный опрос имеет своей целью основную проверку знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Учащиеся вызываются к доске или отвечает с места. Преподаватель устанавливает систему опроса. Она не должна быть трафаретной и неизменной, в противном случае она не достигает цели, т.к. потеряется элемент неожиданности. Чрезвычайно важно привлечь внимание студентов к ответу товарища, обеспечить их активное участие в обсуждении. Достигается это таким приемами: постановка вопроса (или задания) всем студентам, а затем вызов для ответа намеченного студента, привлечение к комментированию отдельных положений, оригинальных точек зрения, задавание преподавателем дополнительных, наводящих вопросов, дополнением ответа одного студента другими студентами. Индивидуальный опрос формирует следующие компетенции: УК ОС- 5 – способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции. Эссе «П.Я. Чаадаев об историческом пути России». Приступая к написанию ДКР, студент должен прочитать первое письмо П.Я. Чаадаева, выделить два-три тезиса, с которыми он соглашается или нет и дать обоснованный и аргументированный ответ на каждый тезис. Аргументами являются исторические факты, рассуждения студента. При этом нельзя приводить примеры-факты, о которых Чаадаев не мог знать (принцип историзма) Данная работа способствует формированию компетенции УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции
Критерии и шкалы оценивания При индивидуальном опросе студент получает максимальное количество баллов в случае, если в процессе собеседования с преподавателем по вышеуказанным темам он дал полный, развернутый, логичный ответ на поставленные вопросы, показал умение находить, отбирать и организовывать данные, относящиеся к вопросу. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если был дан неполный ответ, требующий дополнений или пояснений. Такой ответ оценивается как половина максимальной оценки. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, или содержащий фактические ошибки оценивается по минимальной шкале – 0,5 балла. ДКР оценивается на «5», если все вопросы освещены полно и глубоко, четко и обоснованно выражена точка зрения студента. Оценка «4» и «3» выставляется за полное и глубокое освещение вопросов, но не выделены особенности, не выражена позиция студента. Оценка «1-2» ставится за работу, в которой какой-либо вопрос освещен неглубоко, не аргументирована точка зрения студента, работа небрежно оформлена. Текст работы показывает способность студента применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции – УК ОС-1

Тема 4Русские земли в XIII-XY вв. и европейское средневековье



Наименование ОС ДКР, Вопросно-ответный метод
Характеристика ОС Рассматриваемы вопросы: 1. «Монголо-татарское иго» в исторической литературе. 2. Причины и предпосылки, этапы формирования централизованного государства
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями При рассмотрении первого вопроса преподаватель акцентирует внимание на вопросы: чем отличаются причины от предпосылок? Какие причины и предпосылки – экономические, социальные, политические, духовные – были преимущественными? В чем особенность формирования Российского государства? При анализе этапов централизации студенты должны ответить на вопросы – по каким критериям выделяются этапы исторического процесса? Какую роль сыграло крепостное право в становлении государства? ДКР «Сравнительный анализ формирования централизованных государств (Россия-Франция)» оформляется в виде таблицы, в которой определяются следующие разделы: Причины и предпосылки образования централизованных государств России и Франции; этапы централизации; последствия. Фактический материал располагается строго по горизонтали, чтобы можно было сравнить параметры, увидеть и подчеркнуть особенности государственности в России. Каждая контрольная работа должна содержать вывод, в котором студент высказывает свою точку зрения. Формируемы компетенции: - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции – УК ОС-5 - показывает способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции – УК ОС-1
Критерии и шкалы оценивания Студент на семинаре получает максимальное количество баллов (2) в случае, полного и глубокого освещения вопроса, использования дополнительной литературы при подготовке к семинару и/или дополняет ответы других студентов. Если выступление носит поверхностный и отрывочный характер, то оценка – 1 балл. Дополнение оценивается от 0,5 до 1 балла в зависимости от его качества. ДКР оценивается на «5», если все вопросы освещены полно и глубоко, четко и обоснованно выражена точка зрения студента. Оценка «4» и «3» выставляется за полное и глубокое освещение вопросов, но не выделены особенности, не выражена позиция студента. Оценка «1-2» ставится за работу, в которой какой-либо вопрос освещен неглубоко, не аргументировна точка зрения студента, небрежно оформлена.

