Итак, у летописцев конца XI – начала XII в. мы не находим существенно важных сведений о варягах, кроме кратких комментариев, не противоречащих сообщениям статей о княжениях.
И ещё о руси и варягах
Вернёмся ещё раз к «Сказанию о Словене и Русе» неизвестного летописца, который заслуживает особого внимания уже тем, что не принадлежит к числу соавторов ПВЛ. Сохранение его текста тем важнее, что все «неканонические» версии летописания старательно изымались из употребления, начиная с XII в. В начало «Сказания» позднейший редактор-христианин вставил библейский зачин. Далее тот же (или иной) редактор, показывая свою образованность, присочиняет басню о взаимоотношениях славян-скифов с Александром Македонским и другие сомнительные россказни. Это редактирование, как видно из текста, произведено не ранее достижения русскими промышленниками Оби, т. е. не ранее XIV в. Судя же по языку, фантастической генеалогии и умильно-раболепному тону рассказа о Рюрике, этот редактор писал ещё позднее, скорей всего, в эпоху последних «Рюриковичей». Но древнейший первоавтор Сказания, конечно, не отвечает за позднейшие дописки и домыслы, справедливо подвергшиеся критике учёных историков. Поэтому нет оснований сходу отбрасывать его сообщения, как это делают иные критики, вообще игнорирующие этот источник. Сей первоавтор производит наших предков от скифских князей, братьев Словена и Руса. Первый из них стал предком новгородских словен и основателем Словенска Великого – предшественника Новгорода. Другой же «брат Словенов Рус вселился на месте некоем расстоянием от Словенска Великого стадий 50, у соленого студенца, и создал град между двумя реками, и нарек его во имя свое Руса, иже и доныне именуется Руса Старая». За достоверность этого сообщения говорит упоминание солёного источника, который действительно есть в тех краях. Заметим, что в лесной области Восточной Европы соль – продукт редкий и весьма ценный. Во многих местностях из-за нехватки минеральной соли население использовало золу. Поэтому поселение у солёного источника было выгодным и давало преимущества городу. Показателен и эпитет «старая», прибавленный позднее к названию города Руса, хотя никакой «Новой» Русы не было.
Примечательно, что предков русичей этот автор помещает на южном берегу Ильменя, на восходе к среднерусскому водоразделу. Это особо освещает сообщения и соавторов-редакторов ПВЛ, и Якима об обращении новгородцев к варягам-руси. Т. о., варяги Рюрика были из соседнего братского племени, что гораздо правдоподобнее приглашения едва известных, далёких и чужеязычных шведов. А море, из-за которого они пришли, это – Ильмень, называвшийся в древности Словенским морем (а Ладогу называли Русским морем). Важно, что бассейны южных притоков Ильменя (Ловати, Полы и др.) граничат с бассейнами Волги и Западной Двины (но не с бассейном Днепра).
В приведённой выше цитате из ПВЛ есть указание: «из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы». Т. е., для этого летописца Русь находится на Верхней Волге!
В этом свете «хорошо смотрятся» и сообщения древних восточных авторов о руси и варягах на Волге. Ясно, что это не днепровская Русь, которая более интересовалась путём «в греки», и которой на Волгу было сложно выбираться. И не норманны, которые до XI в. о Волге и не слышали. А та Русь, которая издавна сидела на верховьях Волги, Западной Двины и у Ильменя. И те варяги, которые принадлежали к этой Руси. Учитывая же непосредственное соседство бассейнов Волги и Двины и другие собранные выше сведения, мы и получим растянутую по долготе полосу обитания и деятельности варягов среди северо-западных славяно-русских племён вплоть до Рижского залива и Немана, а вероятно и далее к Западу, где они вступали в контакт с венедами и скандинавами.
Так проясняется и сообщение летописца о варягах, сидящих «к востоку до предела Симова», что совсем неуместно в «норманнской версии». Вероятно, этим варягам-руси, происходящим с Ильменя и Двины, следует приписать археологические находки дружинных захоронений в Гнездово (пол Смоленском), в Ярославской области (Тимерёво, Михайловское) и основание одного из древнейших русских городов – Ростова (Сарское городище).
То, что сведения столь разных и независимых источников согласуются в одних и тех же представлениях, конечно, не случайно. А эти представления говорят в пользу древнего размещения варягов в области среднерусского водораздела и в составе русского народа.
О чём не пишут летописцы
Пришло время собирать разбросанные летописцами камни. Но, чтобы сложить из них не кучу, а пирамиду, надо расчистить место для оной. Это место лучше выбрать там, где таковых камней почти нет. О чём же летописцы умалчивают?