Ii. из воспоминаний а. тырковой-вильямс.
«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.
Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс, помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчасти и в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банк. Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи... Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье издавался манифест с разными милостями... дворянские недоимки перечислялись в основной долг».
С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.
С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?
СЗ. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.
III.Из воспоминаний С. Ф. Ковалика.
«Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но я систематического его революционизирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...
...Пропагандист заводил знакомства среди ближайших крестьян или рабочих... мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтений... разные революционные книги».
Из «Записок революционера» П. А. Кропоткина
«Различные писатели пробовали объяснить движение [революционных народников в деревню, их пропаганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эмигрантов — любимое объяснение полиций всего мира... Молодежь прислушивалась к мощному голосу Бакунина... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [революционных народников в деревню] лежали гораздо глубже.
...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обнищание всего населения, которое... теперь стало совершившимся фактом.
Мы знали, какой наглый грабеж идет повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы постоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны...»
С1. Укажите название движения революционных народников, о котором говорится в приведенном отрывке, и год, когда началось это движение.
С2.На основе текста и знаний по курсу истории объясните причины возникновения движения народников. Сформулируйте не менее трех суждений.
С3.Каковы были, по мнению авторов, цели участников названного движения? Назовите не менее двух из них.
IV. Из официального документа XIX в :
« 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
2.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается …
10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, их коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
20. Указанные в … статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте, обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность»
С.1 Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.
С.2 Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой.
С.3 Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.
Задания С4 – С7 предполагают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7).Выполняя эти задания, обращайте на формулировку каждого задания.
Задания на представление обобщающей характеристики (С4)
I.Назовите основные направления в развитии архитектуры в России в XIX в. Приведите примеры памятников архитектуры, относящихся к этим направлениям, укажите названия городов, где были построены указанные памятники архитектуры.
II.Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.
III.Какие основные проблемы составляли понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.? Укажите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
IV.Назовите основные военные операции, сражения Отечественной войны 1812 года. Объясните, какие из них и почему стали поворотными в ходе войны.
V.Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х - 90-х гг. XIX в. и фамилии представителей этих направлений.
Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей одного из направлений (по выбору).
VI.Назовите основные международные проблемы, составляющие содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в. Назовите итоги одной из войн, проходивших в XIX в., целью которой было решение Восточного вопроса.
Задания на рассмотрение исторических версий и оценок (С5)
I.Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.
Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?
Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений.
II.В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».
Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.
III.Поддержка Николаем I борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы".
Какие другие суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны?
Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
IV.Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.
Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.
V.В царском Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», изданном 19 февраля 1861 г., подчеркивалось, что крестьянская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства. Была высказана надежда, что крепостные крестьяне «поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».
Какие другие суждения о причинах и характере крестьянской реформы вы знаете? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, подтверждающие их.
Задания на анализ исторической ситуации (С6)
I.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
"Дней Александровых прекрасное начало" в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.
Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.
II.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских воинов, участников похода? Каковы были последствия Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. для международного положения России?
III.Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Участники существовавших в России с 1816 г тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.
Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внутреннюю политику Николая I? Приведите не менее трех положений.
IV.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса.
Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий?
V.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.
По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?
Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?
Задания на сравнение (С7)
I.Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. и в 1861—1880-е гг. Укажите, что было общим, а что — различным.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены как различия по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.
II.Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ 1860—1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — различным (укажите не менее трех различий).
III.Сравните состояние сельского хозяйства в России с начала XIX в до реформ 1860—1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до конца XIX в. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — различным (укажите не менее трех различий).
IV.Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в. Назовите общие черты и различия.
V.Сравните положение фабричных работников в России в 20-х и 80-х гг. XIX в. Укажите, что в положении работников было общим, что – различным.
VI.Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян в названное время было общим, а что — различным.
Общее | |
Различия | |
| |
| |
| |
|