Тема 5Россия в XYI-XYII вв. в контексте развития европейской цивилизации



Наименование ОС   Коллоквиум
Характеристика ОС Московская Русь в контексте европейской цивилизации X1V-XVI вв. Вопросы для обсуждения: 1. Дать определение понятия «централизованное государство», «сословно-представительная монархия», «самодержавие» 2. Причины и предпосылки образования централизованного государства в России. 3. Основные этапы централизации, их сущность. Какие задачи стояли перед страной, только что преодолевшей раздробленность? 4. Реформы Ивана Грозного и опричнина. Почему происходит переход от постепенных преобразований к насильственным методам централизации? Эволюция сословно-представительной монархии в России в XVI в 5. В каком соотношении находятся «цель» и «средство» ее достижения? 6. Причины, этапы, последствия Смуты.  
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Данная методика проведения семинара дает возможность каждому студенту выступить по предложенным вопросам и в форме диалога с преподавателем и сокурсниками углубить знания и показать свободное владение материалом, понимание исторического процесса, его закономерностей и преемственности с предыдущими темами. Этапы проведения занятия: 1. Для улучшения динамики группы и взаимодействия участников преподаватель формирует состав групп с учетом пожеланий студентов, их личных и профессиональных способностей. 2. Студентам задается вопрос, который максимально четко и кратко сформулирован. 3. На этот вопрос отвечает один из студентов, остальные дополняют, ставят свои вопросы и уточняют сказанное ранее. 4. Преподаватель оценивает работу каждого по таким критериям, как полнота ответа, его глубина, аргументация, использование дополнительной литературы. В процессе применения данного метода формируются следующие компетенции: УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции  
Критерии и шкалы оценивания А) Критерии оценивания работы Правильность изложения материала, логика изложения материала, чёткость, последовательность, дополнения других групп, поведение в группе, умение сотрудничать, умение отвечать на дополнительные вопросы по теме – 6 - 5 баллов Чёткость, последовательность, дополнения ответов на вопросы – 4-2 балла Только дополнения, поверхностное освещение вопроса – 1-2 балла  

Тема 6Российская империя и мир в XVIII-XIX вв.: промышленный переворот и попытки модернизации

Наименование ОС   Ролевая игра Презентации коллоквиум  
Характеристика ОС 1. Предпосылки и причины модернизации России в эпоху Петра I. 2. Дворцовые перевороты: их сущность, последствия (Презентации). 3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 4. Россия в 19 в.: основные проблемы развития и реформы. Основной целью ролевой игры является углубление знания логических основ квалификации судебных доказательств, понимание взаимосвязи между логической и процессуальной стороной доказывания, рассмотрение логики оценки доказательств и опровержения в судебной экспертизе, демонстрация основных логических приемов и принципов корректной аргументации в процессе дознания. Ролевая игра– совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли, направленные на развитие определённых навыков и умений. Коллоквиум «Россия в 19 в.» Вопросы: -дать общую характеристику экономического, социально-политического и культурного развития страны на рубеже 18-19 вв. - Французская революция 1879 г. и ее влияние на развитие Европы и России. - поиск путей решения аграрного вопроса в первой половине 19 в. -общественная мысль и общественные движения в первой половине 19 в. Сравнительный анализ программ декабристских организаций. - Эпоха великих реформ. - промышленный переворот в России, его особенности. -Основные проблемы модернизации России на рубеже 19-20 вв. (Аграрный и национальный вопросы, проблема модернизации государства).  
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Россия в XVIII веке. Ролевая игра– совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли, направленные на развитие определённых навыков и умений. Группа разбивается на две подподгруппы, которые аргументированно поддерживают или осуждают реформы Петра I. по проблемам экономического, политического, социального развития страны, а также методам реализации реформ и последствиям. Во время игры студенты могут дополнять друг друга, противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. В дискуссии присутствуют оба эти элемента: и взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «дискуссия» не превратилась в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить: а) заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение; б) не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы; в) обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества студентов, а лучше — всех; г) не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку; е) следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его. Ж) сравнивать разные точки зрения, вовлекая студентов в коллективный анализ и обсуждение. При проведении данного занятия формируются следующие компетенции: УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции УК ОС-– 5 Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества Б1, Б.1.1    
Критерии и шкалы оценивания Критерии оценки: - оценка «2» выставляется студентам – членам группы, если в выступлениях проблема получила всестороннее освещение, прозвучали аргументированные ответы на заданные вопросы, докладчики свободно оперировали историческими фактами, историческими терминами - оценка «1,5» выставляется студенту, если в выступлении группы его участие заметно, но содержит только теоретическое знание и отсутствуют практические навыки; - оценка «1» выставляется студенту, если в выступление своей группы внес незначительный вклад; - оценка «0,5» выставляется студенту, если он не внес своего вклада в выступление группы, дополняя другие выступление. Критерии оценки работы на коллоквиуме Правильность изложения материала, логика изложения материала, чёткость, последовательность, дополнения других групп, поведение в группе, умение сотрудничать, умение отвечать на дополнительные вопросы по теме – 6 - 5 баллов Чёткость, последовательность, дополнения ответов на вопросы – 4-3 балла Только дополнения, поверхностное освещение вопроса – 1-2 балла    

