Анкета к семинару «Изучение истории семьи. Семейный альбом»

Ф. И. о.__________________________________________________________

Должность

— Раскрыта ли тема семинара?

— Наличие средств, с помощью которых происходила передача информации?

— Владеют ли участники семинара новыми технологиями, методами, приемами?

— В какой форме преподнесен материал?

— Что вы взяли для себя из семинара?

— Замечания, пожелания, рекомендации...

Приложение 1

Сообщение по теме «Составление генеалогического древа как один из способов ознакомления дошкольников с родословной»

Теоретически обосновать необхо­димость проведения в детском саду работы по составлению родословной, по установлению родственных связей и на примерах показать, как можно орга­низовать знакомство детей с историей своего рода, со своим «генеалогическим древом».

Работа по изучению родословной яв­ляется важным средством нравственно-дошкольном возрасте. Зачем знакомить детей с родословной?

1. Формируются представления об отношениях родства.

2. Расширяются знания о семье, словарный запас обогащается тер­минами.

3. Развивается логическое мыш­ление.

4. ­В этом возрасте закладывают­ся основы, формируется чувство от­ветственности перед памятью своих предков.

5. Воспитывается гордость за при­надлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

6. Эта деятельность служит сплоче­нию семьи, создает более благопри­ятную эмоциональную атмосферу для нормального развития ребенка.

Условия для эффективной работы

Знания особенностей усвоения деть­ми дошкольного возраста отношений родства (сугубо индивидуальные);

знание особенностей развития речи, мышления ребенка;

знания о том, что такое родослов­ная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции;

организация просветительной работы среди родителей;

методически грамотное проведение знаний.

Виды деятельности

1. Рассматривание репродукций произведений живописи и графики, от­носящихся к жанру семейного портрета.

Цели: дать детям представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, со­ставу; показать, как это отображено в произведениях изобразительного искусства.

2. Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев (загадки по сказкам).

Цель: продемонстрировать возмож­ные варианты состава семьи.

3. Беседы «Что такое родослов­ная?», «Кто такие родственники и что их объединяет?», «Семья — что это значит?».

Цель: ознакомить детей с понятиями родословная, представитель рода, дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками.

4. Игры:

в «Мое семейное дерево»; в «Я путешествую с семьей»;

®«Построй дом и посели в него свою семью».

Цель: дать наглядное представление о семейных связях, их значении, о по­нятиях семейственность, семья.

—«Кто старше?»

Цель: закрепить родственные по­нятия старше, младше, в наглядной форме показать ленту времени жизни каждого члена семьи.

1. Исследовательская работа «Что в имени твоем?».

Цель: в доступной форме пока­зать детям историю имен, значение их имен.

2. Советы, консультации для родите­лей. Например, сообщение «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции».

Цель: дать родителям рекомендации по составлению генеалогического древа.

3. Проведение выставок, совместных с родителями досугов.

Цель: познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и за­мечательна по-своему.

Советы тем,

кто составляет с ребенком родословное дерево

© В работе с детьми не стоит упо­треблять термин «генеалогическое дре­во»: он довольно сложен для восприятия дошкольника.

Что ребенок может понять?

То, что он является не только членом своей семьи, но и предста­вителем своего рода, даже нескольких родов.

в Что род объединяет родственни­ков, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию.

® Что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной. Причем рассказать о них можно и словами, и рисунками.

• Есть восходящая и нисходящая родословная. Она действительно напо­минает разветвленное дерево. Только в восходящей родословной начинают, допустим, с ребенка, а потом идут по восходящим ступеням к отцу, деду, прадеду. В нисходящем — родословная начинается с самого отдаленного предка и постепенно переходит к потомкам. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на ветвях и разветвлениях. Есть и другие виды родословных: в виде таблицы, в виде круга (в центре человек, для ко­торого доставляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине вписывают предков по отцовской линии, в другой — по материнской.

Для маленьких детей наиболее до­ступна восходящая родословная, ко­торая включает родителей, бабушек и дедушек. Причем вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких в скучные прямоугольники или овалы. А вот если заранее подготовить раскраски в виде раскидистого дерева или старинного замка, он с удоволь­ствием вклеит фотографии близких в нужные окошки.

Приложение 3 Коллаж «Профессии в моей семье»

Цель

Показать детям разнообразный труд членов семьи и объяснить достижения в труде родственников через приобщение к коллажу (газетные вырезки, грамоты, награды).

Дать детям конкретные представле­ния о труде взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, научить узнавать по внешнему виду профессию.

Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное зна­чение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, спо­собствуют воспитанию положительного отношения, уважения к их труду. Когда мы используем коллаж, этот труд нагля­ден и понятен для детей. Здесь можно показать, как повар готовит обед, какая посуда используется, какие продукты и т. д. Или, например, как кусок ткани в руках швеи превращается в пред­мет одежды. Полезно спросить: «Кем ты хочешь стать, на кого бы ты хотел быть похож?»

Приложение 4

Наши рекомендации