Выставки и постоянные экспозиции
Дни Эрмитажа – 2017
Выставки и постоянные экспозиции
Постоянная экспозиция
«Европа в эпоху Великого переселения народов и раннем средневековье»
Декабря 2017 года
Кутузовский коридор
Великое переселение народов – чрезвычайно важный и насыщенный событиями исторический период, длившийся с конца IV по VI век. Это переходный этап от античности к раннему средневековью. Для многих европейских этносов это время возникновения собственной культуры, формирующейся в результате синтеза национальных «варварских» традиций и различных элементов уходящего в прошлое греко-римского наследия. Поступательное развитие средневековой цивилизации Европы, как Западной, так и Восточной, начинается именно после завершения бурных миграционных процессов этого периода, в эпоху раннего средневековья, и может рассматриваться как их итог.
Экспозицию открывают древности, давшие первоначальный импульс развитию германской культурной традиции в Восточной Европе. Это вельбаркская (II–III века) и черняховская (III–IV века) археологические культуры, уверенно связываемые с племенами готов и гепидов. Находки происходят из раскопок на территории Белоруссии и Украины и отражают одно из основных направлений миграций центральноевропейского населения: от берегов Балтики на юго-восток – в Среднее Поднепровье и Причерноморье.
Вторжение гуннов, ставшее отправной точкой эпохи Великого переселения народов (375 год), изменило этнополитическую карту всей Европы. Нашествие степняков-гуннов иллюстрируют специфические предметы кочевой культуры, тесно связанной своим происхождением с миром центральноазиатских номадов. События начала Великого переселения народов сыграли важную роль в истории населения Причерноморья. Широкое представление о его жизни дают материалы из раскопок города-государства Боспор в Крыму (Керчь). Находки, разделенные на две хронологические группы, отражают тесные связи с Римом, Византией и областями Подунавья. С материалами Боспора перекликаются памятники Южного Крыма, отражающие историю крымских готов. Инвентарь погребений позволяет реконструировать характерный восточно-германский женский костюм, аналогии которому можно найти на Среднем Дунае и в остготской Италии. Другая группа экспонатов иллюстрирует повседневную жизнь провинциального византийского городка-крепости VI–VII веков со смешанным греко-германским населением.
Восточно-германские племена, бежавшие под ударами гуннов в конце IV – начале V века, как и родственные им народы Запада (аламанны, франки, бавары, лангобарды) в эпоху Великого переселения народов еще имеют много общего в материальной культуре и исторических судьбах. Натиск германцев привел к крушению Западной Римской империи (476 год) и положил начало первым «варварским» королевствам раннесредневековой Европы. Их формирование прослеживается по материалам эпохи Меровингов, среди которых есть и яркие национальные украшения, и римские импорты, и предметы быта простых общинников и воинов из могильников Германии, Франции, Италии. Особо выделены древности Франкского королевства периода его расцвета в VI–VII веках.
Последний тематический блок посвящен культуре кочевых народов, пришедших в южнорусские степи на смену гуннам. Прежде всего, это хазары, оставившие салтово-маяцкую археологическую культуру (VIII–X века) Волго-Донского междуречья. Представлены находки из хазарских могильников, а также из крепостей в низовьях Дона, главной из которых был Саркел (Белая Вежа древнерусских летописей).
Выставка «В стране Дильмун, где восходит солнце…»
Декабря 2017 года – 11 марта 2018 года
Пикетный зал
Основная идея выставки – представить результаты археологических исследований последних десятилетий на островах Бахрейн в Персидском заливе, которые отождествляют с древней страной Дильмун, хорошо известной из клинописных источников. Шумерские и аккадские тексты на протяжении нескольких тысячелетий упоминают Дильмун как важный центр заморской торговли, откуда в Месопотамию поступали предметы роскоши и ценное сырье – разные сорта древесины, металлы (прежде всего, медь), лазурит и, возможно, жемчуг. Особенно интенсивными контакты с Дильмуном были в 3-м и первой половине 2-го тысячелетия до н. э. В шумерской литературе Дильмун фигурирует как место первозданной чистоты, изобилия и благоденствия, что дало основания для сопоставления его с библейским раем.
