Круглый стол на тему: «Современное состояние Тульской области – исторические закономерности и новые реалии».

(по материалам Тульского областного комитета статистики и областной прессы)

1. Современные тенденции в экономическом развитии Тульской области.

2. Социокультурная среда Тульской губернии. Деятельность музеев на территории Тульской области.

Виды самостоятельной работы обучающегося Порядок их выполнения и контроля
Подготовка к семинарским и практическим занятиям Студенты работают с рекомендованной литературой, отрабатывают навыки работы с информационными поисковыми системами, выделяют необходимую информацию по теме занятия
Выполнение учебного проекта Для выполнения учебного проекта студенту необходимо сформулировать проблему (цель проекта), определить порядок действий по сбору необходимого материала, определить необходимое программное обеспечение для создания мультимедиа. Контроль: представление и защита проекта по критериям (соответствие темы и содержания проекта; научность представленной информации, оригинальность изложения материала и иллюстративность, правильность оформления ссылок на использованные источники и литературу)
Написание отчета по экскурсии Отчет включает в себя следующие элементы: название учреждения культуры; цель экскурсии, характеристику экспозиции/фондов, позволяющей расширить краеведческое знание по изучаемому историческому периоду; выводы и предложения по использованию фондов в самостоятельной работе по изучению дисциплины, подготовке к зачету, в дальнейшей профессиональной деятельности.
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической среде MOODLE Задания в системе MOODLE Контроль: текущий (в письменной форме)

Темы проектов для самостоятельной работы студентов:

1. Культурная деятельность тульского дворянства в XVIII-XIX вв.

2. Тульские предприниматели в XVIII в.

3. Тульские предприниматели в XIX в.

4. «Сфера услуг» в жизни тульских городов в XIX в.

5. Крупнейшие промышленные предприятия на территории тульского края в XVII-XIX вв.

6. Банковское дело в тульских городах XIX-начале XX вв.

7. Тульская губерния и войны XVIII-XIX в.

8. Тульская губерния и войны ХХ в.

9. Повседневная жизнь туляков в XVI-XVII вв.

10. Повседневная жизнь туляков в XVIII в.

11. Повседневная жизнь туляков в XIX в.

12. Повседневная жизнь туляков в XX в.

13. Тульское чиновничество в XVI-XVIII вв.: образ жизни и деятельность.

14. Тульское чиновничество в XIX в.: образ жизни и деятельность.

15. Советский государственный аппарат управления на территории Тульской области: люди и судьбы.

16. Крестьянское хозяйство в Тульской губернии в XIX в.

17. Тульский край в годы первой мировой войны

18. Местное самоуправление на рубеже XIX-XX вв. и начале XXI вв.: сходство и различия.

19. Благотворители и благотворительность на территории Тульской губернии в XVIII - начале XX вв.

20. Кинематограф и Тульский край.

21. Художники XIX-XX вв. – уроженцы тульской земли.

22. Тульский край в живописи.

23. Писатели XIX-XX вв. – уроженцы тульской земли.

24. Тульский край в художественной литературе.

25. «Тульские епархиальные ведомости» как исторический источник.

26. «Тульские губернские ведомости» как исторический источник.

27. Современная тульская пресса как исторический источник.

28. Тульский край в мемуарах.

29. Крупные промышленные предприятия Тульской области в начале XXI в.

30. История тульского края по материалам археологических раскопок.

31. Политические репрессии на территории Тульской области.

32. Образ тульского духовенства в художественной литературе, мемуарах и трудах тульских историков.

33. Тульский край и династия Романовых.

34. Музеи на территории Тульской области XX-XXI вв.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ НА ЗАЧЕТЕ

При оценке учитывается глубина знаний, осознанность и самостоятельность при­менения знаний и способов учебно-научной деятельности, логичность изло­жения материала, включая обобщения и выводы. Обязательным условием яв­ляется соблюдение норм литературной речи и свободное владение терминологией.

Оценка знаний учитывает индивидуальные особенности студента, его участие в научной работе, работа по написанию реферата, активность на семинарских занятиях.

Зачет ставится, если материал усвоен глубоко, изложен без замет­ных ошибок, свидетельствует о самостоятельности мышления.

Зачет не ставится, если в усвоении материала имеются пробелы, изложение несистематизированное, аргументация не достаточно убедительная, имеются ошибки фактического характера.

ВОПРОСЫ к экзамену по «Истории тульского края»

1. Тульская историография XVIII в.

2. Тульская историография XIХ в.

3. Тульская историография XХ в.

4. Древняя история Тульского края. VI-XII вв.

5. История края в XIII-XV вв. Куликовская битва 1380 г.

6. Тульские земли в XVI в. Оборонительные сооружения Тулы и края.

7. Тульский край в XVII в. Смутное время.

8. История создания тульского оружейного и металлургического производств.

9. Развитие тульских земель и городов в середине и второй половине XVII в.

10. Тульский край в XVIII в. Превращение Тулы в центр оружейного производства.

11. Деятельность Демидовых, Баташевых, Мосоловых.

12. Тульский край в годы правления Екатерины II. Учреждение Тульской губернии и Тульской Епархии.

13. Жалованная грамо­та городам. Уездные города. Гербы городов.

14. Развитие русской культуры XVIII- нач. XIX вв. и Тульский край.

15. Архитектурные достопримечательности города Тулы и губернии. Храмовое и гражданское строительство в Туле.

16. Особенности Тульского края в контексте развития экономики России в XIX в.

17. Туляки в Отечественной войне 1812-1814 гг. и Крымской войне 1853-1855 гг.

