Ретроспектива: Игорь и варяги.
Княжению Игоря в ПВЛ отведено 33 года. Но это, конечно, ошибка редактора XI в. Из текста видно, что Игорь по смерти оставил молодую жену и единственного малолетнего сына. Поэтому и сам был молод. В описываемых эпизодах Игорь держится неуверенно, поддаётся влиянию дружины, показывает неопытность и непредусмотрительность, выглядит молодым и недостаточно авторитетным. Из упомянутых 33 лет 22 года – пустые, никакими событиями не обозначенные! 4 годовых записи относятся к болгарским и греческим делам и взяты из византийских хронографов. Ещё несколько записей сомнительны или не датируются достоверно. В сущности, лишь 3 записи описывают удовлетворительно датируемые события русской истории.
Варяги упоминаются всего дважды. Первый раз – в записи от 941 г., после первого, неудачного похода Игоря на Царьград (об участии варягов в этом походе ничего не сказано).«Игорь, же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом». Неопределённое выражение «за море» здесь опять не более, чем штамп, бывший в ходу у летописцев XII века. Похоже, что он обозначает «тридевятое царство». По сопоставлению дат не надо думать, что посылали куда-то очень далеко, и что варяги долго добирались до Киева. Пауза между походами возникла оттого, что в 941 г. погиб почти весь флот Игоря, и надо было заказать заранее новые ладьи, которые строились на верховьях Днепра, как описывает Константин Багрянородный. Пока добирались гонцы с княжескими заказами, пока рубили лес (обычно, в конце зимы или в начале весны), пока сплавляли ладьи по рекам, прошло время. Когда достаточно ладей было собрано, известили варягов о походе будущим летом – тем тоже надо было собраться и рассчитаться по прежним контрактам. Так и минули 2 года.
Вторая запись (944 г.): «Игорь же собрал воинов многих: варяги, (и) русь, и поляне, и словене, и кривичи, и тиверцы, и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях…».
Не вдаваясь в дискуссию о точности списка, отметим, что варяги здесь стоят в ряду других славянских племён и никак не выделены из них. Это сообщение интересно сопоставить с текстом договора, заключённого Игорем с греками. В этом договоре ни варяги, ни другие вышеупомянутые племена не фигурируют. Фигурирует же, как одна из договаривающихся сторон, Русь. Все другие племена юридически входят в это понятие. Естественно считать, что это юридическое понятие соответствовало фактическому положению вещей. В частности, это означает, что варяги не являлись неким самостоятельным субъектом международных отношений, а выступали в составе Руси, равно как и упомянутые поляне, словене и прочие. Все серьёзные исследователи признают тексты русско-византийских договоров более древними и более достоверными, нежели другие записи в ПВЛ, относящиеся к тому времени. Потому сделанный отсюда вывод имеет более надёжную основу, чем те, что могут быть сделаны из контекста договоров.
Но, в этом контексте, в той же статье, есть любопытное место. Византийцы послали к Игорю, предлагая откупиться от грозящего нападения. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала же дружина Игорева: „Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, — не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле, ведь, ходим, но по глубине морской: всем общая смерть".
Это – текст 1-й группы. Здесь точно указано место и обстоятельства дела. Приведена прямая речь, которая явно не может принадлежать позднейшему летописцу-монаху. По лексике, по стилю, по ходу рассуждений – это речь военного человека, участника событий, и человек этот имеет мотивом только военную добычу. Примечательны последние фразы, выдающие некоторый страх перед морем. Но в походе 941 года Игорь, видимо, не сталкивался с такими возражениями. Участники похода на многих ладьях-однодеревках смело пересекли Чёрное море и несколько недель воевали у берегов Анатолии. Чем же отличался состав Игорева войска в 944 г. от контингента 941 г.? Наличием варягов! Мы уже отмечали, что во всех рассмотренных выше случаях варяги действовали только на сухопутье, в пешем строю. Естественный вывод: именно варяжским предводителям принадлежат последние фразы цитаты. Это – слова людей непривычных к морю и побаивающихся его. Такие слова уж никак не могли сказать смелые мореходы – норманны.
После текста договора 944 г. в ПВЛ следует описание его «ратификации», включающее клятву христиан-руси в соборной церкви Св. Ильи. Церковь эта упомянута и в самом тексте договора, так что её существование в Киеве можно считать установленным. Летописец-комментатор считает нужным подчеркнуть: «Многие вот были варяги и козары – христиане». Речь идёт здесь, конечно, не о хазарах иудейского исповедания, а о выходцах с Северного Кавказа, где проповедовал не только Кирилл, но и его предшественники – православные миссионеры. Т. о., упомянутая церковь могла быть только православной – католиков на Кавказе не было. А это означает, что и присягавшие в ней варяги-христиане не были католиками, пришедшими из Западной Европы. Они были православными, окрещёнными миссионерами из Моравии, Болгарии или Византии, т. е. жителями Восточной Европы. Язычники войска Игоря, в т. ч., некрещёные варяги, клялись Перуном – богом славянским, а не норманнским.