Тема 2 Особенности становления государственности в России и мире
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1. Б1.1 ИСТОРИЯ РОССИИ
По направлению подготовки
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Профиль Организация работы органов государственного и муниципального управления
Квалификация: бакалавр
Для очной и заочной форм обучения
Год набора - 2016
Екатеринбург, 2016 г.
Автор-составитель
Д.и.н., доцент кафедры философии и политологии
Цепилова В.И.
Заведующий кафедрой философии и политологии
Д. ф. н., профессор
Ершов Ю.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ………………………………….................................................................... |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………... |
3. | Содержание и структура дисциплины ………………………………………. |
4. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине…………………………………………….……………………………………. |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……. |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………….. |
6.1. Основная литература …………………………………………………….…..……… | |
6.2. Дополнительная литература ………………………..…………………...………….. | |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………. | |
6.4. Нормативные правовые документы ………………………………….……..……… | |
6.5. Интернет-ресурсы ……………………….……………………………………..……. | |
6.6. Иные источники ………………………….……….…………………………….…… | |
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……… |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине история, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.1. Дисциплина «История» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
- Компетенции, формирование которых начинается этой дисциплиной:
УК ОС – 1 - Способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции
УК ОС – 5 - Способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества.
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
- Сформированы знания:
· об этапах исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России (УК ОС-1);
· закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории (УК ОС-1)
· движущих силах и закономерностях исторического процесса; месте человека в историческом процессе, политической организации общества (УК ОС-1);
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития (УК ОС-5);
- Сформированы умения:
- работать с разноплановыми источниками (УК ОС-1);
- критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений (УК ОС-1);
- осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма (УК ОС-1);
- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения (УК ОС-5).
Сформированы навыки:
· применения знаний в профессиональной деятельности, учитывая и опираясь на исторический опыт страны (УК ОС-1),
· анализа исторических источников (УК ОС-1);
· навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места чeловека в историческом процессе и политической организации общества (УК ОС-1);
· навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России (УК ОС-5).
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина История изучается бакалаврами очного и заочного отделения на первом курсе в первом семестре, относится к общеобразовательному циклу основной образовательной программы (Б.1.Б.1.2) и представляет собой неотъемлемую часть и важный элемент высшего образования.
Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как:
История России, обществоведение, полученных в общеобразовательной школе. Освоение дисциплины в вузе опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области понятий и категорий исторической науки и политологии; представлении о государстве и его институтах, месте человека в историческом процессе.
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «История» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки бакалавра. История вооружает студентов способностью опираться на исторический опыт государственного управления и местного самоуправления, этапы развития государственных институтов и механизмов их деятельности; на уроки исторических процессов в стране и мире.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из которых 20 часов лекций, 32 часа семинаров и 92 часа самостоятельной и иной работы.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в соответстви с техноголической картой по дисциплине.
Изучение дисциплины «История» предполагает контактную работу студентов с преподавателем (проведение лекционных и практических занятий), самостоятельную работу студента и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (сдачу экзамена).
3.Содержание иструктура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | История как наука. Предмет, методология и методы исторического познания | 2i | - | - | Т, | |||
Тема 2 | Особенности становления государственности в России и мире | - | - | э презентации | ||||
Тема 3 | Русские земли в XIII-XV вв. и европейское средневековье | 2i | 6 i | Лекция-диалог | ||||
Тема 4 | Россия в XVI-XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации | 4i | П, К, КР | |||||
Тема 5 | Российская империя и мир в XVIII-XIX вв.: промышленный переворот и попытки модернизации | 4i | П, Д К | |||||
Тема 6 | Реформы и революции начала XX вв. Политические партии: генезис, программы. | «Малые группы», презентации | ||||||
Тема 7 | Россия и мир в XX веке | 6i | КР П К | |||||
Тема 8 | Россия и мир в XXI веке | 6i | КР Д т | |||||
Промежуточная аттестация | Экзамен | |||||||
Всего: |
Заочная форма
Тема 3 | Раздел 3. Особенности становления государственности в России и мире | - | 1 вопрос КР | |||||
Тема 4 | Раздел 4. Русские земли в XIII-XV вв. и европейское средневековье | 1 вопрос КР | ||||||
