Тайные общества цинского периода
Цинбан. Синее братство
Строительство Великого канала было в основном завершено ещё при династии Юань, и тогда же начались перевозки податного продовольствия из юго-восточных провинций на север для снабжения столицы, включая императорский двор, столичную гвардию, а также в интересах войск, размещённых в северной части страны. Особая государственная система продовольственных перевозок по каналу появилась при династии Мин, просуществовав до середины XIX века.
Члены «хлебных артелей» вербовались преимущественно из низов общества — разорившихся крестьян, ремесленников, бродяг. В таких провинциях, как Чжэцзян и Цзянсу, подавляющее большинство лодочников, бурлаков, лоцманов в артелях были бродягами, не имевшими постоянного места жительства. Единственным для них способом обеспечить себе пропитание была работа на перевозках казённого продовольствия.
По имеющимся источникам, именно период правления Юнчжэн (1723–1735 гг.) был отмечен появлением рядом с путями водных перевозок большого количества кумирен народной религиозной секты Лоцзяо. Строительство кумирен Лоцзяо на берегах рек и каналов в провинциях Цзянсу и Чжэцзян повлекло за собой массовое вступление лодочников, бурлаков и прочих членов «хлебных артелей» в секту. Изначально члены артелей являлись частными посетителями и даже обитателями кумирен в силу чисто экономических причин — большой частью лодочники и бурлаки Чжэцзяна и Цзянсу были людьми бездомными с непостоянным заработком (реки и каналы на севере зимой замерзали). Кумирни Лоцзяо предоставляли им в холодное и голодное межсезонье кров и пищу, а также элементарную медицинскую помощь. Наряду с этим многие члены «хлебных артелей» были привлечены и идейной стороной деятельности Лоцзяо, и тем самым становились адептами секты. Постепенно вокруг каждой кумирни сформировалась ячейка сектантов, состоявшая почти сплошь из лодочников и прочего бездомного люда, принимавшего участие в перевозках продовольствия.
Таким образом, попытка руководителей Лоцзяо расширить численность и влияние секты за счёт лодочников Цзянсу и Чжэцзяна увенчалась полным успехом. Более того, на основе изученного материала можно сделать вывод, что к 30-м годам XVIII века роль секты Лоцзяо начинает постепенно меняться: от сугубо религиозной секты она начинает превращаться в профессиональное объединение лодочников.
В 1768 император Цяньлун наложил запрет на распространение учения Лоцзяо. Он приказал конфисковать религиозные тексты и иконы, изгнать матросов из кумирен, разрушить храмы и конфисковать храмовые земли. Это событие стало начальной вехой в дальнейшем развитии Цинбана как тайного общества и повлекло за собой много коренных изменений, официальный запрет явился переломным моментом в истории организации. Общество стало нелегальным, ведь на проповедь учения и собрания сектантов был наложен запрет, адепты подвергались преследованию, а места их собраний, а иногда проживания — кумирни — были разрушены. Но такие радикальные действия со стороны правительства ничуть не ослабили пыл сектантов, а лишь научили их приспосабливаться. Деятельность объединения к началу XVIII века восстановилась на совершенно новом плацдарме — на лодках. Лодка стала местом, где хранились иконы и тексты, где отправлялся культ и совершались молитвы, где осуществлялась вербовка новых адептов. Кумирни же окончательно перестали служить центром сектантской активности. [27]
В результате стихийных бедствий в середине XIX века, развития новых видов транспорта, перехода на морские перевозки, а также под ударами тайпинов традиционная система продовольственных перевозок по Великому каналу окончательно развалилась. Тяжелая финансовая ситуация, связанная с Опиумными войнами и выплатой контрибуции Великобритании усилила фискальный гнет населения. Это повлияло и на дальнейшую судьбу объединения бывших матросов-перевозчиков зерна по Великому каналу. Большинство речных транспортников лишились средств к существованию. Лишившись стабильного заработка, лодочники попали в крайне сложную ситуацию, и им ничего не оставалось, как податься в криминальную сферу. Так Цинбан из профессионального объединения превратился в криминальную группировку, занимавшуюся контрабандой соли и охраной грузов.
