В каком году произошло выступление декабристов в Санкт-Петербурге?
Россия в XIX в.
Задания на знание дат, хронологии
В каком году произошло выступление декабристов в Санкт-Петербурге?
1) 1812 г. 3) 1861 г.
2) 1825 г. 4) 1879 г.
Когда было отменено временнообязанное положение крестьян?
1) 1803 г. 3) 1861 г.
2) 1842 г. 4) 1881 г
3. К какому времени относится начало промышленного переворота в России?
1) 1800—1820-м гг.
2) 1830—1850-м гг.
3) 1860—1870-м гг.
4) 1880—1890-м гг.
П.С. Нахимов и В.А. Корнилов прославились в военных событиях
1) 1812 г. 3) 1853—1856 гг.
2) 1813—1814 гг. 4) 1904—1905 гг.
Какое событие произошло позже всех остальных?
1) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
2) строительство царского дворца в Коломенском под Москвой
3) возведение храма Христа Спасителя в Москве
4) возведение храма Святой Софии в Киеве
Задания на знание фактов
1. Участниками Отечественной войны 1812 г. были:
1) М.Д. Скобелев, И.В. Гурко
2) А.В. Суворов, П.А. Румянцев-Задунайский
3) П.С. Нахимов, В.А. Корнилов
4) П.И. Багратион, М.И. Кутузов
2. Авторами «Русской Правды», «Конституции» были:
1) А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
2) А.И. Желябов, В.Н. Фигнер
3) П.В. Киреевский, А.С. Хомяков
4) П.И. Пестель, Н.М. Муравьев
Что из названного произошло в царствование Александра III?
1) основание Царскосельского лицея
2) создание Академии наук в Санкт-Петербурге
3) издание циркуляра о «кухаркиных детях»
4) основание Славяно-греко-латинской академии
Кто из названных лиц был известным дипломатом в XIX в.?
1) П.Д. Киселев
2) А.М. Горчаков
3) К.П. Победоносцев
4) А.Х. Бенкендорф
5. Выдающимися артистами в XIX в. были:
1) К.А. Тон, О.И. Бове, А.Н. Воронихин
2) К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.И. Левитан
3) Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, П.И. Жемчугова-Ковалева
4) И.П. Мартос, П.К. Клодт, Б.И. Орловский
Задания на знание понятий, терминов, характерных признаков явлений.
Как называлась работа крепостных крестьян на земле помещика в первой половине XIX в.?
1) издольщиной
2) барщиной
3) помочью
4) отработками
Как назывались представители общественной мысли, основу теорий которых составили идеи «русского», «крестьянского», общинного социализма?
1) социал-демократами
2) петрашевцами
3)народниками
4)славянофилами
Как назывались представители общественной мысли 1830—1850-х гг., сторонники дальнейшего самобытного развития России, отличного от исторического пути ведущих стран Европы?
1) декабристами 3) славянофилами
2) социал-демократами 4) западниками
Как назывались назывались органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате Великих реформ 1860—1870-х гг.?
1) земствами
2) дворянскими собраниями
3) общинами
4) вече
5. Как назывался в конце XIX в. обедневший крестьянин, нанимавшийся работу к разбогатевшему односельчанину?
1) закупом
2) батраком
3) фермером
4) крепостным
6. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами?
1) коллегии
2) приказы
3) земства
4) Земские соборы
Задания на объяснение причин и следствий событий
1. Героизм русских партизан, воинов, народного ополчения, полководческий талант русских военачальников, решимость Александра I вести войну до победного конца, суровая зима - - все это привело к победе России в:
1) русско-турецкой войне 1806—1812 гг.
2) Отечественной войне 1812 г.
3) Крымской войне 1853—1856 гг.
4) Первой мировой войне 1914—1918 гг.
2.В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние
1) идей славянофильства
2) теории официальной народности
3) идей Просвещения
4) теорий «общинного социализма»
3. Восприятие идей западноевропейского Просвещения, впечатления от заграничного похода русской армии в 1813—1814 гг., недовольство крепостным правом, самодержавием -- все это было причиной появления в России движения:
1) революционных народников
2) петрашевцев
3) либеральных народников
4) декабристов
В результате Крестьянской реформы 1861 г.
1) в деревнях были образованы военные поселения
2) произошло закрепощение свободных крестьян на Украине
3) были отменены выкупные платежи за землю
4) крепостных крестьян освободили от крепостной зависимости
Что из названного относилось к результатам победы России в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.?