Тема 5 | Раздел 5. Россия в XVI-XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации | 1 вопрос КР | ||||||
Тема 6 | Раздел 6. Российская империя и мир в XVIII-XIX вв.: промышленный переворот и попытки модернизации | |||||||
Тема 7 | Раздел 7. Россия и мир в XX веке | 1 вопрос КР | ||||||
Тема 8 | Раздел 8. Россия и мир в XXI веке | 1 вопрос | ||||||
Промежуточная аттестация | экзамен | |||||||
Всего: |
Содержание дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
История как наука. Предмет, методология и методы исторического познания. | Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. | |
Особенности становления государственности в России и мире | Сравнительный анализ образования государственности в Европе, Азии, России. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Территория России в системе Древнего мира. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. | |
Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти. | |
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры. | |
Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и других территорий на юге. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи. Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренних и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия. | |
Реформы и революции начала XX вв. Политические партии: генезис, программы | Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности. Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. I мировая война: предпосылки, ход, итоги Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Влияние первой мировой войны на европейское развитие. Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений. Новая фаза европейского капитализма. | |
Россия и мир в ХХ веке | Участие России в Первой мировой войне. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, методы,темпы.Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. Превращение США в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950–1953 гг. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Реформаторские поиски Н.С. Хрущева. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г. в Чехословакии. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением ядерного оружия. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Экономические реформы начала 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. | |
Россия и мир в XXI веке | Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в 2001-2016 гг. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. |
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины История используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
– при проведении занятий лекционного типа: лекция-диалог, посещение занятий студентами, проверка конспектов лекций
В ходе ЛЕКЦИИ преподаватель задает вопросы, выслушивает ответы студентов, просит аргументировать их точку зрения. Обобщая сказанное студентами, соглашается с одной или другой точкой зрения и высказывает свою позицию.
Тема 1. История как наука. Предмет, методология и методы исторического познания.
Лекция включает в себя постановку вопросов к студентам:
– Дать определение понятия История.
- Можно ли согласиться с тезисом о том, что история постоянно «переписывается»?
- если «да», по каковы причины, по которым историческое знание оказывается таким неустойчивым?
- каковы социальные, культурно-исторические, психологические и логические основания интерпретации исторического знания.
- назовите отечественных историков, создавших оригинальные трактовки исторического прошлого страны.
- исторические школы и их интерпретация истории России.
-методы исторического исследования,
- на какие источники опирается историк, раскрывая прошлое страны.
Оцените значение каждого из них для познания прошлого.
Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Дается сравнительная таблица «стартовых» условий формирования европейских государств и России, раскрываются основные факторы, оказавшие влияние на этот процесс, на становление государства и общества.
Вопросы студентам:
-какие теории происхождения государства вы знаете?
-дать определение понятия «государство»
- «великое переселение народов» и его значение для возникновения европейских государств. Римское наследие Европы.
-общие черты и отличие становления государства в России и Европы
– при проведении занятий семинарского типа:
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства | ||
1. | Тема 1. История как наука. Предмет, методология и методы исторического познания | УК ОС-1 | Лекция-дискуссия Т, презентации | ||
2. | Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире. | УК ОС-1 | Лекция-дискуссия, Э Дается сравнительная таблица «стартовых» условий формирования европейских государств и России, раскрываются основные факторы, оказавшие влияние на этот процесс, на становление государства и общества. Вопросы студентам: -какие теории происхождения государства вы знаете? -дать определение понятия «государство» -«великое переселение народов» и его значение для возникновения европейских государств. Римское наследие Европы. -общие черты и отличие становления государства в России и Европы Эссе «П.Я. Чаадаев об особенностях исторического развития России» Чтобы раскрыть основное содержание Письма, предлагается сосредоточить внимание на следующих вопросах: -какое место отводит Чаадаев России в человеческой цивилизации? - в чем видит причины «отставания» России? - правилен ли был выбор религии? Каждый тезис П.Я. Чаадаева должен получить аргументированную оценку студента, подкрепленную размышлениями и историческими фактами, опираясь на принцип историзма | ||
