Московская Русь в контексте европейской цивилизации X1V-XVI вв.
2. Россия в XVII в. Формирование предпосылок для преобразований Петра I.
Россия в XIX в.
Модернизация 1920-1930-х гг.
Критерии оценки:
- 5 баллов выставляются студентам, если ответы на вопрос даются полные, и он дополняет других студентов, свободно оперирует историческими фактами, историческими терминами
- 4 балла выставляются студенту, если ответ неполный, отсутствует аргументация историческими фактами, недостаточно точно используются терминология.
- 3 балла выставляются студенту, если он затрудняется ответить на дополнительные вопросы, имеет слабое представление о преемственности и новизне в исторических процессах.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он только дополняет ответы других студентов.
Московская Русь в контексте европейской цивилизации X1V-XVI вв.
Вопросы
1. Причины и предпосылки образования централизованного государства в России. Дать определение понятия «централизованное государство», «сословно-представительная монархия», «самодержавие»
2. Основные этапы централизации, их сущность. Какие задачи стояли перед страной, только что преодолевшей раздробленность?
3. Реформы Ивана Грозного и опричнина. Почему происходит переход от постепенных преобразований к насильственным методам централизации? Эволюция сословно-представительной монархии в России в XVI в
4. В каком соотношении находятся «цель» и «средство» ее достижения?
Россия в XVII в. Формирование предпосылок для преобразований Петра I.
-Смутное время как социальный кризис российского общества.
-почему Земский собор избирает на трон Михаила Романова. Роль компромисса в преодолении кризиса.
-первые Романовы – их роль в восстановлении государственности, развитии государства и общества
- формирование предпосылок для преобразований Петра Первого.
Россия в XIX в.
Вопросы:
-дать общую характеристику экономического, социально-политического и культурного развития страны на рубеже 18-19 вв.
- Французская революция 1879 г. и ее влияние на развитие Европы и России.
- поиск путей решения аграрного вопроса в первой половине 19 в.
-общественная мысль и общественные движения в первой половине 19 в. Сравнительный анализ программ декабристских организаций.
- Эпоха великих реформ.
- промышленный переворот в России, его особенности.
-Основные проблемы модернизации России на рубеже 19-20 вв. (Аграрный и национальный вопросы, проблема модернизации государства).
Модернизация 1920-1930-х гг.
Вопросы:
-состояние экономики, культуры, образования в России после окончания гражданской войны.
-НЭП – его достижения и ограничения для «модернизационного рывка»
- мировой экономический кризис и развитие капиталистических экономик в межвоенный период.
- международные отношения и внешняя политика СССР в межвоенный период
- «индустриализация-коллективизация-культурная революция»: их взаимосвязь
- источники модернизации, методы, результаты.
Ожидаемые результаты:демонстрация взаимосвязей предшествующего опыта и анализируемого материала; понимание альтернативности исторических процессов и анализ проблемы выбора; представление о взаимосвязи российских процессов развития и мировых тенденций.
При несданном экзамена студент повторно допускается к выполнению итоговой письменной работы в том же порядке и на тех же условиях. Если при повторном выполнении итоговой письменной работы студенту выставлена оценка «не удовлетворительно», он допускается к выполнению работы в третий раз. В этом случае работа выполняется в присутствии комиссии, которая по окончании выполнения итоговой письменной работы имеет право провести блиц-опрос по пройденному материалу из курса «История».
Для студентов заочной формы обучения необходимо соблюдать следующие условия:
Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы. В конце решения задания должен содержаться вывод.
Незачет выставляется в следующих случаях:
- были сданы две одинаковых работы;
- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;
- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.
Работа оценивается положительно, если при собеседовании студент ответил на дополнительные вопросы преподавателя по вопросам контрольной работы.
Если работа не зачтена, ее необходимо доработать в соответствии с требованиями замечаниями и сдать вновь с исправлениями и дополнениями.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. История как наука. Предмет, методология, историография.
2. Специфика Российской цивилизации.
3. Этногенез восточных славян. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства.
4. Становление и развитие государств в Европе. Древнерусское государство в IX - начале XIII вв.
5. Причины и сущность феодальной раздробленности. Характеристика Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики.
6. Монгольская империя. Завоевание русских княжеств. Проблема монгольского ига в исторической литературе.
