Глава 2. традиционные тайные общества и их развитие

Доцинские тайные союзы

Общество Белого лотоса

Специфика тайных обществ накладывает сильный отпечаток на резуль­таты исследований этих организаций. Конспирация тайных обществ и криво­толки вокруг их деятельности могут создать серьезную помеху подробному исследованию. Общество Бе­лого лотоса (Байляньцзяо) – общее название нескольких тайных обществ или сект, которые действовали в разные исторические периоды и единство им при­писывают лишь слухи. Различаются несколько групп сект, которые относят к Байляньцзяо. Первые - секты буддийского толка, основывавшие свою религиозную практику на многократном повторении имени будды Амитабхи, что должно было обеспечить адептам перерождение в Чистой земле на западе, среди озера с белыми лотосами. Белые лотосы в китайской культурной традиции еще до буддизма означали чистоту и совершенство. Вторая группа – образованные люди, изучавшие мистические небуддийские тексты. Третья и наиболее распространенная - сообщества, представлявшие светскую неэлитарную традицию секуляризации доктрины Белого лотоса.

Секты были синкретическими, то есть сочетали в себе элементы других религий и их мировоззрений. Наиболее известно общество Белого лотоса, буддийско-даосская секта, которая активно боролась с монгольским вторжением в Китай и их династией Юань. Именно это общество, основанное при династии Сун (1127-1279) сыграло значительную роль в поднятии антимонгольского восстания, известного как восстание Красных Повязок. Члены общества использовали фольклор - распространенную в Китае песенку «Каменный одноглазый возмутит Хуанхэ и Поднебесная восстанет». В 1351 году с помощью Байляньцзяо был «найден» каменный одноглазый идол с надписью на спине «Это и есть каменный одноглазый. Когда его найдут, Поднебесная восстанет», что сильно впечатлило суеверных крестьян и облегчило вербовку повстанческих отрядов.[24] В восстание оказались вовлечены различные группировки, впоследствии ставшие бороться за власть. Небесный мандат силой захватил Чжу Юаньчжан, который провозгласил себя императором новой династии – Мин. И хотя общество Белого лотоса и другие религиозные секты помогли осуществить свержение власти монголов, новый император, прежде всего, разгромил бывших союзников. Но даже под запретом и гонениями общество Белого лотоса и его ответвления просуществовали в подполье значительное время, и вышли снова на историческую арену уже против нового захватчика – маньчжуров. [25]

Хотя считается, что общество Белого лотоса было предтечей всех остальных тайных обществ, это не вполне соответствует истине, так как название «Белый лотос» в цинской документации огульно применялось практически ко всем проявлениям ереси, которые представляли собой политическую опасность.[26]

Традиционалистские союзы

Традиционалистские союзы представляли собой специфическое для Китая общественное явление, имевшее давнюю историю и глубокие корни в китайской истории и психологии и занимавшее особое место в социальной жизни Китая. Как и другие неформальные объединения, действовавшие в деревне, эти союзы играли важную роль в поддержания равновесия и гармонии. Часто в Китае случался упадок государственности, который вел за собой социальные взрывы и угрожал безопасности местных социумов, которые таким образом реагировали на внешние посягательства.

Так, жители одной или нескольких деревень собирались в отряды под началом и при финансовой поддержке представителей местной элиты. Целями были решение конфликтов на местах и защита от бандитов. Союзы назывались так, чтобы подчеркнуть их воинственность и зависели от местных традиций, как то – духи ближайших гор или рек, почитаемые божества.

Союзы ополчений и наемная милиция имели несколько принципиальных отличий – прежде всего, члены традиционалистских союзов использовали различные ритуальные практики, например магию амулетов, тренировки кун-фу, самоистязание для понижения болевого порога. Так же, характерной особенностью было разделение власти на военную и гражданскую ветви, подобно Спарте – гражданский лидер занимался разработкой тактики ведения боя, тогда как военный лидер обеспечивал физическую подготовку и проведение ритуалов.

Традиционалистские союзы отличаются от тайных обществ, вроде Тяньдихуэй или Хунбан и религиозных сект, поскольку были созданы в иных целях, в других условиях и на иных принципах и прежде всего, являются плодом местного общества, с его обширной и давней культурой и общинной психологией. Тайные общества основаны на традиции побратимства, фиктивного родства, скрепленного кровной клятвой и поэтому выходят за рамки местного социума. Такие связи были схожи с клановыми и неудивительно, что такие общества объединяли людей, которым не хватало защиты традиционных структур или тех, кто по каким-то причинам выбрал криминальную деятельность. В свою очередь, синкретические религии и созданные на их основе религиозные общины представляют иную традицию, поскольку имеют свои мифологические комплексы – пантеоны богов, обряды и ритуалы и поскольку объединяли последователей не по географическому признаку, а вокруг определенной религиозной идеи.

Провинции Шаньдун и Хэнань, а точнее, так называемый район Хуайбэй - часть Северо-Китайской равнины между реками Хуанхэ и Хуайхэ являются местом зарождения и наиболее активной деятельности традиционалистских союзов. В силу ряда экономических, экологических и геополитических факторов Хуайбэй представлял собой достаточно нестабильный в социальном отношении регион, население которого испытывало значительную потребность в защитных механизмах. Появление здесь традиционалистских союзов в конце XIX века было обусловлено необходимостью решения междеревенских конфликтов и защиты от нарастающей угрозы бандитизма. Постепенно, такие союзы распространяются по всей стране.

Кроме основной цели – защиты своих односельчан, традиционалистские союзы вступали в социальные протесты против тривиальных вещей – повышений налогов, политики властей. Самоорганизация деревни и желание дать отпор попыткам каких-либо политических сил установить свой жесткий контроль были закономерным следствием падения династий, центробежными процессами в стране и падением авторитета местной власти.

Наши рекомендации