На выставке предполагается показать исторический и культурный контекст развития Дильмуна – торговлю, религию, погребальный обряд. Особый акцент сделан на производстве печатей-штампов, получивших широкое распространение в этом регионе.
Выставка подготовлена Департаментом древностей Королевства Бахрейн и является одним из знаменательных событий 2017 года, который в Бахрейне объявлен годом археологии. Концепция выставки – плод совместной работы бахрейнских и французских археологов, в течение многих лет проводивших раскопки на территории Королевства.
Фойе Эрмитажного театра
6 декабря в Фойе Эрмитажного театра начнут свою работу выставки «Эрмитаж в фотографиях» и «Эрмитаж в публикациях». Традиционно они проходят в Дни Эрмитажа: именно в этот период музей подводит итоги работы за год, к нему приурочены важные мероприятия. Своеобразным отчетом о деятельности музея стали выставки «Эрмитаж в мире публикаций», где представлены все издания, выпущенные за год, и «Эрмитаж в фотографиях», предлагающая взглянуть на события уходящего года через объектив фотокамеры.
Римский дворик
В составе экспозиции − уникальные памятники, дошедшие до наших дней римские копии с бронзовых оригиналов афинских посвящений: скульптуры Умирающего Галла, Амазонки, Перса и Гиганта. Античные статуи восходят к знаменитому монументу победы над галлами, воздвигнутому около 200 года до н.э. на афинском Акрополе правителем Пергамского царства Атталом I.
Исторические обстоятельства, послужившие поводом к воздвижению скульптур, были связаны с военными кампаниями Атталидов. Памятники, изображавшие мифологические и исторические битвы с врагами Пергама и Греческого мира − битвы с гигантами и амазонками, отражение галльских набегов, победа над персами − получили название «Малые посвящения», отличавшиеся от «Больших посвящений», установленных в Пергаме, меньшими размерами.
Ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы достигала ста двадцати четырех метров, общее количество бронзовых фигур − около ста двадцати.
Сюжеты были выстроены в хронологической последовательности: самая ранняя − битва гигантов и богов, далее сражение греков с амазонками и сражение греков и персов. Кульминацией являлась последняя группа – она представляла битву с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивалась к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. В отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, сейчас в фокусе внимания скульпторов находились поверженные враги.
Четыре скульптуры из археологического музея Неаполя – ключевые для всего произведения фигуры: каждая соответствует одному из сюжетов «битв». Трое персонажей из неапольской группы распростерты на земле, один из них пытается подняться. Поверхность тел покрыта глубокими ранами – отверстия, изливающие потоки крови, изображаются пластически, кровь, скорее всего, передавалась еще и красной краской.
Фигура Умирающего галла почти полностью повторяет знаменитого «Галла» из Капитолийского музея, лишь отсутствуют ошейник и рог. Зрительный акцент на ранах соответствует описанию галлов у античных авторов. «Галлы идут в бой нагими, но в иных случаях никогда не обнажаются, и оттого на их бледных дюжих телах видна была любая рана».
Декабря 2017 года
Зал резных камней
В Новом Эрмитаже после завершившейся реставрации будут открыты Зал резных камней и обновленная постоянная экспозиция «Античная глиптика. Геммы Древней Греции и Рима XV века до н.э. – V века н.э.».
Искусство античной глиптики – резьбы на цветных драгоценных и полудрагоценных минералах – насчитывает многовековую историю. Собрание резных камней Эрмитажа, основанное Екатериной II, по качеству и количеству является одним из крупнейших в мире.
Зал резных камней (№ 120) – один из трех залов, завершающих масштабный проект реэкспозиции Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа. Обновленная постоянная экспозиция зала включает свыше 1000 экспонатов. Экспонаты располагаются в хронологическом порядке, что позволяет последовательно проследить историю развития глиптики от середины II тысячелетия до н.э. вплоть до конца Римской Империи, дополнив их слепками с резных камней, аналогиями в других материалах (бронза, мрамор, керамика), а также копиями и репликами нового времени.
