Идейные и социальные корни позитивизма
Развитие исторической науки во второй половине XIX в. шло очень сложным путём. С одной стороны, особенно в первые десятилетия этого периода продолжал оказывать влияние романтизм. С другой стороны, под влиянием развития капитализма, в связи с огромными успехами естественных наук и техники, вновь возродилась, правда, в преображённой форме, рационалистическая концепция XVIII в. Определённую роль сыграло и марксистское учение, под влиянием которого историки всё больше внимания стали уделять экономике. Т. е. наряду с военно-дипломатической историей в духе Ранке, наряду с построениями истории культуры появляются первые попытки синтеза экономического развития человечества.
Решающая роль в развитии историографии второй половины XIX в. принадлежала позитивистскому мировоззрению. В некоторых своих чертах это направление являлось продолжением рационализма XVIII в. От последнего позитивизм усвоил глубокий оптимизм, веру в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли научных и технических знаний для всего исторического развития. Но позитивизм возник в эпоху огромных успехов естественных наук, особенно наук о живой природе, в то время, как рационализм XVIII в. основывался, главным образом, на достижениях математики и механики. Влияние наук о живой природе. прежде всего учения Дарвина, позволило заменить представление о механическом развитии общества идеей его органического развития (правильного, где всё – по порядку), причём естественнонаучные законы были весьма некритически перенесены на общество.
Огюст Конт (1798-1857) – «Курс позитивной философии» (1830-1842, 6 тт.) – умер до трудов Дарвина, следовательно концепцию основывал только на физических законах: в человеческом обществе действуют физические законы, заставляющие человечество подниматься по трём ступеням развития.
1 – «теологического мышления» (всё объясняется действием сверхъестественных сил) – господствует теократия и абсолютная монархия.
2 – «метафизического или абстрактного мышления» (всё объясняется отвлечёнными идеями, первопричинами) – господствует конституционное государство.
3 – совершеннейшая ступень – «позитивного, научного мышления» - изучение закономерностей, подчинение природы с помощью точных наук; господствует научная политика и промышленный тип общества.
Естественные науки перешли уже в 3-ю стадию, а общественные науки находятся ещё на 2-й или 1-й ступени. Надо поднять их, установить законы исторического развития.
Конт отвергал ведущую роль выдающихся деятелей – героев и гениев. На первый план он выдвигал влияние природной среды и коллективную психологию.
Последователи Конта – Герберт Спенсер, Ипполит Тэн и др. – уже учитывали не только физические, но и биологические законы развития. В результате работы философов-позитивистов возникла целая дисциплина – социология: взять данные истории, применить методы естественных наук (законы!) – получатся общие законы всего общественного развития. На этой методологической основе выросла позитивистская историография:
* мир истории уподоблялся миру природы. Считали, что познание прошлого человеческого общества, может быть таким же точным, как познание любых явлений природы.
* выступала за объективное познание исторического процесса. Субъективизм историка, порождающий ошибки рассматривался как достойный осуждения, его надо было устранить.
* историография была проникнута оптимизмом, верой в безграничный прогресс науки, техники, человеческого разума.
Классическим примером приложения принципов позитивизма к историографии является знаменитый труд Генри Томаса Бокля (1821-1862) «История цивилизации в Англии» (1859 и сл.) – хотел написать историю цивилизации всего человечества, но успел всего 2 тома, которые являются введением к развитию цивилизации в Европе. Мост между природой и обществом Бокль видел в статистике, которая лучше всего, по его мнению, помогает раскрыть законы истории общества, следовательно, историкам надо заниматься не биографиями выдающихся людей, а изучением природной среды, распределением богатств, прироста населения, особенно, уровня и распространённости знаний. – т. е. законы общественного развития = законы интеллекта.
Труд Бокля был переведён на все европейские языки и оказывал влияние на историческую мысль до конца XIX в.
Дальнейшее развитие позитивистских основ познания прошлого мы находим у немецкого историка Карла Лампрехта (1856-1915) и его школы. Лампрехт, стремясь избежать односторонности Бокля, поставил проблему истории, как проблему всей исторической жизни, как всеобщий синтез социального, экономического, политического и интеллектуального развития (он этому синтезу дал название «универсальная история»). Т. к. жизнь общества – непосредственное продолжение жизни природы, то к истории можно применить те же исследовательские приёмы, которые существуют в естествознании – установление, сбор и классификацию фактов, установление причинно-следственных связей между ними и выведение неизменных законов развития. Хотя, будучи последователем Конта и Бокля, Лампрехт на первый план выдвигал духовную жизнь общества, но значительное внимание уделял и явлениям материального развития, а единственной силой в истории считал массу.
Ученик Лампрехта Курт Брейзиг также рассматривал исторический процесс как закономерный, пробегающий в своём развитии различные ступени, или «культурные круги». Он отвергал романтическое представление о самобытности каждой нации и об отсутствии всемирно-исторического развития и вернулся к учению просветителей о единстве человеческого рода. Брейзиг подчёркивал опасность партийной, религиозной или националистической предвзятости. Особенно опасен для объективной истории узкий национализм, т. к. историк, стремящийся дать картину развития собственного народа, подвергается давлению общественного мнения, которое опасается, чтобы «беспристрастие историка в национальных делах не принесло вреда». Поэтому Брейзиг признавал, что в Англии, Франции, Германии историки, под влиянием тех или иных мотивов, искажали историческую истину, но объективное существование этой истины и её достижимость не вызывали у него никаких сомнений.
В своей работе историки-позитивисты исходили из следующих положений:
1. исторические явления реально существуют и вполне доступны адекватному познанию.
2. существуют причинно-следственные связи, соединяющие эти явления в исторический ряд или ряды.
3. ряды причинно связанных явлений образуют исторический процесс, дающий картину закономерного развития или эволюции. С этим связано унаследованное от просветителей XVIII в. учение о прогрессе.
4. основной движущей силой истории является масса, а не отдельные личности.
5. у истории только одна цель – «научное познание прошлого» – «история для истории».
Во второй половине XIX в. историческая наука всё более специализировалась, распадаясь на отдельные отрасли не только по странам и эпохам, но и по отдельным проблемам. Вспомогательные исторические дисциплины (дипломатика, нумизматика, палеография), смежные дисциплины (археология, истор. география, филология, этнография) совершенствовались, способствуя дальнейшему улучшению техники исторического исследования. Развивалось архивное дело, специальная библиография, всё более активно использовались технические и научные достижения (фотография, химический анализ и т. д.) – это позволило историкам решить ряд существенных вопросов или уточнить прежние решения, особенно выиграла точность воспроизведения письменных и вещественных памятников прошлого. Повсеместно создавались кафедры истории в университетах, при Академиях Наук были организованы специальные институты истории, увеличилось количество исторических журналов, появились учёные общества, изучавшие локальную историю. Между историками отдельных стран устанавливалось общение, т. к. входили в обычай исторические съезды и конференции. Всё это позволило исторической науке к концу XIX в. подняться на такую высоту, на которой она никогда прежде не стояла.