Военное общество в сравнении с индустриальным
Черты | Военное общество | ———— , ——————————— _ Индустриальное общество |
Доминирующая активность | Защита и завоевание территорий | Мирное производство и обмен товарами и |
услугами | ||
Интегративный (объединяющий) принцип | Напряженность, жесткие (суровые) санкции | Свободная кооперация, договоренности |
Доминирование государства, ограничение свободы Монополия и доминирование государства |
Государство обслуживает потребности индивидов Автономия частных организаций |
Отношения между индивидами и государствами
Отношения между государством и другими организациями
Централизация, автократия Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество |
Децентрализация, демократия Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество |
Политическая структура
Стратификация
Экономическая | Автаркия, | Экономическая |
активность | протекционизм, | взаимозависимость, |
самодостаточность | свободная торговля | |
Доминирующие | Смелость, дисциплина, | Инициативность, |
ценности | подчинение, | изобретательность, |
лояльность, патриотизм | независимость, | |
плодотворность |
ние труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное значение здесь приобретает иерархическая политическая организация; эти общества, в свою очередь, сменяются обществами удвоенной сложности, существующими на постоянной территории, с постоянно действующей конституцией и системой законов; и, наконец, на смену им приходят цивилизации — наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи.
Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ; в ней противоположные идеальные
типы представляют собой стартовую и конечную точки хронологической последовательности. Эта типология стала популярной, ее можно обнаружить в работах более поздних эволюционистов. В версии Спенсера речь идет о противостоянии военного (милитаризованного) и промышленного обществ. Типология может быть представлена в виде схемы (табл. 7.1), которая является небольшой модификацией анализа, проделанного Нейлом Дж. Смелзером (361;246).
Льюис Морган (1818—1881) и материалистическая концепция
эволюции
Эволюционная идея, предложенная американским антропологом Льюисом Морганом, сосредоточивается на технологии. Морган был первым в большом ряду технологических детерминистов, которые основными движущими силами социальных изменений считали изобретения и открытия, постепенно трансформирующие образ жизни человеческой популяции. Морган верил, что единообразие и непрерывность эволюции вытекают из универсальности и постоянства человеческих потребностей. Типичные для людей потребности в пище, жилье, комфорте, безопасности и т.д. стимулируют неустанный поиск средств для их удовлетворения, приводят к технологическим новшествам. Когда же они появляются, изменяется весь характер общества, в том числе формы семейной жизни, системы родства, сферы экономики и политики, культурные ценности и повседневная жизнь.
В истории человечества можно выделить три фазы: дикость, варварство и цивилизацию, которые преодолеваются благодаря значительным технологическим прорывам. Так, в период «ранней дикости» люди пользовались простейшими орудиями для сбора фруктов и орехов. На стадии «средней дикости» уже был открыт огонь и освоена рыбная ловля, в период «поздней дикости» были изобретены лук и стрелы, крайне облегчившие охоту. На стадии «раннего варварства» значительным технологическим усовершенствованием явилось изобретение посуды, «среднего варварства» — одомашнивание животных и ирригация как новый способ ведения сельского хозяйства. В эпоху «позднего варварства» было начато производство железа и железных инструментов, имевшее революционное значение. Наконец, зарождение «цивилизации» отмечено изобретением фонетического алфавита и письменности (182;181).
Такой способ однопричинного, технологического объяснения
стал весьма популярным. Его взяла на вооружение марксистская школа, в частности, Фридрих Энгельс использовал идеи Моргана в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Позднее эти идеи были подхвачены представителями неоэволюционизма, например, Лесли Уайтом и Герхардом Ленски (см. гл. 8).
Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции
Французский классик социологической мысли Э. Дюркгейм был последовательным антиредукционистом, ибо отказался искать причины социальных феноменов где бы то ни было, кроме как в области особой социальной реальности (своеобразных «социальных фактов»). Такая ориентация отчетливо выражена в его взглядах на социальную эволюцию, которые он изложил в ранней работе «О разделении общественного труда» (99). Основное направление эволюции Дюркгейм усматривал в том, что с течением времени в обществе все более углубляется разделение труда, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Эта тенденция связана с демографическими факторами: рост населения приводит к увеличению физической «плотности» и усиливает «плотность» моральную, т. е. интенсивность контактов, сложность социальных связей или, короче говоря, качество социальных уз. Следуя идее Спенсера, Дюркгейм сконструировал дихотомическую типологию обществ, основанную на различном качестве социальных связей: «механическую солидарность», которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функций; и «органическую солидарность», в основе которой лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий. Причем типологию он рассматривал в хронологической последовательности, имеющей начальную и конечную точки социальной эволюции: история движется от «механической солидарности» к «органической». Полярные типы могут быть представлены в схематическом виде (табл. 7.2).
Фердинанд Теннис и эволюция без прогресса
Сходную типологию можно найти в знаменитом трактате Тенниса «Gemeinschaft und Gesellschaft». Личные, интимные, первичные социальные связи, характерные для «общины», превращаются в безличные, опосредованные, вторичные и чисто 142
Таблица 7.2 Сопоставление механической и органической солидарности
Черты | Механическая солидарность | Органическая солидарность |
Характер активности. Главные социальные связи | Сходная, единообразная мораль и религиозное сознание | Высоко дифференцированный. Взаимодополняемость |
и взаимозависимость | ||
Положение | Коллективизм, | Индивидуализм, |
индивида | сосредоточенность на группе, общности | сосредоточенность на автономии индивида |
Экономическая | Изолированные, | Разделение труда, |
структура | автаркические, самодостаточ ные | взаимная зависимость групп, обмен |
группы | ||
Социальный | Репрессивное право, | Охранительное право, |
контроль | уголовные наказания (уголовный кодекс) | защитные контракты (гражданский кодекс) |
инструментальные контакты в современном «обществе». Более подробно направление эволюции представлено на схеме (табл. 7.3)
Уникальность подхода Тенниса заключается в его критическом отношении к современному обществу и в ностальгии по утерянному в общинной жизни. В отличие от других эволюционистов, он не отождествлял эволюцию с прогрессом. С его точки зрения, эволюция противоречит нуждам людей и приводит к ухудшению, а не к улучшению человеческого бытия.
Лестер Уорд (1841—1913) и эволюция эволюции
Очень интересная идея была выдвинута американским классиком теории эволюции Лестером Уордом в его «Динамической социологии». Уорд заявлял, что сам механизм эволюции не постоянен, а изменяется с течением времени. Наиболее существенно разграничиваются период стихийной естественной эволюции («генезис») и относительно недавно возникший период сознательной, целенаправленной эволюции («телезис»). Последний уникален по своей природе, так как формируется на основе сознательного стремления людей. Если быть более точным, то эволюция начинается как «космогенезис», охватывающий всю Все-
Таблица 7.3