Зал был закрыт в 1980 году и в течение нескольких десятилетий служил хранилищем античных собраний. В 2016 − 2017 годах здесь была проведена комплексная реставрация всех элементов отделки интерьера, исполненного по проекту архитектора Лео фон Кленце в стиле неогрек. Для новой экспозиции разработан гарнитур витрин, исполненный в стилистических решениях исторического музейного оборудования, оснащенных современными системами освещения и сигнализации. В центре зала находятся три подстолья, опирающиеся на фигуры бронзовых позолоченных грифонов, на столешницах установлены витрины-пирамидки. Одно из подстолий – витрина середины XIX века, два других – современные копии исторического образца. Подобные роскошные витрины редкой формы были разработаны Лео фон Кленце для экспонирования резных камней.
Большую часть современной экспозиции «Античная глиптика. Геммы Древней Греции и Рима XV века до н.э. – V века н.э.» занимают инталии – камни с углубленным резным изображением, служившие личными печатями. Открывает экспозицию ранняя греческая глиптика: эгейские геммы (15-12 вв. до н.э.), резные камни геометрического периода (11-7 вв. до н.э.), так называемые островные или милосские геммы (7 в. до н.э.), глиптика эпохи архаики (6 в.) и классики (5-4 вв. до н.э.).
Историю развития древнегреческой глиптики дополняют экспонаты, посвященные применению гемм в ювелирном искусстве (перстни, броши, ожерелья), коллекционированию и изучению резных камней − дактилиотеки знаменитых владельцев, слепки и каталоги, шкаф для хранения, заказанный Екатериной II.
Архитектор и рисовальщик
Двенадцатиколонный зал
В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти архитектора Джакомо Кваренги. На его родине, в Бергамо, и в Петербурге проходят различные торжественные мероприятия. Государственный Эрмитаж завершает этот год выставкой графических работ архитектора.
На выставке представлено 100 работ великого зодчего из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея архитектуры имени Щусева, Галереи Академии Венеции, Городской Библиотеки Анджело Маи и Городские исторические архивы – Коллекция Кваренги (Бергамо), Академии Каррары (Бергамо), Национального Архива (Хельсинки).
Для выставки были отобраны чертежи и рисунки, связанные с Петербургом. На выставке представлены также проекты зданий, которые не сохранились до наших дней.
Отдельным разделом выставки являются портреты и шаржи архитектора, который был популярной фигурой и часто попадал на карандаш своих современников-художников. Не только некрасивая внешность и большой нос являлись поводом для насмешек. Высмеивали и пристрастие архитектора к ношению мальтийского креста. Отдельным поводом для карикатурных портретов послужило недовольство Кваренги проектом Тома де Томона и строительство нового здания Биржи.
Декабря 2017 года
Декабря 2017 года
К завершению реставрации»
Аполлонов зал
Выставка картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней» после ее реставрации – это исключительное событие не только для Эрмитажа, но и всего мирового художественного содружества.
«Юноша с лютней» Микеланджело Меризи да Караваджо считается жемчужиной в коллекции Государственного Эрмитажа и является единственным произведением прославленного итальянского мастера в России. Эта картина поражает красотой и поэтичностью, в ней чувствуется подлинное мастерство в передаче объема и пластике форм с применением контрастного сопоставления освещенных и затененных частей. Приверженность натуре как одно из средств художественной выразительности и характерная светотень явились квинтэссенцией творчества Караваджо, породившего реалистическое течение, названное караваджизмом, которое повлияло на развитие европейской живописи XVII века. Притягательная сила картины «Юноша с лютней» воздействует на зрителя как чудо, и поэтому вполне естественна ее популярность с неизменной узнаваемостью в деталях. Произведение и при первом взгляде, и при длительном созерцании вызывает ощущение утонченной красоты и внутренней свободы.