7. Формирование централизованных государств в Европе. Предпосылки, этапы и особенности образования Русского централизованного государства.
8. «Смута» XVII в.: причины, этапы, последствия.
9. Новое время в Европе. Россия в XVII в.: правление первых Романовых.
10. XVIII век в европейской и мировой истории. Реформы Петра I и начало преобразования традиционного общества в России. Особенности российского абсолютизма.
11. Идейно-политическая борьба во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты: причины, сущность.
12.«Просвещенный абсолютизм» в Европе. Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II.
13. Трансформация западноевропейского абсолютизма. Великая Французская революция и ее влияние на европейскую историю. Россия в первой половине XIX в. Внутренняя политика Александра I, Николая I.
14. Общественная мысль и общественное движение России в первой половине XIX в.
15. Реформы Александра II в контексте аграрных преобразований в Европе, Азии, США.
16. Россия во второй половине Х1Х в.: общественно-политическая мысль и общественное движение.
17. Особенности развития России в пореформенный период. Александр III.
18. Россия на рубеже XIX-XX вв. Причины, характер, особенности первой русской буржуазно-демократической революции. Реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия.
19. Первая мировая война: причины, основные театры военных действий. Российское общество и государство в период первой мировой войны.
20. Общенациональный кризис в России. Характер и особенности Февральской буржуазно-демократической революции.
21. Политические процессы весны-осени 1917 г. Октябрьский переворот 1917 г. II съезд Советов и его решения.
22. Гражданская война (1917-1921 гг.) в России: причины, основные противоборствующие силы, последствия.
23. Мировая экономика в межвоенный период. НЭП.
24. Социально-экономическое развитие СССР в 1920 – 1930-е годы. Форсированная индустриализация в СССР и коллективизация.
25. Культурная и духовная жизнь советского общества в 1920 – 1930-е годы.
26. Формирование и трансформация советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
27. Вторая мировая война: причины, характер. Внутренняя и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
28. Великая Отечественная война советского народа: причины, этапы. Источники, цена победы.
29. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).
30. Попытки реформ в СССР в 1950 – 1960-е гг. (Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин) и причины их неудач.
31. Развитие экономики и интеграционные процессы в мире. Нарастание кризисных явлений в жизни советского общества. Необходимость преобразований.
32. СССР в период перестройки (1985-1991 гг.): цели реформ, пути реализации и причины краха.
33. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Современная Россия: экономические и социальные реформы.
34. Современная Россия: становление и развитие новой государственности.
Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для бакалавров заочной форм обучения:
Комплект заданий для контрольной работы
(заочная форма обучения)
Контрольная работа по истории является одним из видов самостоятельной подготовки студента очной и заочной форм обучения. Она включает в себя три части, каждая из которых посвящена или отдельному периоду российской истории или сравнительному анализу какой-либо проблемы из курса. При выполнении контрольной работы студент выбирает один из вариантов и отвечает на поставленные в нем вопросы. Каждая из частей контрольной работы не должна превышать трех страниц (лист формата А-4, набранный 14 кеглем). Если в контрольной работе используются документы, цифровой материал, цитаты, то необходимы ссылки на источники и авторов. В конце работы указывается дополнительная литература, использованная студентом (кроме той, что рекомендована по темам). Объем контрольной работы – не более 9 страниц плюс титульный лист. Работа должна быть сдана и проверена до экзамена по предмету. Оценка по контрольной работе является частью оценки по предмету.
На титульном листе указывается: ВУЗ, факультет, специальность, тема контрольной работы, исполнитель, преподаватель, который будет ее проверять.
Контрольная работа включает в себя 3 задания, которые должны быть последовательно выполнены.
Варианты контрольных работ установлены следующим образом. Студент, фамилия которого начинается с буквы «А» до «В» включительно, выполняют первый вариант, от «Г» до «Е» - второй вариант, от «Ж» до «И» - третий вариант, от «К» до «К» - четвертый вариант, от «Л» до «М» - пятый вариант; от «Н» до «П» - шестой вариант; от «Р» до «С» - седьмой вариант; от «Т» до «Ф» - восьмой вариант; от «Х» до «Ц» - девятый вариант; от «Ч» до «Я» - десятый вариант.
