Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах: 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История России: дискуссионные проблемы

History of Russia: debatable issues

Язык(и) обучения

русский

Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах: 2

Регистрационный номер рабочей программы: 018011

Санкт-Петербург

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

Цели и задачи учебных занятий

Целью освоения дисциплины является необходимость сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития российского общества и государства, обеспечить усвоение ими необходимого фактического материала.

Задачи курса: при изучении дисциплины «История России: дискуссионные проблемы»

студент должен получить знания:

• о современных теоретико-методологических концепциях изучения истории;

• о развитии и современном состоянии историографии;

• о последовательности и закономерностях развития российского исторического процесса;

• об основных проблемах, периодах, тенденциях развития и особенностях истории России.

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Студент-бакалавр, приступающий к освоению дисциплины «История России: дискуссионные проблемы», должен обладать знаниями по политической, социально-экономической истории России IX – начала XXI вв., обществознанию, иметь представление о развитии российской культуры в рамках программы средней общеобразовательной школы.

Перечень результатов обучения (learningoutcomes)

При изучении дисциплины «История России: дискуссионные проблемы»студент должен получить знания: о современных теоретико-методологических концепциях изучения истории;о развитии и современном состоянии историографии; о последовательности и закономерностях развития российского исторического процесса;об основных проблемах, периодах, тенденциях развития и особенностях истории России.

Результатами обучения должны быть:

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- знание содержания курса в его хронологической последовательности, умение применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности, анализировать современные общественные процессы;

- понимание движущих сил и закономерностейотечественного исторического процесса, положения человека в историческом процессе и политической организации общества.

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

ОКБ-4 Способен понимать значение культуры как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ОКБ-5 Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности

ОКБ-6 Владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Для повышения качества освоения дисциплины при проведении занятий используются географические карты и атласы, схемы, библиографические издания, данные Интернет-ресурсов, экземпляры научной литературы, в которой рассматриваются дискуссионные проблемы отечественной истории

Объем активных и интерактивных форм учебных занятий по учебному плану составляет 2 академических часа.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Контактная работа обучающихся с преподавателем Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторныеработы контрольныеработы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 1                          
ИТОГО                          


Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации  
Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)  
 
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ  
очная форма обучения  
Семестр 1   зачет    
   
2.2. Структура и содержание учебных занятий  
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения    
Период обучения (модуль): Семестр 1  
№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов  
 
Проблемы политической и социально-экономической истории Древней Руси IX– XIII вв. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Дискуссионные вопросы политической и социально-экономической истории Руси-России в XIII— XVI вв. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
«Смута» в русском государстве в начале XVII в. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Россия в конце XVII– первой четверти XVIII в. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Российская империя во второй половине XVIII в. Петр III, Екатерина II, Павел I: личность и политика в современной историографии. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Проблемы политического развития Российской империи в XIX в. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Россия в 1917 г .: от февраля к октябрю. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Проблемы политической истории 1920-х—1930-х гг. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Проблемы изучения Великой Отечественной война в современной историографии. лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
Внутриполитическое развитие СССР 1953-1991 гг.: проблемы и дискуссии лекции  
практические занятия  
по методическим материалам    
               

Содержание учебных занятий

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «История России: дискуссионные проблемы», список основной и дополнительной литературы к курсу.

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы, контрольных вопросов, доступа к материалам, размещенным в локальной сети СПбГУ.

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К чтению лекцийи проведению практических занятий должны привлекаться преподаватели, имеющие ученую степень доктора или кандидата исторических наук.

Информационное обеспечение

Разработчик программы

Фамилия, имя, отчество Ученая степень Ученое звание Должность Контактная информация (служебный телефон, служебный адрес электронной почты)
Тот Юрий Викторович д.и.н. профессор Профессор, заведующий кафедрой для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах СПбГУ   [email protected]  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История России: дискуссионные проблемы

History of Russia: debatable issues

Язык(и) обучения

русский

Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах: 2

Наши рекомендации