Немецкая историография второй половины XIX в.
Во второй половине XIX в., по всеобщему признанию, ведущее место занимала немецкая историография.
Уже в 30-40-е гг. XIX в. немецкая историография всё более левеет, отходя от положений романтической школы. Само слово «романтический» стало ругательным: с ним ассоциировалось представление о реакции; от романтизма отошёл, например, Яков Гримм. Нарастало мнение против идеализации старины и всех отсталых черт и особенностей немецкой жизни. В 1844 г. был основан «Исторический журнал».
Среди представителей исторической мысли этого периода стоит назвать Георга Людвига фон Маурера (1790-1874) – 12 томное исследование, посвящённое немецкой марке (каждый том – своё название). Основные положения его теории:
- Германцы были кочевым народом, завоевателями. Переходя к оседлости, они селились родовыми общинами, занимавшими огромные территории. Поначалу в марке было полное равенство, но после завоевания римских провинций у короля и знати сконцентрировалась земля, не отошедшая к общинам, а затем и бОльшая часть земельной собственности. Понятие частной собственности, усвоенное из римского права, разрушало общину; дворянское поместье окончательно погубило её (угодья и т. д. – всё, что было в коллективной собственности общинников, было захвачено насильно дворянами).
С одной стороны Маурер говорил о необходимости сохранить средневековые корпорации и сословия – т. к. это гарантия сохранения свободы. Здесь сказалось влияние романтизма с его идеализацией средневековья. Но в целом, создав марковую, или общинную теорию, он собрал большой и ценный материал, показал родовые отношения у древних германцев, наметил пути и причины разложения этих отношений. В итоге марковая теория легла в основу тех представлений о происхождении феодализма и аграрных отношений в средние века, которые сделались господствующими на несколько десятилетий. Последователи Маурера стали широко применять историко-сравнительный метод, сравнивая аграрные отношения древних германцев с общественным строем других народов. Другим вспомогательным средством, впервые применённом сторонниками марковой теории стал «метод переживаний», или исторической реконструкции – прошлые. Навсегда исчезнувшие отношения реконструировались с помощью их остатков, или пережитках, сохранившихся в нравах, обычаях, праве позднейших времён (шли от более поздних данных к более ранним, от известного к неизвестному).
Марковая теория поставила изучение западноевропейского феодализма на экономический фундамент – теперь требовалось выяснять «экономические основы» всего средневекового развития. Даже ближайшие ученики Ранке (Георг Вайц, 1813-1886; Генрих фон Зибель, 1817-1895) были захвачены общим течением немецкой исторической науки и, в противоположность своему учителю, стали уделять огромное внимание экономическим проблемам.
Но ведущая роль в германской позитивистской историографии 60-80-х гг. XIX в. принадлежала не им, а другому виднейшему историку – Якову Буркгардту (1818-1897), который тоже прошёл через семинар Ранке (в 1840 г.), но сразу занял по отношению к нему независимую и даже враждебную позицию. Его работы о Константине Великом (1852) и о «Культуре Ренессанса в Италии» (1860) сделали его зачинателем особого направления в историографии, которое на первый план, в противоположность школе Ранке, выдвигало не государство и не политическую историю, а историю духовной и материальной культуры человечества.
В творчестве Буркгардта следует отметить, прежде всего, его ярко отрицательное отношение к средним векам. Ренессанс привлёк его прежде всего как эпоха отрицания средневековья. Самым ценным в Ренессансе для него было пробуждение личности, утверждавшей своё право на свободное развитие – культ индивидуализма. «Ренессансизм» как утверждение права личности на свободное развитие её духовных сил, стал популярным течением среди немецкой интеллигенции 60-70-х гг. и в противовес военно-бюрократической империи Бисмарка – отсюда и популярность Буркгардта. Влияние просветительской историографии на Буркгардта в том, что он рассматривал все народы, а не только «ведущие», как Ранке. Буркгардт указывал на соревнование культур, возникшее после гибели Римской империи.
Позитивисты Германии всё больше внимания уделяли народу, экономической истории. Здесь наиболее характерен Карл Лампрехт (1856-1915), который выдвинул положение, что для понимания закономерностей народного развития политическая история недостаточна – более точное познание закономерностей этого развития можно получить только обращаясь к истории материальной и духовной культуры.