При подготовке контрольной работы бакалавр должен:
- научиться работать с научной литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;
- усвоить основные теоретические положения;
- выработать собственную точку зрения и умение применять знания фактического материала к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;
- самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал.
Каждый вариант контрольной работы включает задания (в соответствии с хронологической периодизацией исторического процесса).
При заполнении таблицы или составлении схемы необходимо проанализировать учебную литературу и на основе этого графически выстроить подробную, развернутую схему или достаточно четко заполнить таблицу в соответствии с указанными критериями.
Студент, выполнив контрольную работу, должен:
знать:
- общие категории и понятия, а также историческую терминологию;
- закономерности и особенности организации и функционирования органов государственного и муниципального управления в данный исторический период;
- проблемы государственного управления современной России, становления гражданского общества, реализации конституционных прав граждан.
уметь:
- оперировать понятиями и категориями исторической науки;
- анализировать процессы, происходившие в нашей стране и за рубежом.
владеть:
- навыками работы с научной литературой;
- навыками анализа различных общественных явлений, исторических фактов.
В результате выполнения контрольной работы у студента формируются следующие профессиональные компетенции:
- УК ОС1 – способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции.
- УК-5 – способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества.
Контрольные работы для студентов заочной формы обучения
Вариант I.
1. Сравнительный анализ генезиса и развития западноевропейской и восточноевропейской (российской) цивилизаций.
2. Сталинская модернизация: общие черты и особенности становления индустриального общества.
3. Суверенная Россия на пути реформ (проанализировать одну из реформ)
Вариант II.
1. Сравнительный анализ Киевской и Московской Руси/России (общие черты и особенности)
2. Системный кризис в России (1916-1920 гг.)
3.Советский этап в развитии России: достижения и утраты.
Вариант III.
1. Россия в XVIII веке: проблема догоняющего типа развития и ее решение.
2. Реформы 60–70-х гг. XIX в. как проявление противоречивости развития российской цивилизации.
3. Культура и духовная жизнь общества в условиях современного развития России.
Вариант IV
1. Общие черты и особенности становления российской цивилизации: Киевская Русь в системе европейских государств.
2. Первая мировая война как кризис мировой цивилизации. Роль первой мировой войны в российской истории.
3. Проблемы становления современной российской государственности.
Вариант V.
1. Общие черты и особенности формирования российской империи. (сравнить с какой-либо европейской или азиатской империей)
2. Общественная мысль и общественные движения первой половины XIX в.: консервативное, либеральное и радикальное направления.
3. Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Вариант VI.
1. Смутное время как проявление кризиса российской цивилизации.
2. Петровские преобразования и социокультурный раскол российского общества.
3. Уроки гражданской войны 1918-1920 гг.
Вариант VII.
1. Общественная мысль и общественные движения второй половины XIX в.: влияние западноевропейской цивилизации и национальные основы.
2. Хрущевская «оттепель» и причины ее ограниченности.
3. Распад СССР: причины и последствия.
Вариант VIII.
1. Образование централизованного государства: общее и особенное (сравнить с аналогичными процессами в Западной Европе)
2. Образование СССР: проблема преемственности и разрыва в национальной политике.
3. СССР в период перестройки: декларации, реформы и результаты.
Вариант IX.
1. Принятие религии: проблема выбора и его последствия.
2. Политические партии России на рубеже XIX-XX вв.: программные требования и тактика.
3. Альтернативы развития России в 1917 г.
Вариант X.
1. Роль насилия в российской истории (на каком-либо конкретном примере)
2. Попытки модернизации страны после революции 1905-1907 гг. и уроки столыпинских реформ.
3. Попытки модернизации советской политической системы (1985-1991).
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если вопросы освещены полно и глубоко, есть выводы, обобщения.
- оценка «не зачтено» - если взятый из Интернета материал не осмыслен и не содержит ответа на вопрос; если аналогичный текст представлен другим студентом.
Шкала оценивания.
Оценивание знаний студентов происходит согласно технологической карте изучения дисциплины, где указаны баллы, которые студенты могут набрать на каждом из семинарских занятий, выполняя определенные задания.
Шкалы и критерии оценивания отдельных заданий приведены в пункте 4.4 данной программы.