1) Турция перестала существовать как самостоятельное государство
2) к России был присоединен Крым
3) Россия захватила Босфор и Дарданеллы
4) часть Болгарии была освобождена от турецкого владычества
Задания на группировку событий, явлений
Задания на установление хронологической последовательности событий
Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности.
А) Г.А.Потёмкин
Б) А.Д.Меншиков
В) С.Ю.Витте
Г) М.М.Сперанский
Задания на установление соответствия между фактами, событиями, явлениями
Задания для работы с источниками
А. Задания с выбором ответа
В. Задания с открытым ответом
Идет речь в отрывке.
«Поселяне одной Калужской губернии... взяли в плен с лишком 600 человек неприятелей; ежедневно
приходят они просить оружие, умоляют начальников отрядов дать им случай к поражению врага».
Ответ:____________
XIXв., о котором идет речь.
«Важным фактором формирования национального самосознания было появление "Истории государства
Российского", возбудившей небывалый интерес к отечественной истории в широких кругах. Будучи
сторонником монархического принципа, _________ тем не менее объективно изобразил "все ужасы
неограниченного самодержавия"... Недаром Пушкин назвал его труд подвигом честного человека».
Ответ:________________
4. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны, о которой идет речь в отрывке.
«Утром... отряд Скобелева, спускаясь по склону Балкан... был встречен сильнейшим огнем турок. При рекогносцировке, которую по своему обыкновению произвел Скобелев, огонь достиг огромной интенсивности... и пришлось выбивать турок из камней».
Ответ:_________________
5. Прочтите отрывок из «Записок» А.И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России XIXв., о котором идет речь.
«Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека замечательного по своему уму и характеру, по своим разнородным способностям и знаниям, и в особенности по своей самобытности и устойчивости, т. е. если бы не было Алексея Степановича Хомякова... Безусловная преданность православию, ... любовь к народу русскому, высокое о нем мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни, - составляли главные и отличительные основы и свойства образа мыслей Хомякова».
Ответ:_________________
Задания части С
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3.Ответы предполагают использование информации из источника, также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Задания на представление обобщающей характеристики (С4)
I.Назовите основные направления в развитии архитектуры в России в XIX в. Приведите примеры памятников архитектуры, относящихся к этим направлениям, укажите названия городов, где были построены указанные памятники архитектуры.
II.Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.
III.Какие основные проблемы составляли понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.? Укажите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
IV.Назовите основные военные операции, сражения Отечественной войны 1812 года. Объясните, какие из них и почему стали поворотными в ходе войны.
V.Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х - 90-х гг. XIX в. и фамилии представителей этих направлений.
Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей одного из направлений (по выбору).
VI.Назовите основные международные проблемы, составляющие содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в. Назовите итоги одной из войн, проходивших в XIX в., целью которой было решение Восточного вопроса.
Задания на рассмотрение исторических версий и оценок (С5)
I.Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.
Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?
Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений.
II.В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».
Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.
III.Поддержка Николаем I борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы".
Какие другие суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны?
Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
IV.Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.
Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.
V.В царском Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», изданном 19 февраля 1861 г., подчеркивалось, что крестьянская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства. Была высказана надежда, что крепостные крестьяне «поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».
Какие другие суждения о причинах и характере крестьянской реформы вы знаете? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, подтверждающие их.
Задания на анализ исторической ситуации (С6)
I.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
"Дней Александровых прекрасное начало" в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.
Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.
II.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских воинов, участников похода? Каковы были последствия Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. для международного положения России?
III.Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Участники существовавших в России с 1816 г тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.
Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внутреннюю политику Николая I? Приведите не менее трех положений.
IV.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса.
Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий?
V.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.
По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?
Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?
Задания на сравнение (С7)
I.Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. и в 1861—1880-е гг. Укажите, что было общим, а что — различным.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены как различия по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.
II.Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ 1860—1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — различным (укажите не менее трех различий).
III.Сравните состояние сельского хозяйства в России с начала XIX в до реформ 1860—1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до конца XIX в. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — различным (укажите не менее трех различий).
IV.Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в. Назовите общие черты и различия.
V.Сравните положение фабричных работников в России в 20-х и 80-х гг. XIX в. Укажите, что в положении работников было общим, что – различным.
VI.Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян в названное время было общим, а что — различным.
Общее | |
Различия | |
| |
| |
| |
|
Россия в XIX в.
Задания на знание дат, хронологии
В каком году произошло выступление декабристов в Санкт-Петербурге?
1) 1812 г. 3) 1861 г.
2) 1825 г. 4) 1879 г.