Тема 4.2. Основные этапы истории СССР (1920—1980-е гг.)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте краткий конспект по проблеме: «Основные этапы развития Советского государства (1920—1980-е гг.)».
2. Составьте краткий конспект по проблеме: «Сталинская модернизация: “за” и “против”».
II. План семинарского занятия
Тема «Советское государство: от И. В. Сталина к М. С. Горбачеву»
(форма обучения: очная)
Интерактивное занятие: семинар-дискуссия «Форсированная модернизация 1930-х годов: плюсы и минусы сталинской административно-командной модели» (по отдельному сценарию).
(форма обучения: очная)
1. Причины перехода советского руководства к политике «перестройки».
2. Изменения во внутриполитическом устройстве СССР в 1985—1991 гг.
3. Кризис федеративного государства. События 19 августа 1991 г.
4. Распад СССР и последствия краха Советского государства.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Данная тема является одной из наиболее сложных для изучения, так как охватывает несколько объемных и трагических периодов истории Советского государства. Довоенная история ССР включила в себя два основных этапа:
1. период НЭП («Новой экономической политики») 1921 — конца
1920-х г.;
2. период «форсированного развития» (конец 20-х гг. — 30-е гг. XX в.).
При всей внешней разности данных первых этапов существования Советской власти необходимо увидеть общие черты, проявившиеся в о внутриполитическом курсе и отразившиеся в экономическом развитии Советской России и СССР:
— главенство коммунистической идеологии, нацеленной на построение «справедливого общества трудящихся» и соответствующего ему нового типа личности — «советского человека;
— однопартийная система во главе с вождями (позже — одним вождем);
— политическая система по типу «партия-государство»;
— тотальный контроль государства над средствами массовой информации, образованием, культурой;
— контроль государства над экономикой, фактическое огосударствление всей собственности в стране;
— использование репрессивного аппарата для борьбы с оппозицией и поддержания лояльности среди населения страны;
— при формальном провозглашении федеративного принципа — фактический переход к концепции государства, жестко управляемого из центра;
— политика «коренизации» образования и кадров в национальных районах.
Жестко контролируемые государством политическая система и экономика в определенной степени обусловили победу СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.; однако они же явились причиной поражений в начальный период войны, а также обусловили огромную материальные и человеческую цену победы.
При рассмотрении послевоенной истории СССР можно выделить следующие этапы внутриполитического развития:
— 1945—1953 гг. — позднесталинский период, или, по определению французского историка Н. Верта, «победоносный сталинизм». Победа в Великой Отечественной войне укрепила сталинский режим. Репрессии лишь временно ослабли и на рубеже 1940—195050-х годов вновь возобновились массовые политические процессы. Жесткий политический режим и централизация власти дополнялись возрождением ряда имперских традиций (в частности, введение формы для чиновников и школьников) и ростом русского национализма и антисемитизма в партийном руководстве и в обществе. В области внешней политики Советский союз и Запад начали длительное геополитическое противостояние, получившее наименование «холодной войны» и приведшее к формированию биполярного мира: СССР и страны, избравшие социалистический путь — США и их сателлиты.
— В борьбе за власть в 1953—1955 гг. победил Н.С. Хрущев. Период, когда он возглавлял советское правительство (1955—1964 гг.) получил наименование «оттепели». Самым важным явлением данного периода стала десталинизация и осуждение на XX съезде КПСС «культа личности» И.В. Сталина. Однако отказа от командно-административных методов управления страной не произошло, сохранялся жесткий идеологический прессинг. В этот период «холодная война» достигла своего апогея («Карибский кризис» 1962 г.).
— Период «застоя» 1965—1982 гг. связан с именем Л.И. Брежнего, возглавлявшего КПСС (Первый, с 1966 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС, с 1977 г. — Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Постепенный отказ от идей реформ и стабилизация административной системы отразились в концепции «развитого социалистического общества». Произошла частичная реабилитация И.В. Сталина, оформились и признаки «культа Брежнева». Не прибегая к массовым репрессиям, власть, тем не менее, жестко боролась с диссидентским и правозащитным движением. К концу этого периода стремление сохранить стабильность партийных и советских кадров обернулась «геронтократией». На мировой арене СССР, в начале данной эпохи показавший свою помощь подавлением «Пражской весны» 1968 г., постепенно переходит к политике «разрядки международной напряженности». Кульминацией разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Однако к концу 70-х гг. конфронтация в биполярном мире вновь усилилась, показателем чего стало начало войны в Афганистане.
— Конец 1982 — начало 1985 гг. — период, связанный с именами Ю.В. Андропова и К.У. Черненко, которые после смерти Л.И. Брежнева возглавляли КПСС и государство. Попытка Ю.В. Андропова «оздоровить» страну были кратковременной и не принесла ощутимого эффекта; при К.У. Черненко страна вернулась к привычной «стабильности». Между тем, негативные процессы, прежде всего в социально-экономической сфере, продолжали развиваться; конфронтация на мировой арене также достигла очередного пика, США объявили Советский Союз «империей зла».
При изучении эпохи «перестройки» следует иметь в виду, что изначально у М.С. Горбачева и его окружения отсутствовал сколько-нибудь конкретный план реформ, а цели и задачи, пути их достижения постоянно корректировались и менялись. В 1985—1991 гг. перестроечный процесс прошел три этапа:
1. 1985—1986 гг. — реформирование в эти годы свелось к попыткам лишь улучшить существовавшую советскую общественную систему. Это был «экономический» период преобразований. Однако все меры, предпринятые в экономике, социальной сфере, наталкивались на непреодолимые противоречия, которые нельзя было разрешить, не меняя систему.