В Лейпцигском университете он организовал семинар, превратившийся затем в самостоятельный институт и сформировал целые отряды историков, которые под его руководством занимались специальными культурно-историческими проблемами, сообразно выработанным им принципам исторической науки. Непосредственным приложением этих принципов к конкретной истории явилась его «Немецкая история» (с 1891 г.) («История германского народа»). Вся история немецкого народа была представлена как последовательная смена определённых «социально-психологических типов». Наряду с экономической историей много внимания уделялось истории культуры. Специалисты старой школы разнесли эту работу. Их возмущало пренебрежение Лампрехта государством, политической жизнью, низкая оценка таких «национальных героев» как Оттон I, слишком большое внимание к экономике и т. д.
Последняя четверть XIX в. явилась временем наивысшего расцвета немецкой буржуазной историографии, в частности медиевистики. Об этом говорит, помимо огромного количества высококлассных монографий, тот факт, что увеличились крупные научные предприятия, коллективные труды по всемирной истории. В 1875 г. было реорганизовано издательство «Monumenta Germaniae Historica» («Исторических памятников Германии»), переведённое на государственный бюджет. Возникло много исторических обществ и комиссий, объединённых в «Союз немецких обществ истории и археологии», который ежегодно устраивал конференции. Публиковалось огромное количество источников, открывалось много исторических журналов, полностью или частично посвящённых истории средних веков.
Специфическими чертами немецкой историографии этого периода были:
а) специализация научной работы – вместо «всеобщих историй» – появляются учёные, почти всю жизнь занимающиеся определённым. Сравнительно узким участком истории или ограниченным кругом проблем (изучение городов; аграрный строй; средневековая церковь; история военного искусства).
б) была создана новая обширная отрасль исторического знания – история культуры. Впервые эта мысль была выдвинута Вольтером, теперь её развили Буркгардт, и особенно Лампрехт – обращали внимание на такие стороны народной жизни как материальный быт, духовное развитие.
в) универсальность интересов немецких историков – не довольствуясь изучением своей страны, они втягивали в круг своих научных интересов историю любых стран и народов. Практически по любому разделу истории любой страны Европы, Азии, Африки, Америки любая значительная проблема была представлена несколькими специалистами.
Эта разносторонность немецкой историографии, наряду с прекрасной организацией всей исторической работы и высокой техникой исследования, объясняет её влияние на историографию других стран. Историки из других стран ехали в Германию учиться и переучиваться в Берлинском, Мюнхенском, Лейпцигском и других университетах.
С другой стороны так и не был преодолён свойственный немецкой историографии шовинизм – крайний национализм. Смена парадигмы исторической мысли с романтического направления на позитивистское ничего не изменила.
Было ещё одно направление германской историографии – это труды Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-189 ). Они разработали периодизацию всемирной истории:
1. Доклассовое общество
2. Классовое общество:
а) рабовладельческое
б) феодальное
в) капиталистическое
3. Бесклассовое общество (коммунизм).
Всё это легло в основу пятичленки.
Основной принцип этой периодизации – способ производства со всеми его политическими, правовыми надстройками, т. е. общественно-экономической формацией.
В своих произведениях Маркс и Энгельс частично затрагивали огромное количество вопросов всемирной истории, в т. ч. средневековой. Прежде всего Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «К истории древних германцев», «Франкский период».
Основные проблемы:
- гибель античного мира и переход к средним векам (революция рабов и порабощённых крестьян);
- вопрос о древних германцах (о древней германской марке и причинах её разложения: периодизация – доклассовое/классовое; марку противопоставлял дворянам-феодалам);
- вопрос о сущности феодализма (Маркс) – роль внеэкономического принуждения, собственность феодала на землю и средства производства; натуральный характер общественных отношений;
- средневековая идеология и крестьянские восстания («Крестьянская война в Германии», «Развитие социализма от утопии к науке» и т. д.);
- генезис капитализма (Маркс – о первоначальном накоплении капитала – 24 глава I тома «Капитала»).
Т. е. они разрабатывали содержание важнейших исторических категорий («феодализм», «нация», «абсолютная монархия») и занимались некоторыми конкретными проблемами истории средних веков.