Занятие 7. Социологический подход к изучению человеческой психики

Вопросы:

1) анализ индивидуальной психики,

2) изучение психических феноменов на уровне общностей.

Литература:

Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

История и психология. М., 1971.

К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.

Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1988.

Культура и общество в средние века и раннее Новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. Сборник аналитических и реферативных обзоров. М., 1998.

Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.

Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.

Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979.

Шнейдер Л. Б., Вальцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. М.; Воронеж, 2009.

Занятие 8. Психологический подход к изучению человеческой психики

Вопросы:

1) анализ индивидуальной психики,

2) изучение психических феноменов на уровне общностей.

Литература:

Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.

Бескова И. А. Проблема соотношения ментальности и культуры // Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.

Библер В. С. Ещё один диалог Монологиста с Диалогиком // «Архэ». Культуро-логический семинар. Ежегодник. Кемерово, 1993. Вып. 1.

Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.

Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

История и психология. М., 1971.

К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.

Кривцун О. А. Человек в его историческом бытии: опыт психологических и художественных измерений // Психологический журнал. 1997. № 4. [электронный вариант: http://www.aquarun.ru/community/krivtsun/krivtsun2.html]

Культура и общество в средние века и раннее Новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. Сборник аналитических и реферативных обзоров. М., 1998.

Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998.

Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.

Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.

Сенявская Е. С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. 2002. № 4.

Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979.

Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.

Шнейдер Л. Б., Вальцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. М.; Воронеж, 2009.

Занятие 9. Проверочная работа за 2-й модуль

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анализ и интерпретация произведения искусства. Учебное пособие. М., 2005.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.

Тюленев С. В. Теория перевода. Учебное пособие. М., 2004.

Шнейдер Л. Б., Вальцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. М.; Воронеж, 2009.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антощенко А. В. Ключевский о церковном расколе в России XVII века (Построение исторического нарратива) // Отечественная история. 1999. № 3.

Байрау Д. Моральное право и профессионализм историка. Комментарии // Clio Moderna. Зарубежная история и историография. Казань, 2001. Вып. 2.

Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.

Бескова И. А. Проблема соотношения ментальности и культуры // Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.

Библер В. С. Ещё один диалог Монологиста с Диалогиком // «Архэ». Культуро-логический семинар. Ежегодник. Кемерово, 1993. Вып. 1.

Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.

Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Учебное пособие. Тверь, 1982.

Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М., 1992.

Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992.

Борев Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника». М., 1981.

Бурмистров Н. А. Предмет методологии исторической науки // Clio Moderna. Зарубежная история и историография. Казань, 2001. Вып. 2.

Васильева В. В. Интерпретация как взаимодействие человека и текста. Б. м., б. г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/profs/vasilyeva.htm

Гадамер Г.-Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гарскова И. М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.

Гражданников Е. Д., Холюшкин Ю. П. Системная классификация социологических и археологических понятий. Новосибирск, 1990.

Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Гуревич А.Я. «Территория историка» // Одиссей. Человек в истории. Ежегодник: 1996. М., 1996.

Желенина И. А. Историческая ситуация: методология анализа. М., 1987.

Завельский А. А., Завельская Д. А., Платонов С. И. Текст и его интерпретация. Б. м., 2001. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=149

Зверева Г. И. Культура исторической профессии на рубеже XXI века: вызов «новой интеллектуальной истории» // Труды по культурной антропологии. Памяти Г. А. Ткаченко. М., 2002.

Зверева Г. И. Реальность и исторический нарратив. Проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. Ежегодник: 1996. М., 1996.

Иванов Вяч. Вс. До – во время – после? (Вместо предисловия) // Франкфорт Ф., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

Игрицкий Ю. И. Ещё раз по поводу «социальной истории» и «ревизионизма» в изучении сталинской России // Отечественная история. 1999. № 3.

Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М., 1996.

Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

История и психология. М., 1971.

История России. Диалог российских и американских историков. Саратов, 1994.

Ищенко Е. Н. Новая парадигма интерпретации в дискурсивном поле современной философии // Вестник Московского ун-та. Серия 7: Философия. 2004. № 6.

К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

Категории исторических наук. Л., 1988.

Кезин А. В. Стандарты научности в гуманитарном познании // Вестник Московского ун-та. Серия 7: Философия. 1992. № 2.

Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992.

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.

Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб, 2000.

Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1988.

Копосов Н. Е. Как думают историки. М., 2001.

Кривцун О. А. Человек в его историческом бытии: опыт психологических и художественных измерений // Психологический журнал. 1997. № 4. [электронный вариант: http://www.aquarun.ru/community/krivtsun/krivtsun2.html]

Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М., 1962.

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

Кукулин И. Вдумчивое непонимание: возвращение герменевтики // Новое литературное обозрение. 2003. № 61.

Культура и общество в средние века и раннее Новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. Сборник аналитических и реферативных обзоров. М., 1998.

Лагута (Алёшина) О. Н. Логика и лингвистика. Новосибирск, 2000.

Лебедев В. Ю. Очерк теории сакрального перевода. Тверь, 2001.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998.

Лурье Я. С. О гипотезах и догадках в источниковедении // Источниковедение отечественной истории: 1976. М., 1977.

Малия М. Советская история // Отечественная история. 1999. № 3.

Марков Б. В. Разум и сердце. История и теория менталитета. Спб., 1993.

Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Мечковская Н. Б. Язык и религия. М., 1998.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Миловидов В. А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.

Норман Б. Ю. Язык: знакомый незнакомец. Минск, 1987.

Олегина И. Н. Будем уходить от схематизма // Отечественная история. 1999. № 3.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Павленко Н. И. Историческая наука в прошлом и настоящем (Некоторые размышления вслух) // История СССР. 1991. № 4.

Панфилов В. З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

Парахонская Г. А. Контент-анализ документов. Учебно-методическое пособие. Тверь, 1997.

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

Петров К. В. Эвристическая ценность и корректность использования специальных терминов в исторической науке // Вестник Челябинского ун-та. Серия 1: История. 1999. № 2.

Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1978.

Поляков Ю. А. Историческая наука: люди и проблемы. М., 1999.

Поляков Ю. А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. 2001. № 2.

Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Пронштейн А. П. Методика исторического источниковедения. Ростов н/Д., 1976.

Пронштейн А. П., Задёра А. Г. Практикум по истории СССР (период феодализма). М., 1969.

Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Розин В. М. Семиотические исследования. М.; СПб., 2001.

Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.

Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.

Свод этнографических понятий и терминов. М., 1987–1991. Вып. 1–4.

Сенявская Е. С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. 2002. № 4.

Словарь иностранных слов. М., 1987.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Соколов А. К. Спасибо за науку // Отечественная история. 1999. № 3.

Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.

Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979.

Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

Степанов Ю. С. В трёхмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). М., 1985.

Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.

Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1994. Т. 2.

Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Хвостова К. В. Контент-анализ в исследованиях по истории культуры // Одиссей. Человек в истории. Ежегодник: 1989. М., 1989.

Хвостова К. В., Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М., 1995.

Хвостова К. В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

Шаповалов В. Ф. Факт и понимание в историческом исследовании // Творчество и социальное познание. М., 1982.

Юнг К. Г. Символ и архетип. М., 1991.

Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.

Швейцер А. Д. Некоторые аспекты проблемы «язык и культура» в освещении зарубежных лингвистов и социологов // Национальный язык и национальная культура. М., 1978.

Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.

Шмид В. Нарратология. М., 2003.

Щербань Н. В. Наука или политическая конъюнктура? // Отечественная история. 1999. № 3.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Время, отведённое магистрантам на самостоятельную работу, должно расходоваться, во-первых, в ходе подготовки к семинарским занятиям – на изучение соответствующей литературы и подготовку конспектов. Результаты работы проверяются преподавателем в ходе семинарских занятий, а также на зачёте путём опроса, а в случае необходимости и путём проверки рабочих тетрадей.

Во-вторых, самостоятельная работа магистрантов подразумевает изучение ими основной литературы по темам, которые не освещаются на лекциях и семинарских занятиях.

В процессе изучения литературы нужно составить собственное представление о степени изученности выбранной проблемы, о различных подходах к её решению, окунуться в атмосферу научных поисков и дискуссий. Не стоит заниматься «сплошным» конспектированием работ, т. е. делать выписки строго по ходу авторского изложения материала и в соответствии с логикой данного исследования.

На этом этапе значительную помощь могут оказать энциклопедии, справочники и словари.

