Как вещий олег не приходил из норвегии
Рассмотрим это на примерах. Например, Одду приписывают участие в норманнском набеге на Ладогу в 852 г. Но в сагах имя Одда в связи с этим не упоминается. Затем, с Ладогой отождествляют скандинавское название Альдейгьюборг, что дословно переводится как «Старый город». Но Ладога на Волхове получила прозвание Старой довольно поздно, а в Х в. этого названия не имела. Если речь не идёт о каком-то скандинавском посёлке, Альдейгьюборг надо сопоставить с одним из городов южно-балтийского побережья, где и ныне известны весьма близкое немецкое Ольденбург и славянские эквиваленты Старгард и Староград. К тому же в то время, как говорят археологи, Ладога была всего лишь большой деревней, живущей полунатуральным хозяйством. Она не представляла интереса для набегов, и в ней нельзя было захватить богатую добычу, о которой пишут скандинавские источники. Наконец, деятельный участник событий 852 г. вряд ли мог быть столь же деятельным князем в начале Х в.
Другой пример неудачного построения исходит из рассказов о приключениях Одда в Гуналанде. Это название восходит к эпохе гуннов, когда средоточием их державы была область Среднего Дуная. Здесь мы видим явные признаки древности первоначального предания: полупатриархальные нравы при королевском дворе, охотничьи состязания, каменные стрелы, громадный кол – оружие героя, воинственная королева, которую нельзя было убить железной стрелой – пережиток матриархата. В эти реалии седой старины внедрён король Геррауд, которого сопоставляют с Герраудом Людбрандсоном по прозвищу Хрорекр, норманнским эрлом, правившим в Ютландии и Фрисландии и пиратствовавшим на берегах Северного моря примерно в 840 – 870 годах. К легендарному королю и поступает на службу Одд (вначале скрывающий своё имя и лицо). Этого Геррауда, известного среди скандинавов и их соседей, произвольно объявляют Рюриком Новгородским (чтобы объявить Одда его воеводой), хотя у эрла Ютландского просто не было времени «заглянуть» на 17 лет в весьма далёкий от его мест Новгород. Да и жил «наш» Рюрик попозже. Так что, произвести отсюда Олега, воеводу Рюрика, было бы слишком смело. Не имел Геррауд и никакого отношения к придунайским землям. В IX веке здесь возникли и укреплялись славянские княжества, князья которых Моймир, Ростислав, Святополк и Коцел исторически удостоверены и никаких норманнов среди себя не держали. Т. о., Гуналанд саги есть не более, как «тридевятое царство», куда удаляют героев, чтобы не заботится об исторической достоверности повествования. Здесь же особо отметим, что норманны не склонны были забираться в глубины континента. Они, как и древние греки, не мыслили жизни вдали от морских берегов. В конце этого рассказа, Одд (кстати, заявленный здесь христианином!), как и положено в сказках, в очередной раз женится на дочери короля и наследует его королевство. Это никак не связано с данными наших летописей, да и подобного обычая престолонаследия в Древней Руси не было. Заодно скажем, что все источники, знающие об Олеге Историческом, ничего не говорят о женитьбе, принёсшей ему княжение. Наконец, и по времени, всё это никак не согласуется со временем деятельности Олега.
Ещё один цикл саг связан с тем же Альдейгьюборгом (кратко – Альдейгью), в котором хотят видеть Ладогу. О первоначальной древности этого цикла и переходе его в разряд сказок говорит то, что в начале его важную роль играет великан-берсерк Грим Эгир, извергающий огонь и яд. Упомянутый великан находится на службе у Эйрека, правителя Альдейгью, в котором усматривают опять Рюрика, уже не того, что был в Гуналанде. Этого-то великана убивает герой, выступающий здесь под псевдонимом Хрольв. Действие происходит в приморской стране. Это видно из того, что заколдованные курганы, насыпанные по случаю похорон берсерка, находятся на морском берегу, да и имя его переводится, как «Великан моря». Т. о., это не Ладога, довольно далёкая от моря, и уж, конечно, не Киевская Русь. Хрольв здесь является противником, а не воеводой Эйрека. В конце повести герой, в очередной раз, женится на дочке местного конунга (уже другой) и наследует очередное королевство. Королевство это называют Гардарика, что считают скандинавским обозначением Руси. Но из сказанного видно, что эта Гардарика, как и Гуналанд, и Финляндия обозначает просто дальнюю сказочную страну, где может происходить, всё что угодно – пойди, проверь!
А вот ещё история. Одд сватает сестру датского короля за юного Хельги Ингвара (то ли сына, то ли племянника). Но тут объявляется другой грозный претендент на руку королевны, некий Ангантир. Он бросает вызов сопернику, но на поединок вместо юноши выходит могучий Одд, который и побеждает претендента. Происходит всё это где-то близ Дании, предположительно в 883 г., и никак не относится к нашей истории, хотя иные комментаторы поддаются соблазну и видят здесь и Олега, и Игоря. Здесь описываются опять довольно старинные нравы. Я не представляю Великого князя Руси, отправляющегося сватом в Данию, да ещё ввязывающегося там в поединок с лицом, отнюдь не равным ему по положению.
Всё прочее содержание саг об Одде-Хрольве ещё менее связано с русской историей.