Тема 7.Россия и мир в XX в. Реформы и революции начала XX вв.

Наименование ОС Ролевая игра «Политические партии России в начале 20 в.; коллоквиум
Характеристика ОС 1. Россия на рубеже 19-20 вв.: основные проблемы и способы их решения. 2. Модернизация 1920-1930- гг.: задачи, основные направления, результаты» 3. Кризис советской политической системы. «Перестройка»: цель, направления, последствия.
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Ролевая игра «Политические партии России в начале 20 в. Студенческая группа распределяется на «партии», каждая из которых готовит презентации о политической программе своей партии. На семинаре выступление каждой партии должно содержать следующие компоненты программы: государственное устройство, национально-государственное устройство, программа по крестьянскому и национальному вопросам, общедемократические требования. Студенты-оппоненты задают вопросы по презентации с позиции «своей» программы. Преподаватель в заключение анализирует выступления, ставит вопрос – Почему оказался невозможным блок партий, способный решить проблемы реформами? Коллоквиум «Модернизация 1920-1930-х гг.» Вопросы: -состояние экономики, культуры, образования в России после окончания гражданской войны. -НЭП – его достижения и ограничения для «модернизационного рывка» - мировой экономический кризис и развитие капиталистических экономик в межвоенный период. - международные отношения и внешняя политика СССР в межвоенный период - «индустриализация-коллективизация-культурная революция»: их взаимосвязь - источники модернизации, методы, результаты. Ожидаемые результаты:демонстрация взаимосвязей предшествующего опыта и анализируемого материала; понимание альтернативности исторических процессов и анализ проблемы выбора; представление о взаимосвязи российских процессов развития и мировых тенденций. При изучении темы формируются следующие компетенции: УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции. УК ОС-– 5 Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества Б1, Б.1.1  
Критерии и шкалы оценивания Критерии оценки: - оценка «2» выставляется студентам – членам группы, если в выступлениях проблема получила всестороннее освещение, прозвучали аргументированные ответы на заданные вопросы, докладчики свободно оперировали историческими фактами, историческими терминами - оценка «1,5» выставляется студенту, если в выступлении группы его участие заметно, но содержит только теоретическое знание и отсутствуют практические навыки; - оценка «1» выставляется студенту, если в выступление своей группы внес незначительный вклад; - оценка «0,5» выставляется студенту, если он не внес своего вклада в выступление группы, дополняя другие выступление. Критерии оценки работы на коллоквиуме Правильность изложения материала, логика изложения материала, чёткость, последовательность, дополнения других групп, поведение в группе, умение сотрудничать, умение отвечать на дополнительные вопросы по теме – 6 - 5 баллов Чёткость, последовательность, дополнения ответов на вопросы – 4-3 балла Только дополнения, поверхностное освещение вопроса – 1-2 балла

Тема 8Россия и мир в XXI веке.