2. 1987—1989 гг. — перестройка вступила в новый («политический») этап реформирования. Во внутриполитической области широкое развитие получили гласность и демократизация, начался процесс становления многопартийности, был взят курс на политическую реформу. Эти позитивные изменения требовали соответствующих преобразований в экономической, социальной сфере, которые явно отставали от политических преобразований. В 1989 г. наступил кризис реформационного процесса.
3. 1990—1991 гг. — на третьем («кризисном») этапе перестройки эволюционное реформирование потерпело крах, преобразовательный процесс стал трансформироваться в принципиально иной либерально-радикальный курс. Его реализация привела к возрождению частной собственности, становлению рыночных механизмов. Эти изменения сопровождались серьезным социальным потрясениями. «Перестройка», задуманная ее инициатором М.С. Горбачевым как реформа, превратилась в радикальные общественные преобразования, привела к крушению в стране коммунистического режима.
Ослабление союзного Центра объективно открыло путь массовым национальным движениям, выдвинувшим широкий спектр требований (от предоставления большей самостоятельности до обретения независимости). Несмотря на попытки Горбачева сохранить единое государство, хотя бы в форме конфедерации, план создания Союза Суверенных Государств не увенчался успехом. События 19—21 августа 1991 г. резко усилили дезинтеграционные процессы в республиках и во многом определили приближение распада СССР.
Подготовка к семинару-дискуссии «Форсированная модернизация 1930-х годов: плюсы и минусы сталинской административно-командной модели» ведется в соответствии с отдельным сценарным планом. Основой для подготовки являются как рекомендуемые ниже источники по истории России, так и исследования современных историков.
Для систематизации знаний по истории СССР 1920—1980-х гг. целесообразно составить отдельную хронологическую таблицу (по аналогии с Табл. 4, тема 2.2).
IV. Рекомендуемые источники
1. XXII. Становление и развитие Советского общества в 1920—1930-е гг. // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М. : Проспект, 2001. — С. 447—479.
2. XXVI. Перестройка и распад Советского Союза // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М. : Проспект, 2001. — С. 540—553.
Основная литература
1. Колосов, В. А. Отечественная история. — Часть 3 (XX в.) / В. А. Колосов. — Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. — С. 17—89.
2. Отечественная история : элементарный курс : учебное пособие / под ред. проф. И. М. Узнародова, проф. Я. А. Перехова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2006. — С. 179—269.
Дополнительная литература
1. Анисимов, Евгений. История России от Рюрика до Путина : Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — СПб. : Питер, 2006. — С. 325—431.
2. Верт, Николя. История Советского государства: 1900—1991 / Н. Верт; пер. с фр. — М. : Весь Мир, 1997. — С. 163—529.
3. Ходяков, М. В. Новейшая история России : 1914—2002 : учебное пособие / М. В. Ходяков. — М. : Юрайт-издат, 2004. — 525 с.
4. Мунчаев, Ш. М. История Советского государства : учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. — М. : Норма, 2002. — 704 с.
5. Лёве, Хайнц-Дитрих. Сталин / Х.-Д.Лёве ; пер. с нем. А.Г. Гаджикурбанов. — М. : Росспэн : Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2009. — 351 с.
6. Согрин, В. Политическая история современной России. 1985—1994 гг.: от Горбачева до Ельцина / В. Согрин. — М. : Прогресс-Академия, 1994. — 192 с.
7. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса : 1964—1994 / Дж. Боффа ; пер. с ит. Л. Я. Хаустовой. — М. : Международные отношения, 1996. — 320 с.
Интернет-ресурсы
1. Краткий курс истории ВКП(б) (1938). — Режим доступа : http://www.lib.ru/DIALEKTIKA/kr_vkpb.txt.
2. Горбачев, Михаил . Декабрь-91. Моя позиция. — Режим доступа : http://www.lib.ru/MEMUARY/GORBACHEV/poziciya91.txt.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему Советское руководство перешло к «Новой экономической политике»? Охарактеризуйте сущность НЭП.
2. Каковы были итоги борьбы в советском руководстве в 20-е — начале 30-х годов? Как эта борьба повлияла на формирование режима личной власти И.В. Сталина?
3. Охарактеризуйте итоги политики форсированной индустриализации в СССР. Связана ли коллективизация с политикой «большого скачка»?
4. Какие изменения во внутриполитической жизни СССР произошли в период «оттепели»? Почему Н.С. Хрущев был свергнут своими соратниками?
5. Как вы думаете, почему 1965—1992 гг. получили наименование «застоя»? Можно ли применить этот термин к последующему времени, когда во главе государства стояли Ю.В. Андропов и К.У. Черненко?
6. Что означает термин «перестройка»? Почему данный термин применяется к истории Советской страны в 1985—1991 гг.?
7. Чем был вызван переход советского руководства к политике «перестройки»? Назовите основные этапы «перестройки» и дайте им краткую характеристику.
8. Какие основные изменения произошли в экономике СССР в 1985—1991 гг.? Были ли достигнуты цели политики «ускорения»?
9. Охарактеризуйте основные изменения в политической системе СССР в данный период. Чем руководствовался М.С. Горбачев, реформируя советскую модель управления?
10. Покажите суть и итоги августовских событий 1991 г. Можно ли утверждать, что «путч» привел к окончательному распаду СССР?