Тема 1.Проблемы политической и социально-экономической истории Древней Руси IX– XIII вв.
Наука история. Принципы и методы исторического познания. Историографические факты и историографические источники.Понятие и содержание термина историческая концепция.
Образования государства у восточных славян в современной историографии. «Южный» и «Северный» восточнославянские суперсоюзы: возникновение и взаимодействие. Норманнская теория. Концепция вождества. Феодальная и дофеодальная концепции политического и социально–экономического характера развития Древней Руси. Основные положения концепции городов-государств.
Тема 2. Дискуссионные вопросы политической и социально-экономической истории Руси-России в XIII— XVIвв.
Взаимоотношение Руси и Ордыв XIII— XVI вв. Концепции ига, протектората и Л.Н. Гумилева. Причины возвышения Московского княжества и превращения его в центр национального объединения. Концепции А.А. Зимина. Формирование военно-служилого государства. Выбор вектора политического и социально экономического развития во второй половине XVI в. Реформы «Избранной рады». Опричнина Ивана Грозного. Начало юридического оформления крепостного права.
Тема 3. «Смута» в русском государстве в начале XVII в.
Дискуссионные проблемы«смуты»: причины, периодизация, был ли Лжедмитрий I польским ставленником?; являлось движение И. Болотникова первой крестьянской войной в России?; проблема ограничения царской власти в годы «смуты»; почему избрали царём М.Ф. Романова?
Тема 4.Россия в конце XVII– первой четверти XVIII в.
Теория «кризиса XVII в.» и концепция преемственности между реформами Петра I и политикой его предшественников. Преобразовательная политика царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Становление абсолютизмаи завершение юридического оформления крепостного права. Реформы царя Фёдора Алексеевича. Проблема планомерности и спонтанности реформ Петра I. Характер преобразований первой четверти XVIII в.: различные точки зрения.
Тема 5. Российская империя во второй половине XVIII в. Петр III, Екатерина II, Павел I: личность и политика в современной историографии.
186 дней царствования Петра III и 34-летнее правление Екатерины II: от просвещенного абсолютизма к «дворянодержавию». ПавелI как реформатор: преодоление социально-экономического и политического кризиса.
Тема 6. Проблемы политического развития Российской империи в XIX в.
Александр I и проекты социально-политических реформ. Политическая система Николая I. Александр II и реформы 1860-1870-х гг. Политический кризис на рубеже 1870-1880-х гг. Программа реформ М. Т. Лорис-Меликова. Политические взгляды Александра III. «Народное самодержавие» как программа самобытного развития России. Российская империя на рубеже XIX–XX вв.
Тема 7. Россия в 1917 г .: от февраля к октябрю.
Концепции Февральской революции: советской историографии, Первая мировая война — катализатор революции, концепция «ослабления власти», концепция «заговора», концепция «революции генерал-адъютантов». Николай II человек и самодержец в фокусе дискуссий. Политика и крах Временного правительства. Основные направления политики большевиков.
Тема 8. Проблемы политической истории 1920-х—1930-х гг.
Традиционная интерпретация и современные подходы кизучению вопросов внутриполитического развития СССР в 1920-1930-е гг. Внутрипартийная борьбы в СССР во второй половине 1920-х гг.Мировая революция и построение социализма в СССР.Пути Концепции индустриализации и коллективизации. Концепция Ю. Н. Жукова «нового курса» И. В. Сталина.
Тема 9. Проблемы изучения Великой Отечественной война в современной историографии.
Характер Великой Отечественной войны. Концепция «ледокола». Проблема «внезапности» нападения Германии на СССР. Периодизация Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии в 1941–1942 гг. Проблема коллаборационизма. Потери СССР в войне.
Тема 10. Внутриполитическое развитие СССР 1953-1991 гг.: проблемы и дискуссии
Программы усовершенствования советского строяв начале 1950-х гг. Внутренняя политика Н. С. Хрущева. Советское государство во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.: «эпоха расцвета или застоя» СССР? «Перестройка» как попытка реформы политической и социально-экономической системы. Беловежские соглашения и распад СССР.
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
Методическое обеспечение
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «История России: дискуссионные проблемы», список основной и дополнительной литературы к курсу.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы, контрольных вопросов, доступа к материалам, размещенным в локальной сети СПбГУ.