Анкета к семинару «Изучение истории семьи. Семейный альбом»
Ф. И. о.__________________________________________________________
Должность
— Раскрыта ли тема семинара?
— Наличие средств, с помощью которых происходила передача информации?
— Владеют ли участники семинара новыми технологиями, методами, приемами?
— В какой форме преподнесен материал?
— Что вы взяли для себя из семинара?
— Замечания, пожелания, рекомендации...
Приложение 1
Сообщение по теме «Составление генеалогического древа как один из способов ознакомления дошкольников с родословной»
Теоретически обосновать необходимость проведения в детском саду работы по составлению родословной, по установлению родственных связей и на примерах показать, как можно организовать знакомство детей с историей своего рода, со своим «генеалогическим древом».
Работа по изучению родословной является важным средством нравственно-дошкольном возрасте. Зачем знакомить детей с родословной?
1. Формируются представления об отношениях родства.
2. Расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами.
3. Развивается логическое мышление.
4. В этом возрасте закладываются основы, формируется чувство ответственности перед памятью своих предков.
5. Воспитывается гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.
6. Эта деятельность служит сплочению семьи, создает более благоприятную эмоциональную атмосферу для нормального развития ребенка.
Условия для эффективной работы
Знания особенностей усвоения детьми дошкольного возраста отношений родства (сугубо индивидуальные);
знание особенностей развития речи, мышления ребенка;
знания о том, что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции;
организация просветительной работы среди родителей;
методически грамотное проведение знаний.
Виды деятельности
1. Рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета.
Цели: дать детям представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу; показать, как это отображено в произведениях изобразительного искусства.
2. Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев (загадки по сказкам).
Цель: продемонстрировать возможные варианты состава семьи.
3. Беседы «Что такое родословная?», «Кто такие родственники и что их объединяет?», «Семья — что это значит?».
Цель: ознакомить детей с понятиями родословная, представитель рода, дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками.
4. Игры:
в «Мое семейное дерево»; в «Я путешествую с семьей»;
®«Построй дом и посели в него свою семью».
Цель: дать наглядное представление о семейных связях, их значении, о понятиях семейственность, семья.
—«Кто старше?»
Цель: закрепить родственные понятия старше, младше, в наглядной форме показать ленту времени жизни каждого члена семьи.
1. Исследовательская работа «Что в имени твоем?».
Цель: в доступной форме показать детям историю имен, значение их имен.
2. Советы, консультации для родителей. Например, сообщение «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции».
Цель: дать родителям рекомендации по составлению генеалогического древа.
3. Проведение выставок, совместных с родителями досугов.
Цель: познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.
Советы тем,
кто составляет с ребенком родословное дерево
© В работе с детьми не стоит употреблять термин «генеалогическое древо»: он довольно сложен для восприятия дошкольника.
Что ребенок может понять?
То, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов.
в Что род объединяет родственников, то есть людей, имеющих одну и ту же фамилию.
® Что рассказ о своей семье, о своем роде называется родословной. Причем рассказать о них можно и словами, и рисунками.
• Есть восходящая и нисходящая родословная. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Только в восходящей родословной начинают, допустим, с ребенка, а потом идут по восходящим ступеням к отцу, деду, прадеду. В нисходящем — родословная начинается с самого отдаленного предка и постепенно переходит к потомкам. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на ветвях и разветвлениях. Есть и другие виды родословных: в виде таблицы, в виде круга (в центре человек, для которого доставляется родословие, далее круг делят пополам, в одной половине вписывают предков по отцовской линии, в другой — по материнской.
Для маленьких детей наиболее доступна восходящая родословная, которая включает родителей, бабушек и дедушек. Причем вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких в скучные прямоугольники или овалы. А вот если заранее подготовить раскраски в виде раскидистого дерева или старинного замка, он с удовольствием вклеит фотографии близких в нужные окошки.
Приложение 3 Коллаж «Профессии в моей семье»
Цель
Показать детям разнообразный труд членов семьи и объяснить достижения в труде родственников через приобщение к коллажу (газетные вырезки, грамоты, награды).
Дать детям конкретные представления о труде взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, научить узнавать по внешнему виду профессию.
Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют воспитанию положительного отношения, уважения к их труду. Когда мы используем коллаж, этот труд нагляден и понятен для детей. Здесь можно показать, как повар готовит обед, какая посуда используется, какие продукты и т. д. Или, например, как кусок ткани в руках швеи превращается в предмет одежды. Полезно спросить: «Кем ты хочешь стать, на кого бы ты хотел быть похож?»
Приложение 4