Ii. из воспоминаний а. тырковой-вильямс.

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени осво­бождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого эко­номического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к плат­ным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский зе­мельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и не­умолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс, помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчас­ти и в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии полу­чил ссуду из новорожденного Дворянского банк. Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банков­ские платежи... Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье из­давался манифест с разными милостями... дворянские недоимки перечисля­лись в основной долг».

С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упо­минаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации кре­стьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.

С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытывае­мых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?

СЗ. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назови­те меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.

III.Из воспоминаний С. Ф. Ковалика.

«Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного про­свещения народа, но я систематического его революцио­низирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...

...Пропагандист заводил знакомства среди бли­жайших крестьян или рабочих... мало-помалу начи­нал беседовать с ними на революционные темы и да­вать им для прочтений... разные революционные книги».

Из «Записок революционера» П. А. Кропоткина

«Различные писатели пробовали объяснить движе­ние [революционных народников в деревню, их пропа­ганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эми­грантов — любимое объяснение полиций всего мира... Молодежь прислушивалась к мощному голосу Бакуни­на... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [рево­люционных народников в деревню] лежали гораздо глубже.

...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обни­щание всего населения, которое... теперь стало совер­шившимся фактом.

Мы знали, какой наглый грабеж идет повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы по­стоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны...»

С1. Укажите название движения революционных на­родников, о котором говорится в приведенном от­рывке, и год, когда началось это движение.

С2.На основе текста и знаний по курсу истории объ­ясните причины возникновения движения народ­ников. Сформулируйте не менее трех суждений.

С3.Каковы были, по мнению авторов, цели участни­ков названного движения? Назовите не менее двух из них.

IV. Из официального документа XIX в :

« 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается …

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, их коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…

20. Указанные в … статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте, обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность»

С.1 Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

С.2 Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой.

С.3 Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.

Задания С4 – С7 предполагают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7).Выполняя эти задания, обращайте на формулировку каждого задания.

Задания на представление обобщающей характеристики (С4)

I.Назовите основные направления в развитии архитектуры в России в XIX в. Приведите примеры памятников архитектуры, относящихся к этим направлениям, укажите названия городов, где были построены указанные памятники архитектуры.

II.Назовите не менее двух основных направлений пре­образований, проводившихся в России в годы цар­ствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, отно­сившихся к одному из названных направлений.

III.Какие основные проблемы составляли понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.? Укажите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.

IV.Назовите основные военные операции, сражения Оте­чественной войны 1812 года. Объясните, какие из них и поче­му стали поворотными в ходе войны.

V.Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х - 90-х гг. XIX в. и фамилии представителей этих направлений.

Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей одного из направлений (по выбору).

VI.Назовите основные международные проблемы, со­ставляющие содержание Восточного вопроса во внеш­ней политике России в XIX в. Назовите итоги одной из войн, проходивших в XIX в., целью которой бы­ло решение Восточного вопроса.

Задания на рассмотрение исторических версий и оценок (С5)

I.Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.

Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?

Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений.

II.В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».

Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.

III.Поддержка Николаем I борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы".

Какие другие суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны?

Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

IV.Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы счи­таете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими выбранное вами суждение.

V.В царском Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обыва­телей», изданном 19 февраля 1861 г., подчеркивалось, что кресть­янская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства. Была высказана надежда, что крепостные крестьяне «поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».

Какие другие суждения о причинах и характере крестьян­ской реформы вы знаете? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, подтверждающие их.

Задания на анализ исторической ситуации (С6)

I.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

"Дней Александровых прекрасное начало" в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.

Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.

II.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских во­инов, участников похода? Каковы были последствия Загра­ничных походов русской армии 1813—1814 гг. для между­народного положения России?

III.Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г тай­ных обществ в течение длительного времени разрабаты­вали планы захвата власти. Однако выступление 14 де­кабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербур­ге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступле­ния декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внут­реннюю политику Николая I? Приведите не менее трех положений.

IV.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, кре­постническая система хозяйствования находилась в состо­янии кризиса.

Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Ка­ким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий?

V.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.

По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?

Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?

Задания на сравнение (С7)

I.Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. и в 1861—1880-е гг. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены как различия по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

II.Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ 1860—1870-х гг. и после Вели­ких реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — раз­личным (укажите не менее трех различий).

III.Сравните состояние сельского хозяйства в России с начала XIX в до реформ 1860—1870-х гг. и после Вели­ких реформ вплоть до конца XIX в. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — раз­личным (укажите не менее трех различий).

IV.Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в. Назовите общие черты и различия.

V.Сравните положение фабричных работников в России в 20-х и 80-х гг. XIX в. Укажите, что в положении работников было общим, что – различным.

VI.Сравните положение русского дворянства до Кресть­янской реформы 1861 г. и после проведения этой ре­формы. Укажите, что в положении дворян в назван­ное время было общим, а что — различным.

Общее
 
Различия
 
 

Наши рекомендации