18. Развитие общественного движения и общественно-политической мысли в первой половине XIX в. Декабристы – туляки. Западники и славянофилы.

19. Отмена крепостного права на территории Тульского края. Деятельность тульского земства.

20. Городское самоуправление на территории Тульской губернии.

21. Экономическое развитие губернии на рубеже XIX-XX вв. Промышленный переворот и строительство железных дорог.

22. Образование, книгопечатание и достижения культуры Тульского края во второй половине XIX в.

23. Революции начала ХХ в. и Тульская губерния.

24. Советский период в истории Тульской губернии и области. (20-30-е гг.).

25. Тульская область в годы Великой Отечественной войны.

26. Тульская область в 50-80- е гг.

27. Тульский край в условиях «перестройки». Туляки – участники Августовского путча 1991 г.

28. Уровень социально-экономического развития Тульской области в начале XXI в.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Пеньков В.В. История Тульской области. Тула, 2008.

б) дополнительная литература:

Ашурков В.Н. Избранное. Тула, 2003.

БОГУСЛАВСКИЙ В.В. Тульские древности: Энцикл. Словарь. Тула, 1995.

Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917), Тула, 2000.

ГЛАГОЛЕВА О.Е. Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии XVIII- первой половины XIХ в., Тула, 1993.

ГЛАГОЛЕВА О.Е. Тульская книжная старина: Очерки культурной жизни XVIII- первой половины XIХ в., Тула, 1992.

КОХАНОВА Р.Г. История сберегательного дела в Тульской губернии. Тула, 999.

Плотников А.П. Рассекреченная правда войны, Тула, 1995.

ПРИСЕНКО Г.П. Достопримечательности Тульского края в исторической литературе XVIII-XX вв. Тула, 2001.

СИМОНОВА Е.В. Города Тульской губернии во второй половине XIX века: население и экономика. Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.

СИМОНОВА Е.В. Провинциальные города Тульской губернии во второй половине XIX веке.Тула, 2005.

Фролова Л.П. Тульское земство (1860-1890 гг.). Тула, 2004.

Шеков А.В. Верховские княжества: Краткий очерк политической истории XIII- середины XVI вв. Тула, 1993.

ШУЛЬМИН С.А. Города Тульской области: Экономические, исторические, географические очерки. М., 1998.

Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула, 2000.

Юркин И.Н. Демидовы в Туле: из истории становления и развития промышленной династии, Тула, 1998.

Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых: Из истории становления и развития доменной металлургии России, 1695-1782 , М., 1996.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М. : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М. : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: http://window.edu.ru

Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] : электронная библиотечная система / ООО "Директ-Медиа" . - М. : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.biblioclub.ru

Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс] : информационный ресурс / East View . - М. : [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.ebiblioteka.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : информационный портал / ООО "РУНЭБ" ; Санкт-Петербургский государственный университет. - М. : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.eLibrary.ru

История России[Электронный ресурс] : сайт / ООО "Клио Софт". - М. : [б. и.], 2008. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: http://www.history.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

· Компьютер

· Мультимедийная установка

· Принтер

· Наборы открыток

· Доступ к интернет-ресурсам через класс открытого доступа в Интернет (ауд.13 уч. корп. № 1 ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные закономерности исторического процессы, события и явления в жизни истории тульского края (ОК-15);   Контрольная работа №1 и №2, выполнение письменных заданий в системе MOODLE, экзамен
место человека в историческом процессе, биографии выдающихся земляков (ОК-15); Контрольная работа №1 и №2, выполнение письменных заданий в системе MOODLE, экзамен
возможности региональной культурной образовательной среды (ТОУНБ, ГАУТО, тульских музеев) для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); Отчеты по экскурсиям, экзамен
основные источники и научную литературу по истории тульского края (СК-2) Устные выступления на практических занятиях, выполнение письменных заданий в системе MOODLE, экзамен
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
соотносить события и процессы регионального (тульского) и общероссийского уровней, правильно их взаимоувязывать и оценивать (ОК-15); Устный контроль на семинарских и практических занятиях, выполнение письменных заданий в системе MOODLE учебный проект
работать с информационными ресурсами и систематизировать историческую информацию по истории тульского края (ПК-4); Устный контроль на семинарских и практических занятиях, контрольная работа №1, учебный проект
разрабатывать учебно-методические проекты краеведческой тематики для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Учебный проект
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть:
навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-4); Устный контроль на семинарских и практических занятиях, учебный проект
навыками исследовательской деятельности и получения достоверной информации из источников по проблемам истории тульского края (СК-2). Выступления на семинарских и практических занятиях, участие в дискуссиях, учебный проект, защита учебного проекта

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 030600 ИСТОРИЯ и профилю подготовки «История международных отношений».

АНКЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

АНКЕТА для студентов

Уважаемый студент!

Университет считает своей приоритетной задачей повышение качества образования, поэтому для нас важно Ваше мнение о содержании и организации образовательного процесса. Просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы

Анкета анонимная.

Внимательно прочтите инструкцию по заполнению таблицы после каждого вопроса

Благодарим Вас за сотрудничество!

1. Насколько интересна для Вас была изученная дисциплина? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

  Индикаторы
1.1 Дисциплина вызвала интерес к предмету изучения          
1.2 Вы удовлетворены полученными знаниями и умениями          
1.3 Вам захотелось изучать родственные по тематике курсы (дисциплины)          
1.4 Вы изучаете дополнительную литературу по данной проблематике          
1.5 Вы обдумывали и обсуждали предмет вне учебных занятий          
1.6 Дисциплина значима для Вашей дальнейшей профессиональной деятельности          

Наши рекомендации