X. раздаточный материал и наглядные пособия
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(из работы: Лагута (Алёшина) О. Н. Логика и лингвистика. Новосибирск, 2000)
n «Семиотика анализирует язык в четырех аспектах:
– синтаксическом,
– семантическом;
– прагматическом;
– сигматическом.
(а) СИНТАКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Синтаксис (синтактика) – это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками.Синтактика абстрагируется от всех факторов, за исключением знаков. Она исследует связи между знаками некоторого языка, устанавливает правила построения составных знаков (например, предложений) из более простых знаков (например, отдельных слов). Она создает критерий определения принадлежности данных знаков к
определенному языку и является своего рода общей грамматикой» (с. 26)
б) «СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами, междусловами и соответствующими им понятиями, а также изучает отношения между значениями простых знаков и значениями сложных знаков, составленных из простых. Например, отношения между значением слов и значением предложений, построенных из этих слов». (с. 27)
в) «ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка - эмоционально-психологические, эстетические, экономические и другие практически значимые отношения носителя языка к самому языку, а также исследует связи между знаками и людьми, которые создают и воспринимают их. Если речь идет о человеческом языке, то особое внимание уделяется анализу так называемых "эгоцентрических" слов: я, здесь, теперь, уже, еще и т. д. Эти слова как бы ориентированы на говорящего и отражают его в пространстве и на "временной оси". Данными словами мы как бы разворачиваем объективный факт в свою сторону, заставляем смотреть на него со своей точки зрения (Ср.: Снега нет. - Снега уже- нет. - Снега еще нет). Подобный подход очень важен при моделировании коммуникативной ситуации ... Еще одна проблема прагматики - это "расслоение" "я" говорящего или пишущего в потоке речи. Рассмотрим пример. Член нашей группы говорит: Десять нет назад я не был студентом. Здесь по крайней мере два "я": "я1" и "я2". "Я1" - это тот, кто говорит сейчас эту фразу, "я2" - это тот, кто не был (с. 34) студентом в прошлом. Пространство и время воспринимаются субъективно и поэтому тоже являются объектами изучения прагматики. Особенно благодатную почву для изучения "прагматических явлений" представляют художественные произведения: романы, эссеистика и 'г. п. В области формальной логики npaгматика не играет почти никакой роли, в отличие от таких разделов семиотики, как семантика и сигматика. В лингвистике под прагматикой понимают также область исследования, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи...
(г) СИГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сигматика изучает отношения между знаком и объектом отражения. Языковые знаки - это имена, обозначения объектов отражения. Последние являются десигнатами языковых знаков. Семантика и сигматика служат предпосылкой синтактики, все три они служат предпосылкой прагматики». (с. 35)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(из работы: Кондратов А. М. Звуки и знаки. М., 1966)
1. Общее у разговорных и искусственных языков:
n все они = «средство связи, средство передачи информации» (Кондратов, с. 59)
2. Различия между разговорными и искусственными языками:
¨ уровень избыточности:
1) «все "естественные" языки имеют избыточность. И... почти у всех языков мира примерно одинаковая избыточность - она колеблется в пределах 70-80 %. Это значит, что из 100 букв текста в любом "естественном" языке мира мы можем угадать 70-80 букв, разумеется, если мы знаем этот язык (хотя и не знаем содержания текста)" (с. 39); "Избыточность позволяет нам судить о том, насколько разнится максимальная информация, которую может нести один кодовый знак, от той, которую реально несёт знак этого кода. Избыточность - мера "неэкономности" языка-кода" (с. 37); "избыточность нашего языка не является излишеством... попробуйте представить, что означала бы ошибка в одной букве языка, лишённого избыточности. (...) А представьте себе врача, который, совершив описку в рецепте - всего лишь одна буква! – мог бы прописать больному не лекарство, а яд» (с. 38)
2) «избыточность "языка цифр" необычайно мала по сравнению с обычнымчеловеческим языком», т.к. почти «любая комбинация цифр... даёт "осмысленное" число» (исключение = комбинации типа 78, 078, 0078, 00078 ...) (с. 38);
¨ сложность описания языка:
= в технических языках «есть лишь правила сочетания элементов кода» (несколько страниц!), НО: «Человеческий язык так просто не описать...» (с. 57)
¨ искусственные языки вторичны:
= «Они строятся на основе нашего обычного языка или какой-либо другой системы знаков. Наш же обычный язык "первичен" – он не построен на базе других систем знаков...» (с. 58)
= главное средство мышления - разговорный язык: «Остальные системы знаков вспомогательны и недостаточны. Они слишком жёстки, слишком условны, слишком неподвижны...»; фраза Эйнштейна: «Ни один учёный не мыслит формулами» (с. 73)
= «Естественными науками, математикой, искусством мы овладеваем в сознательном возрасте, языком мы пользуемся с младенчества» (с. 73)
¨ у искусственных языков есть авторы:
= «В технических кодах правила сочетания символов устанавливает тот человек, который строит код», НО: у разговорного языка правила устанавливаются стихийно, у него нет сознательного творца (с. 58)
¨ особенности грамматики:
= в технических языках грамматика строго определена, нарушать её нельзя, т.к. это порождает ошибки или бессмыслицу, НО: в разговорном языке «эти законы не столь же строги и обязательны...», поэтому мы понимаем иностранца, говорящего на ломаном языке (с. 58)
= «Числа однозначны; они выражают только одно-единственное понятие. (...) Число 1 есть число один, ничего больше. А слово "один" многозначно» (с. 114)
= «Именно эта многозначность и неформализованность позволяет нам говорить и даже объяснять события, которые пока что не может объяснить наука, говорить о событиях воображаемых, вымышленных...» (с. 128)
¨ эффективность в области познания мира:
= н-р, математика: «Благодаря системе цифр и математических знаков достигается не только экономия - экономия места, экономия времени и, наконец, экономия мышления, но и появляется возможность вести такие рассуждения (вычисления, доказательства, умозаключения), которые практически нельзя вести с помощью обычного языка» (с. 114)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3