Тема 3.3. Россия во второй половине XIX в. «Великие реформы»
И их итоги
I. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте краткий конспект по проблеме: «Отмена крепостного права в России».
1. Составьте краткий конспект по проблеме: «Итоги правления Александра II».
II. План семинарского занятия
Тема «“Великие реформы” Александра II».
(форма обучения: очная, заочная)
Интерактивное занятие: cеминар-конференция на тему «Значение “Великих реформ” для истории России» (по отдельному сценарию).
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Переменам в России способствовало поражение в Крымской войне 1853—1856 гг., которое дискредитировало старый политический курс. В правление Александра II произошли преобразования, фактически ставшие «революцией сверху» и получившие наименование «Великих реформ». Они продолжили процесс политической модернизации России:
— было ликвидировано крепостное право и связанные с ним политические институты.
— судебная и военная реформа начали процесс выравнивания гражданского положения различных сословий.
— введено местное самоуправление, создана современная армия.
Вместе с тем реформы не были доведены до конца. Сохранялась сословная система и юридическое неравенство сословий, граждане России не получили гарантированных гражданских и политических прав. Система управления оставалась самодержавной, не были созданы конституционные институты, такие, как парламент. Сохранение самодержавного строя могло послужить и в действительности привело в 80-90-е гг. к ограничению действия Великих реформ.
Подготовка к семинару-конференции «Значение “Великих реформ” для истории России» ведется в соответствии с отдельным сценарным планом. Основой для подготовки являются как рекомендуемые ниже источники по истории России, так и исследования отечественных историков.
Для систематизации знаний по истории Российской империи второй половины XIX столетия целесообразно составить отдельную хронологическую таблицу (по аналогии с Табл. 4, тема 2.2).
IV. Рекомендуемые источники
Источники
Внутренняя политика в России во второй половине XIX в. // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М. : Проспект, 2001. — С. 292—311.
Основная литература
1. Щербина, А. В. Отечественная история : учебное пособие / А. В. Щербина. — Часть 1 (IX—XVII вв.). — Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. — С. 111—118.
2. Отечественная история : элементарный курс : учебное пособие / под ред. проф. И. М. Узнародова, проф. Я. А. Перехова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2006. — С. 97—124.
Дополнительная литература
1. История России : IX—XXI вв. : от Рюрика до Путина : учебное пособие / отв. ред. Я. А. Перехов. — Изд. 4-е. — М. : Ростов н/Д, 2007. — С. 360—379.
2. Анисимов, Евгений. История России от Рюрика до Путина : Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — СПб. : Питер, 2006. — С. 275—285.
3. Крепостное право и его отмена : история и современность. — Спб. : ФКИЦ «ЭЙДОС», 2005. — 164 с.
4. Жуйков, В. М. Судебная реформа в прошлом и настоящем / И. В. Гессен, В.М. Жуйков. — М. : Статут, РАП, 2007. — 416 с.
5. Великие реформы в России середины XIX века / сост. И. Л. Абрамова, Б. В. Колобов, Г. Л. Волохова и др. — М. : Изд-во МГТУ, 2002. — 160 с.
6. Великие реформы в России : сборник / под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. — М. : Изд-во Московского университета, 1992. — 336 с.
Интернет-ресурсы
1. Манифест 19 февраля 1861 года. — Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm.
2. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости [1861 г.]. — Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/krest.htm.
3. Медведев, Д. А. Выступление на конференции «Великие реформы и модернизация России». — Режим доступа : http://kremlin.ru/video/746.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие факторы определили поворот правительственной политики в направлении «Великих реформ»? Почему «Великие реформы» еще называют «революцией сверху» в России?
2. Какие личные права получили крестьяне и какие органы самоуправления создавались в деревне? Покажите принципы, на которых строились наделение крестьян землей и выкупная операция.
3. Каково значение отмены крепостного права для истории нашей страны?
4. На каких принципах базировалась создаваемая система земского и городского самоуправления? Опишите основные изменения в судебной системе России по судебным уставам от 20 ноября 1864 г.
5. Почему «Великие реформы» не увенчались введением в России конституции?