Настоятельно рекомендуется уже в процессе чтения вести первичную систематизацию материала в форме выписок на библиографических карточках или отдельных листах под определёнными рубриками. Такими рубриками могут быть понятия и термины, а также вопросы, вызывающие споры среди исследователей или же недостаточно изученные.

Кроме того, каждый магистрант обязан прочитать и законспектировать не менее трёх работ (по выбору) из списка дополнительной литературы.

Знакомство с литературой проверяется в ходе текущего и рубежного контроля, а также на экзамене.

Перечень основных понятий

Аксиома

Архетип

Бессознательное

Герменевтика

Группа

Групповое сознание

Дискурс

Знак

Значение

Идеология

Интерпретация

Информация

Истина

Картина мира

Клиометрия

Коммуникация

Когнитивность

Кодекс поведения

«Коллективное бессознательное»

Коммуникация

Личность

Массовое сознание

Менталитет

Ментальность

Методика

Методология

Мироотношение

Мышление

Нарратив

Общественное сознание

Общественное мнение

Общественное умонастроение

Общность

Обыденное сознание

Парадигма сознания

Подход исследовательский

Постулат

Принцип

Психика

Рациональность

Речь

Семиотика

Сигнал

Символ

Смысл

Сознание

Социальная психология

Социальная роль

Социальная совокупность

Стереотип

Стиль мышления

Творчество Фоносемантика

Ценность

Этнос

Язык

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЮ

Курс «Актуальные проблемы исторических исследований» заканчивается экзаменом. Общая сумма рейтинговых баллов – 100.

Распределение баллов по модулям:

· модуль № 1 = 30 баллов,

· модуль № 2 = 30 баллов.

Разделы учебной дисциплины распределяются по модулям таким образом:

· модуль № 1 – разделы 1–2,

· модуль № 2 – разделы 3–4.

Основными формами текущего контроля успеваемости являются наблюдение и проверка письменных заданий с использованием балльных оценок.

На семинарских занятиях преподаватель оценивает и комментирует качество выполненных магистрантами домашних заданий, а также учебную работу магистрантов непосредственно в ходе занятий. Учитываются уровень подготовленности магистранта, качество выполнения домашних заданий, степень его активности в ходе занятий.

На семинарском занятии магистрант может получить от 1 до 2 баллов (максимум – 18 баллов за модуль).

Рубежный контроль связан с проведением письменной работы в конце каждого из модулей. За выполнение проверочной работы магистрант может получить максимум 12 баллов.

Рубежный контроль подразумевает суммирование баллов, набранных каждым магистрантом в процессе изучения модуля.

Магистрант на экзамене может получить ещё до 40 баллов, выполнив 4 задания (каждое оценивается из 10 баллов):

1) теоретический вопрос по одной из тем 1-го модуля;

2) теоретический вопрос по одной из тем 2-го модуля;

3) беседа с преподавателем о прочитанных работах из списка дополнительной литературы;

4) характеристика 5 предложенных терминов (полностью правильный ответ оценивается в 2 балла, частично правильный – в 1 балл).

Вопросы для рубежного (модульного) контроля

Модуль 1

1. Структура методологии

2. Методология исторического исследования

3. Постулаты исторического исследования

4. Понятие «историческая реальность»

5. Понятия «источник», «исторический факт»

6. Принципы исторического исследования

7. Методика исторического исследования

8. Методы получения исходных фактических данных

9. Методы отбора исходных данных

10. Методы первичной обработки отобранного фактического материала

11. Методы проверки результатов первичной обработки

12. Методы вторичной обработки полученной информации

13. Методы проверки результатов вторичной обработки

14. Виды исторических методологий

15. Язык как семиотическая система

16. Понятие «научно-исторический дискурс»

17. Проблема взаимосвязей языка и мышления

18. Влияние разговорного языка на сознание историков

19. Влияние научной терминологии на мышление историка

20. Влияние «культурных языков» на мышление историка

21. Отражение в речи историка его личности

22. Влияние на мышление историка языков иных гуманитарных наук

23. Искусственные языки в современных исторических исследованиях

24. Коммуникация историка с источником

25. Коммуникация историка с людьми прошлого

26. Коммуникация внутри сообщества историков

27. Проблемы взаимопонимания между историками – носителями разных языков

28. Проблемы взаимопонимания между историками – носителями различных идеологий

29. Проблемы взаимопонимания между историками – представителями «традиционных» и «новаторских» дисциплин (направлений)

