Тема 2.2. Цивилизации древнего мира.
Цивилизации Древнего Востока (Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай) и античного мира (Греция, Рим).
Природные условия стран Древнего Востока и античного мира. Общинное, государственное, храмовое и рыночное хозяйство. Города как экономические, политические и культурные центры.
Социальная структура древневосточных обществ. Социальные группы и сословия в древних обществах. Статус личности. Рабство. Классы, точки зрения. Общественная жизнь и быт.
Государство, общество и личность в странах Древнего Востока и античного мира.
Власть общественная и государственная. Первые письменные своды законов (Хаммурапи, Ману, «Тексты пирамид», «Книга мёртвых»). Афины и Спарта. Политическая жизнь. Колонизация. Древние империи: восточные деспотии, держава Александра Македонского, Римская империя.
Картина мира древних людей. Языческие верования. Мифология Древнего Востока и античного мира. Религиозные учения (буддизм, конфуцианство, иудаизм). Монотеизм. Христианство, основы его учения. Кризис античного мировоззрения. Место религий в формировании соцкультурного пространства человека. Этико-философские концепции в религиозных представлениях народов, их значение в цивилизационном развитии.
Культурное наследие древних цивилизаций. Выдающиеся изобретения и открытия Древнего Востока. Памятники материальной и духовной культуры. Эпосы. Письменность. Философия. Литература. Театр. Зодчество. Живопись. Скульптура. Спорт. Быт и нравы древних обществ.
Студент должен:
знать:
- хронологические рамки и периодизацию стран Древнего Востока и античного мира;
- даты основных событий этих стран и возникновения основных мировых религий;
- основные исторические термины цивилизации древнего мира;
- гипотезы о происхождении государства;
- исторические факты, события цивилизаций Древнего Востока и античного мира с опорой на легенду, письменные, археологические и другие источники;
- формы и типы государств Древнего Востока и античного мира;
- изменения, происходившие на геополитической карте древнего мира в эпоху древних колонизации;
- наиболее значимые политические события и законы Древнего Востока и античного мира (кодекс Хаммурапи, законы Ману, «Тексты пирамид», «Книга мёртвых» (основное), Законы Солона;
- имена выдающихся государственных, политических, общественных деятелей, деятелей культуры, науки и лидеров основных религиозных учений Древнего Востока и античного мира, их вклад в историю цивилизаций древнего мира и человечества;
уметь:
- характеризовать периоды в истории Древнего Востока и античного мира, масштабы этих событий;
- указывать исторические рамки существования цивилизаций Древнего Востока (Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай) и античного мира (Греция, Рим);
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий в истории государств Древнего Востока и античного мира (например, Александр Македонский и
т.д.);
- читать историческую карту с опорой на легенду, показывать территории государств Древнего Востока и античного мира, крупнейшие города, основные политические центры и центры их поселений периода великой колонизации;
- рассказывать (устно или письменно) о государствах Древнего Востока и античного мира, их материальной культуре, хозяйственной жизни, социальных слоях, религии, культурных достижениях, привлекая дополнительную литературу, иллюстрации, макеты и т.д.;
- характеризовать исторические личности (Платон, Солон, Перикл, Александр Македонский, Фалес и т.д.) и давать личностную оценку их вклада в историю цивилизаций древнего мира и человечества, привлекая различные источники;
- извлекать знания из исторических источников по данному периоду;
- владеть элементами исторического анализа, объяснять, раскрывать причинно-следственные связи;
- оперировать понятиями, (метрополия, полис, система ценностей, «автаркия», деспот, тиран, олигархия, демократия, философия, софистика и т.д.) и объяснять их значение;
- сравнивать формы и типы государства (монархия, республика,
демократия, олигархия и т.д.) стран Древнего Востока и антично
го мира;
иметь представление:
- о картине мира древних людей, их мифологии, религиозных уче-
ниях (буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство) с опорой
на легенду, библейские и другие источники и составлять описа-
ние исторических памятников древних цивилизаций и их религи-
озных учений и культурных ценностей.
Самостоятельная работа.
1. Используя работу с хрестоматией, учебником, первоисточниками, дополнительной исторической и художественной литературой, подготовить развернутое описание жизни и деятельности Александра Македонского в создании огромной державы древнего мира.
2. На основании полученных версий, суждений, анализа проделанной работы сориентироваться на восприятии событий в истории цивилизации древнего мира и дать свою личностную оценку роли места Александра Македонского в истории формирования древних цивилизаций и эпохи существования эллинистических государств.