3. | Тема 3 Русские земли в XIII-XY вв. и европейское средневековье | УК ОС-1 | ДКР «Сравнительный анализ образования централизованного государства в России и Франции» оценка «6 б.» выставляется студентам, если в работе всесторонне освещены проблемы: исторические предпосылки (экономические, политические, социокультурные) формирования государств; основные этапы централизации, методы; последствия. Найдены и подчеркнуты особенности в каждом из разделов. - оценка «5 б», если в работе всесторонне освещены проблемы: исторические предпосылки (экономические, политические, социокультурные) формирования государств; основные этапы централизации, методы; последствия; есть мелкие недочеты, небрежность в оформлении работы или не выдержан объем. - оценка «3-4 б.» выставляется студенту, если в работе не освещен или освещен неполно какой-нибудь вопрос, не выделены особенности, небрежность в оформлении - оценка «2 б.» выставляется студенту, если весь материал представляет собой сплошной текст, не выделены общие черты и особенности, нет заключительного вывода. Презентации | ||
5. | Тема 4. Россия в XYI-XYII вв. в контексте развития европейской цивилизации Тема 5. Российская империя и мир в XVIII-XIX вв.: промышленный переворот и попытки модернизации. Тема 6. Реформы и революции начала XX вв. Политические партии: генезис, программы Тема 7. Россия и мир в ХХ в. 8. Россия и мир в XXI веке. | УК ОС-1 УК ОС-5 УК ОС-1 УК ОС-1, УК ОС-5 УК ОС-1, УК ОС-5 УК ОС-1, УКОС -5
| Коллоквиум. Вопросы для обсуждения: - какие задачи стояли перед страной, только что преодолевшей период раздробленности? -дать определение понятия «централизованное государство» - место и роль Ивана Грозного в нашей истории. - реформы и опричнина. Почему происходит переход от постепенных преобразований к насильственным методам централизации? - в каком соотношении находятся «цель» и «средство» ее достижения? - Смутное время как социальный кризис всего российского общества. - почему Земский собор избирает на трон Михаила Романова. Роль компромисса в преодолении кризиса. -первые Романовы – их роль в восстановлении государственности, развитии государства и общества - формирование предпосылок для преобразований Петра Первого. Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студентам, если ответы на вопрос даются полные, и он дополняет других студентов, свободно оперирует историческими фактами, историческими терминами - оценка «хорошо» выставляется студенту, если ответ неполный, отсутствует аргументация историческими фактами, недостаточно точно используются терминология. -оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он затрудняется ответить на дополнительные вопросы, имеет слабое представление о преемственности и новизне в исторических процессах. -оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он только дополняет ответы других студентов. Ролевая игра Презентации. Группа разбивается на несколько подгрупп, которые готовят презентации по проблемам экономического, политического, социального развития страны в 18 веке, а также по персоналиям и их деятельности. Критерии оценки: - оценка «2» выставляется студентам – членам группы, если в презентациях докладов проблема получила всестороннее освещение, прозвучали аргументированные ответы на заданные вопросы, докладчики свободно оперировали историческими фактами, историческими терминами - оценка «1,5» выставляется студенту, если в выступлении группы его участие заметно, но содержит только теоретическое знание и отсутствуют практические навыки; - оценка «1» выставляется студенту, если в выступление своей группы внес незначительный вклад; - оценка «0,5» выставляется студенту, если он не внес своего вклада в выступление группы, дополняя другие выступление. Вопросы для самостоятельной подготовки (коллоквиум «Россия в 19 в.»): -дать общую характеристику экономического, социально-политического и культурного развития страны на рубеже 18-19 вв. - Французская революция 1879 г. и ее влияние на развитие Европы и России. - поиск путей решения аграрного вопроса в первой половине 19 в. -общественная мысль и общественные движения в первой половине 19 в. Сравнительный анализ программ декабристских организаций. - Эпоха великих реформ. - промышленный переворот в России, его особенности. -Основные проблемы модернизации России на рубеже 19-20 вв. (Аграрный и национальный вопросы, проблема модернизации государства). Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студентам, если ответы на вопрос даются полные, и он дополняет других студентов, свободно оперирует историческими фактами, историческими терминами - оценка «хорошо» выставляется студенту, если ответ неполный, отсутствует аргументация историческими фактами, недостаточно точно используются терминология. - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он затрудняется ответить на дополнительные вопросы, имеет слабое представление о преемственности и новизне в исторических процессах. - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он только дополняет ответы других студентов, а также, если в выступлении отсутствует понимание смыслов употребляемых концептов темы и знание рассматриваемых проблем. «Малые группы» - Группа разбивается на несколько подгрупп, которые готовят презентации по программам политических партий России, обосновывают основные положения программы достаточными аргументами, отвечают на вопросы, задаваемые представителями других партий, критикуя их требования. В заключение семинарского занятия студентам предлагается сделать обобщающий вывод, в котором должны содержаться ответы на вопросы: Какие положения программ были общими для всех? Почему не удалось достичь компромисса и предотвратить революционные потрясения? Первая мировая война: причины, блоки, цели участников. Нарастание экономических, социальных |