Единство и гармония проявляются просто и естественно, ненавязчиво. Совершенство и легкость колорита, выразительность фактуры, согласованное сочетание частей композиции и живописная кинетика приносят удовлетворение душе. Все подчинено одной общей идее – языком живописи воспеть истинную природу прекрасного в ее обыденной повседневности.
Декабря 2017 года
Главный штаб
13 декабря состоится открытие новой постоянной экспозиции в Главном штабе Государственного Эрмитажа – Музей Гвардии. На экспозиции будут представлены предметы обмундирования и вооружения, знамена и полковые регалии, произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, памятники нумизматики и документы, представляют блестящую и драматическую историю Российской Императорской Гвардии, начиная со времен Александра I и завершая уходом гвардейцев на Первую Мировую войну 1914 года при Николае II.
Дни Эрмитажа – 2017
Выставки и постоянные экспозиции
Постоянная экспозиция
«Европа в эпоху Великого переселения народов и раннем средневековье»
Декабря 2017 года
Кутузовский коридор
Великое переселение народов – чрезвычайно важный и насыщенный событиями исторический период, длившийся с конца IV по VI век. Это переходный этап от античности к раннему средневековью. Для многих европейских этносов это время возникновения собственной культуры, формирующейся в результате синтеза национальных «варварских» традиций и различных элементов уходящего в прошлое греко-римского наследия. Поступательное развитие средневековой цивилизации Европы, как Западной, так и Восточной, начинается именно после завершения бурных миграционных процессов этого периода, в эпоху раннего средневековья, и может рассматриваться как их итог.
Экспозицию открывают древности, давшие первоначальный импульс развитию германской культурной традиции в Восточной Европе. Это вельбаркская (II–III века) и черняховская (III–IV века) археологические культуры, уверенно связываемые с племенами готов и гепидов. Находки происходят из раскопок на территории Белоруссии и Украины и отражают одно из основных направлений миграций центральноевропейского населения: от берегов Балтики на юго-восток – в Среднее Поднепровье и Причерноморье.
Вторжение гуннов, ставшее отправной точкой эпохи Великого переселения народов (375 год), изменило этнополитическую карту всей Европы. Нашествие степняков-гуннов иллюстрируют специфические предметы кочевой культуры, тесно связанной своим происхождением с миром центральноазиатских номадов. События начала Великого переселения народов сыграли важную роль в истории населения Причерноморья. Широкое представление о его жизни дают материалы из раскопок города-государства Боспор в Крыму (Керчь). Находки, разделенные на две хронологические группы, отражают тесные связи с Римом, Византией и областями Подунавья. С материалами Боспора перекликаются памятники Южного Крыма, отражающие историю крымских готов. Инвентарь погребений позволяет реконструировать характерный восточно-германский женский костюм, аналогии которому можно найти на Среднем Дунае и в остготской Италии. Другая группа экспонатов иллюстрирует повседневную жизнь провинциального византийского городка-крепости VI–VII веков со смешанным греко-германским населением.
Восточно-германские племена, бежавшие под ударами гуннов в конце IV – начале V века, как и родственные им народы Запада (аламанны, франки, бавары, лангобарды) в эпоху Великого переселения народов еще имеют много общего в материальной культуре и исторических судьбах. Натиск германцев привел к крушению Западной Римской империи (476 год) и положил начало первым «варварским» королевствам раннесредневековой Европы. Их формирование прослеживается по материалам эпохи Меровингов, среди которых есть и яркие национальные украшения, и римские импорты, и предметы быта простых общинников и воинов из могильников Германии, Франции, Италии. Особо выделены древности Франкского королевства периода его расцвета в VI–VII веках.
Последний тематический блок посвящен культуре кочевых народов, пришедших в южнорусские степи на смену гуннам. Прежде всего, это хазары, оставившие салтово-маяцкую археологическую культуру (VIII–X века) Волго-Донского междуречья. Представлены находки из хазарских могильников, а также из крепостей в низовьях Дона, главной из которых был Саркел (Белая Вежа древнерусских летописей).
Выставка «В стране Дильмун, где восходит солнце…»