Наименование ОС   Контрольная работа Доклады
Характеристика ОС Контрольная работа - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями «Советская модель управления экономикой страны. Исторические корни, основные черты и эффективность». Темы докладов: 1. Причины распада СССР, его геополитические, экономические, политические последствия. 2. Реформы Е.Т. Гайдара и дальнейшее реформирование экономики страны: цели, основные направления, результаты. 3. Политическая система современной России. 4. Проблемы становления гражданского общества 5. Культура и духовная жизнь общества   Студенты могут предлагать свои темы для семинаров по современной России. При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции УК ОС– 5 Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества Б1, Б.1.1    
Критерии и шкалы оценивания Критерии оценки - оценка «отлично» выставляется студенту, если в работе отражено знание исторических предпосылок советского типа государственного управления; раскрываются и аргументируются ее основные черты; с учетом принципа историзма дается оценка системы, дается аргументированная собственная оценка происшедшего. - оценка «хорошо» выставляется студенту, если в выступлении отражены только оценочные моменты, проблема раскрывается на фоне общемировых тенденций; недостаточны аргументы; - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в выступлении присутствует фрагментарное представление о происходивших процессах, отсутствует аргументация, есть затруднения в применении терминологии. - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если работа демонстрирует слабое владение историческими фактами; не используется опыт и уроки предшествующих российских модернизаций.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

активное участие «круглых столах», в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ материалов по изучаемым темам.

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с документами, источниками; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:

написать реферат, эссе, подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

Важной формой работы студентов являются семинарские занятия. приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;

- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;

- развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;

расширении словарного запаса бакалавров, усвоении специальной терминологии

Практические занятия по предмету «История» предусматривают следующие задачи:

во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить бакалаврам возможность проявления их индивидуальности;

во-вторых, проверить качество усвоения бакалаврами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.

При изучении каждой темы и при подготовке к семинару бакалавру рекомендуется:

- ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;

- ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;

- использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.

Для выполнения этих заданий студенту-бакалавру надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.

Текущий контроль предполагает выявление знаний и умений бакалавра по вопросам темы в процессе коллективного обсуждения:

- семинар в диалоговом режиме после освоения материала;

- по типу «малых групп»;

- обсуждение решений ситуационных заданий;

- проведение деловой игры;

- тестирование;

- коллоквиумы;

- обсуждение презентаций.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.

Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:

- заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов-бакалавров по плану занятия;

- ;

- проверяя «домашние» задания;

- проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.

В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям Проведение семинарских занятий преследует цели: закрепления и углубления знаний о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве; усвоения теории муниципального права на опыте России и других стран; изучение актов, составляющих источники муниципального права, исследование судебной практики в области защиты прав местного самоуправления; создание практических навыков по работе с актами муниципальных образований; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценки.

Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:

- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;

- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;

- развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;

- расширении словарного запаса бакалавров, усвоении специальной муниципальной терминологии.

Практические занятия по предмету «История» предусматривают следующие задачи:

во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить бакалаврам возможность проявления их индивидуальности;

во-вторых, проверить качество усвоения бакалаврами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.

При изучении каждой темы и при подготовке к семинару бакалавру рекомендуется:

- ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;

- ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;

- использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.

Кроме изучения вопросов, указанных в плане практических занятий, бакалавр должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоений терминов по теме), тестовое и практическое (решение тестов и юридических задач в области муниципального права).

Для выполнения этих заданий студенту-бакалавру надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.

Текущий контроль предполагает выявление знаний и умений бакалавра по вопросам темы в процессе коллективного обсуждения:

- семинар в диалоговом режиме после освоения материала;

- решение практических задач на основе изученного материала;

- обсуждение решений ситуационных заданий;

- проведение деловой игры;

- тестирование;

- обсуждение презентаций проектов.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.

Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:

- заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов-бакалавров по плану занятия;

- проверяя «домашние» задания;

- проведя общие письменные аудиторные и домашние контрольные работы.

В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.

Семинарские занятия

Тема 1. 1. Особенности становления государственности

в России и мире

Самостоятельная работа

Форма отчетности – Эссе, тесты

1. Пути политогенеза и этапы образования государств.

2. П.Я. Чаадаев об особенностях развития России.

Литература

Чаадаев П. Я. Философические письма. Письмо 1. Любое издание.

Фортунатов В.В. История: Уч. Пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

Орлов А.С.,Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2014

Дополнительная литература

Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Тема 2. Русские земли в XIII – XV вв. и европейское средневековье – Самостоятельная работа

Форма отчетности – домашняя контрольная работа «Сравнительный анализ образования централизованного государства в России и Франции

Литература

Фортунатов В.В. История: Уч. Пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

Орлов А.С.,Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2014

Огоновская И. С. История России : словарь-справочник : универсальное пособие. Сократ, 2015

Дополнительная литература

Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Наши рекомендации