Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству.
Особенности становления цивилизаций в Восточной Европе. Русская (славянская) цивилизация и её особенности. Славянский мир, отраженный в летописном своде «Повести временных лет». Взаимодействие славян и степных кочевников. Норманны, финно-угорские племена, славяне и их взаимоотношения. Общественно-политическая организация славян. Жизнь, быт, верования, основные занятия восточных славян накануне образования государства. Складывание государства. Версии происхождения государственности на Руси.
Древняя Русь и Византия. Славянский мир и цивилизация Древней Руси. Владимир I (святой) и выбор между мировыми религиями. Крещение Руси. Распространение христианства на Руси. Русское православие. Развитие городов. Своеобразие русских городов. Проблема Вече. Ремесло и торговля. Древнерусская культура. Появление и развитие русской письменной культуры. Зодчество. Устное народное творчество. Летописи. Школа и просвещение.
Политическая раздробленность. Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика, Юго-Западная Русь: политический строй, общественная жизнь, культура: памятники церковно-поучительной литературы, архитектура, летописание, фольклор, былины. «Слово о полку Игореве». Последствие феодальной раздробленности. Русь и Запад.
Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево нашествие на Русь. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия. Между монголо-татарами и крестоносцами. Народы Прибалтики и Руси в совместной борьбе против шведских и немецких рыцарей. Русь и монголы после образования Золотой Орды. Дискуссия об Ордынском иге в российской историографии. Проблема ига в отечественной и зарубежной историографии. Борьба за великое княжение. Начало возвышения Москвы. Методы объединительной политики московских князей.
Обособление Юго-Западной Руси. Европейская экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Великое княжество Литовское и Польша.
Московская Русь при Иване III и Василии III. Формирование территории единого государства. Обретение независимости от Орды. Центральная власть. Специфика формирования русского централизованного государства. Светская власть и церковь. Московская Русь как «новый» тип национально-государственного устройства.
Россия и Западная Европа на пороге нового времени. Кризис традиционного общества и пути выхода из него.
Студент должен:
знать:
- хронологические рамки и даты существования Древнерусского государства и его этапы, крещение Руси, периоды политической раздробленности, даты основных сражений против завоевателей, даты княжения Московских князей и становления Русского государства;
- основные термины и понятия (раннеклассовое общество, государственность, цивилизационная альтернатива, государственная религия, канон, соборность, патриархальное общество, деспотическая власть, купеческие корпорации, посадник и т.д.);
- имена князей, полководцев, государственных деятелей Древнерусского государства и Московской Руси;
- характерные черты образа жизни, занятий, быта различных групп и слоев населения;
- основные процессы, происходившие в Древней Руси и Московском царстве, и понимать динамику экономического и политического развития;
- основные достижения в области культуры данного периода;
- основные события противостояния Руси завоевателям;
- ключевые события политической жизни и понимать сущность исторических процессов, происходящих в этот период;
- основные версии, точки зрения на основные проблемы, происхождение государственности на Руси и татаро-монгольского ига в истории Руси;
уметь:
- соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой на основе научной периодизации событий;
- читать историческую карту с опорой на легенду, называть и показывать на исторической карте: территории расселения восточных славян и их соседей, основные древнерусские земли и города, крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, места основных битв, борьбы с иноземными захватчиками, основные центры собирания русских земель, территорию Московского государства;
- описывать и сопоставлять занятия, образ жизни населения Древней Руси и Московского царства;
- соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков, становления и развития Московского царства;
- называть характерные, существенные черты: экономических, политических и социальных отношений древней средневековой Руси и Московского царства; развития русских земель под властью Орды; политического устройства древнерусского государства, внутренней и внешней политики русских князей и самодержавцев;
- объяснять значение понятий и терминов: древнерусское государство, нормандская и антинормандская теории, монголо-татарское иго, централизованное государство, «этногенез» и т.д.;
- сравнивать развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности и становления Московского царства;
- излагать суждения о причинах и последствиях политической раздробленности русских земель, зависимости от Орды, объединения русских земель вокруг Москвы;
- приводить оценки историческим личностям: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван II «Калита», Дмитрий Донской, Иван III и Василий III и давать личностную оценку, основанную на первоисточниках и дополнительной литературе;
- принимать участие в дискуссиях по проблемам создания древнерусского государства и влияния татаро-монгольского нашествия на экономическое, политическое и культурное развитие Руси;
- составлять конспект, работать с учебниками, хрестоматиями, первоисточниками, контурными картами, атласами и составлять
хронологические и синхронистические таблицы по истории Древней Руси и Московского царства;
- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;
- оперировать имеющимися знаниями в отстаивании принципиальных позиций при столкновении с противоположными взглядами;
- обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами по проблемам древнерусского государства;
- обоснованно оценивать изучаемые события и т.д. в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории, литературы, географии, обществознания.
Самостоятельная работа.
Задания по выбору студента. Описать события, проанализировать документы и дать оценку.
1. На основе летописных материалов и учебника дайте оценку степени развитости славянских племён в догосударственный период. роанализируйте договоры 911 и 944 гг. Руси с Византией и на этой основе схематично отразите характер отношений между двумя государствами.
Составьте сравнительную таблицу деятельности первых Рюриковичей в области экономики, политики, культуры. Дайте оценку правителям древнерусского государства. Какие сферы деятельности преобладали у каждого из них? Чем это можно объяснить?
2. Пользуясь материалами учебной литературы, постарайтесь выделить основные этапы во взаимоотношениях Золотой Орды и русских земель в XIII - XV вв., отразите их в таблице. Составьте таблицу основных сражений русских воинов с монголами в XIII - XV вв.
Систематизируйте данные известных Вам источников о героизме русских людей в противоборстве с монголами в 1237-1242 гг.