30. Проблемы взаимопонимания между историками – сторонниками разных концепций

31. Проблемы взаимопонимания между историками – представителями разных половозрастных групп

Модуль 2

1. Понятия «герменевтика», «историческая герменевтика»

2. Знак. Значение и смысл

3. Семиотическая система. Язык и речь

4. Текст и произведение. Нарратив

5. «Понимание текста». Чтение. Интерпретация

6. Постулаты исторического исследования и базовые схемы интерпретации

7. Принципы исторического исследования и базовые схемы интерпретации

8. Общенаучные (философские) термины в структуре исторической терминологии

9. Общегуманитарные термины в структуре исторической терминологии

10. Историческая лексика и фразеология из арсенала информатики и математики

11. Специфическая терминология современной исторической науки

12. Зависимость методики от исследовательского подхода историка

13. Герменевтические аспекты исследовательских процедур при изучении письменных источников: изучение отдельного текста

14. Герменевтические аспекты исследовательских процедур при изучении письменных источников: изучение корпуса текстов

15. Философский подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

16. Философский подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

17. Социологический подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

18. Социологический подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

19. Психологический подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

20. Психологический подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

21. Культурно-антропологический подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

22. Культурно-антропологический подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

23. Понятия «ментальность» и «менталитет». Структура менталитета

24. Варианты ментальной типологии

IX. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Структура методологии

2. Методология исторического исследования

3. Постулаты исторического исследования

4. Понятие «историческая реальность»

5. Понятия «источник», «исторический факт»

6. Принципы исторического исследования

7. Методика исторического исследования

8. Методы получения исходных фактических данных

9. Методы отбора исходных данных

10. Методы первичной обработки отобранного фактического материала

11. Методы проверки результатов первичной обработки

12. Методы вторичной обработки полученной информации

13. Методы проверки результатов вторичной обработки

14. Виды исторических методологий

15. Язык как семиотическая система

16. Понятие «научно-исторический дискурс»

17. Проблема взаимосвязей языка и мышления

18. Влияние разговорного языка на сознание историков

19. Влияние научной терминологии на мышление историка

20. Влияние «культурных языков» на мышление историка

21. Отражение в речи историка его личности

22. Влияние на мышление историка языков иных гуманитарных наук

23. Искусственные языки в современных исторических исследованиях

24. Коммуникация историка с источником

25. Коммуникация историка с людьми прошлого

26. Коммуникация внутри сообщества историков

27. Проблемы взаимопонимания между историками – носителями разных языков

28. Проблемы взаимопонимания между историками – носителями различных идеологий

29. Проблемы взаимопонимания между историками – представителями «традиционных» и «новаторских» дисциплин (направлений)

30. Проблемы взаимопонимания между историками – сторонниками разных концепций

31. Проблемы взаимопонимания между историками – представителями разных половозрастных групп

32. Понятия «герменевтика», «историческая герменевтика»

33. Знак. Значение и смысл

34. Семиотическая система. Язык и речь

35. Текст и произведение. Нарратив

36. «Понимание текста». Чтение. Интерпретация

37. Постулаты исторического исследования и базовые схемы интерпретации

38. Принципы исторического исследования и базовые схемы интерпретации

39. Общенаучные (философские) термины в структуре исторической терминологии

40. Общегуманитарные термины в структуре исторической терминологии

41. Историческая лексика и фразеология из арсенала информатики и математики

42. Специфическая терминология современной исторической науки

43. Зависимость методики от исследовательского подхода историка

44. Герменевтические аспекты исследовательских процедур при изучении письменных источников: изучение отдельного текста

45. Герменевтические аспекты исследовательских процедур при изучении письменных источников: изучение корпуса текстов

46. Философский подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

47. Философский подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

48. Социологический подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

49. Социологический подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

50. Психологический подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

51. Психологический подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

52. Культурно-антропологический подход к изучению сознания (анализ индивидуальной психики)

53. Культурно-антропологический подход к изучению сознания (изучение психических феноменов на уровне общностей)

54. Понятия «ментальность» и «менталитет». Структура менталитета

55. Варианты ментальной типологии

Наши рекомендации