Тяньдихуэй (Общество Земли и Неба)
Легенда гласит, что цинские войска пришли к вратам знаменитого буддийского монастыря Шаолинь и потребовали от монахов подчиниться маньчжурской династии, но монахи отказались. Тогда маньчжуры осадили монастырь и разрушили его, спастись смогли лишь пятеро братьев, названных отцами-основателями. Братья поклялись отомстить династии Цин и основали знаменитое общество Неба и Земли. В обществе и его ответвлениях часто использовалась цифра «три», означавшая триединство человека, земли и неба. В иероглифическом написании названия общества «прятали» иероглиф «мин», означавший павшую династию, которую братья стремились восстановить. Однако в реальности Тяньдихуэй было основано в 1761 году человеком по имени Ти Сы. Он и его сторонники придумали красивую легенду, которая привлекла к ним множество людей. Одна из ветвей Тяньдихуэй назвала себя Саньхэхуэй и взяла своей эмблемой равносторонний треугольник. Столкнувшись с этим символом в Гонконге, британские власти перенесли название «триада» все тайные общества Китая. И по сей день триады пользуются нумерологией, основанной на Книге Перемен «Ицзин», ставя во главу угла цифру «три». Звания и должности в составе триад обозначались определенными названиями (вроде «Голова дракона» - глава триады) и цифровыми кодами, которые начинались с цифры 4 – по числу сторон света и окружающих мир морей. Рядовых членов общества обозначал код 49, в котором произведение 4 и 9 давало 36 – 36 клятв, которые произносил новоприбывший. Члены триад отличают друг друга по множеству условных сигналов, в которые может входить практически что угодно – порядок выставления посуды, манера держать палочки и чайные чашки. На вопрос «Сколько будет трижды восемь?» член триады ответит: «Двадцать один», так как знает, что иероглиф «хань» (китайское название триады) состоит из трёх частей, обозначенных цифрами «3», «8» и «21». Вступающие в триаду обязаны заучить эти знаки, наизусть выучить 21 правило дисциплинарного кодекса и 10 пунктов наказаний за нарушение его, а также 36 клятв. Вступление начинается с записи имен новобранцев и символических взносов. Церемониймейстер (438) раскуривает благовония перед кумирней и объявляет: «Да живет братство Хань миллионы лет». Затем он читает длинную поэму о подвигах предков, о сердечном союзе братьев и о процветании триады. Следующий этап – прохождение Горы Ножей – вступающие проходят через трое ворот, у каждых из которых стоит по двое высокопоставленных членов общества, которые плашмя ударяют их по спинам мечами и вопрошают каждого: «Что твёрже: меч или твоя шея?» Новобранцы отвечают «моя шея» в знак хранения тайны триады даже под угрозой смерти. Затем следует произнесение всех 36 клятв, и с последними словами новобранцы втыкают тлеющий конец палочки в пол, показывая тем самым, что также исчезнет огонек его жизни в случае нарушения клятвы. Затем, третий человек в триаде – Красный посох (426) производит смешение крови – каждый новоприбывший прокалывает иголкой палец и льет свою кровь в кубок, откуда ее разольют по чашкам и дадут выпить каждому новобранцу. Скрепленная таким образом клятва подводит итог церемонии, после которой новички принимаются в братство. Церемониальные предметы и разнообразные сооружения предают огню, чтобы все осталось тайной.
Несмотря на преследования со стороны Цин, триады существовали не только по всему Китаю, но и практически по всему миру. Эмигрировавшие китайцы – хуацяо – оседали в различных странах, где немедленно появлялись отделения Тяньдихуэй – Хунмэнь. С конца XVIII века Гонконг при попустительстве британцев становится лагерем большого пиратского флота, полуколонией Британии, укрытием для антицинских революционеров, которые получали финансирование от местной китайской буржуазии и важным пунктом торговли, в том числе и контрабандой. Опиум стал настоящим бедствием и без того склонного к коррупции цинского общества, многие китайские чиновники находились на содержании пиратов или триад и сообщали им обо всех действиях правительства. Коррупция была настолько масштабной, что опиум перевозили суда военного флота и таможни Китая, а взятки брал даже император.[28]
Восстание тайпинов не нашло широкой поддержки у Санхэхуэй из-за неприятия последними религиозного фанатизма тайпинов. Достоверно известно о поддержке триадами китайских революционеров во главе с Сунь Ятсеном. В 1899 году прошло совещание представителей крупнейших хуэйданов - Гэлаохуэй, Цинбан, Хунбан и Саньхэхуэй (Общество старших братьев, Синее братство, Красное братство и Общество трех гармоний) – и Союза возрождения Китая во главе с Сунь Ятсеном. В результате, между ними был заключен союз, революционеры получили должности в хуэйданах, а также была организована Ложа верности и гармонии (Чжунхэтан). Бурное развитие торговли, сопровождавшее «открытие» Китая для стран Запада, не прошло в стороне от хуэйданов – Общество трех гармоний стало активно участвовать в международной торговле. Когда Сунь Ятсена агенты Цы Си арестовали в Лондоне и заключили в китайском посольстве, дабы тайно вывезти его в Китай и предать казни, Хунмэнь совершили немыслимое – открыто обратились в прессу, что вызвало дипломатический скандал, и Сунь Ятсен был освобожден.
Своей цели братство, хоть и через несколько веков, все же добилось, ненавистная династия Цин потеряла Небесный мандат и была свергнута, триады получили официальное признание правительства, но потеряв высшую цель, бывшие братья стали соперниками в борьбе за власть, деньги и влияние. Так изначально освободительно-патриотическое объединение стало одним из крупнейших криминальных сообществ в мире.