ТЕМА 1. Феномен греческой цивилизации.
«Греческое чудо» - так в двух словах некоторые современные учёные пытаются определить тот потолок, тот итог, которого достигла в своём развитии греческая цивилизация. Но что чудесного совершил этот полудикий рабовладельческий народ, очень хорошо изображавший наготу человеческого тела и строивший приятные на вид знания», как писал о нём Л.Толстой? Историк-востоковед мог бы заметить, что Индия, Двуречье, Иран, и Китай достигли настоящих чудес, где так всё таинственно и загадочно, все – и природа, и творения рук человеческих поражают воображение своей грандиозностью, фантастической причудливостью форм. Самый большой и красивый греческий храм, например, афинской Парфенон, может показаться маленьким и невзрачным, если поставить его рядом с вавилонским зиккуратом или с могучим лесом колонн египетских храмов Луксора и Карнака. Прославленные шедевры греческой скульптуры вроде знаменитых фризов того же Парфенона или Пергамского алтаря, пожалуй, покажутся слишком сухими и даже безжизненными на фоне тех замысловатых сплетений сотен фигур людей и животных, которыми были украшены порталы и стены святилищ древней Индии и Индокитая. А что сказать о необычайно глубоких и сложных религиозных учениях и мифологиях Древнего Востока? В сравнении с ними греческие мифы о богах и героях производят впечатление незатейливых детских сказок. Да и сами Греко охотно признавали себя всего лишь неразумными детьми рядом с египтянами и тысячелетней мудростью народов Востока.
И всё же на общем фоне истории Древнего мира, да и не только древнего, греческая цивилизация воспринимается как нечто и в самом деле необыкновенное, как некое чудо или, если перейти на язык строгой науки, как резкое отклонение от общих норм, как неповторимое, уникальное явление, нигде и никогда более не встречающееся в истории человечества. Все древневосточные цивилизации при всём их многообразии более или менее однотипны и в наиболее своих существенных чертах и особенностях так или иначе повторяют друг друга. Одна лишь греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.
Отметим лишь некоторые наиболее характерные её особенности, действительно резко выделяющие её среди других цивилизаций как исторически предшествующих ей, так и существовавших одновременно с ней или уже после неё. Поражает, прежде всего, исключительный динамизм греческой цивилизации в сравнении с её соседями как на востоке, так и на западе, явно ускоренными по меркам той эпохи темпами её исторического развития. Пять или шесть веков, составляющие период её наиболее активной жизнедеятельности, остались в памяти человечества как какое-то непрерывное извержение творческой энергии. За этот не столь уж продолжительный, а по масштабам истории Древнего мира и совсем короткий исторический срок греки успели сделать так много, как не один другой народ не сделал за всю свою историю. За какие-нибудь три столетия (VIII-VI вв. до н.э.) они совершили поистине грандиозный скачок от варварства в цивилизацию, от первобытной сельской общине к государству –полису, от господство родовой знати к демократии, от натурального хозяйства к высокоразвитой товарно-денежной экономике. Темпы культурного развития греческого общества не находят аналогий в истории древнего человечества. За четыре-пять столетий был пройдён огромный путь от религиозно-мифологического мышления, отягощённого множеством первобытных суеверий и предрассудков, к философии и науке в колоссальном многообразии их школ и направлений, от чисто фольклорных форм мифологии и героического эпоса к настоящей литературе, представленной такими жанрами, как эпическая, лирическая и драматическая поэзия, историография, философский диалог, роман и т.д., от примитивных орнаментных росписей ваз геометрического стиля и столь же примитивных бронзовых статуэток к до сих пор ещё никем не превзойдённому пластическому совершенству классической и эллинистической скульптуре и живописи.
За это время греками было сделано множество удивительных открытий во всех этих областях интеллектуального и художественного творчества. Везде и во всём они были в полном смысле слова первооткрывателями, первопроходцами, и вместе с тем учителями и наставниками, которым с благодарностью внимали многие поколения учёных, философов, политиков, писателей, художников в другие времена и в других странах. Говоря о замечательных культурных достижениях древних греков, во всём приходится употреблять слово «первые»: первые труды по математике, по медицине, астрономии, географии, логике и т.д., первые философские системы, первые историки и географы, первые театры, стадионы, музеи и много другое.
Но греки не просто определи в своём культурном развитии другие народы Древнего мира, не исключая и своих восточных соседей: египтян, вавилонян, финикийцев задолго до них вступивших на этот путь, но что особенно важно, создали совершенно новый тип цивилизации, качественно отличающийся от других цивилизаций эпохи. Греческая цивилизация было в полном смысле слова универсальной. Впервые в истории человечества она создала условия для свободного ми всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей, заложенных природой в каждой отдельно взятой человеческой личности. В странах Востока каждый человек обычно выполнял какую-то одну уже заранее предназначенную ему роль: храброго воина, мудрого сановника, искусного мастера-ремесленника, трудолюбивого земледельца и т.п. Гражданин греческого полиса мог выступать в нескольких ролях, одновременно чередуя занятия торговлей, сельским хозяйством, политикой или военным делом, пением и игрой на музыкальных инструментах, участием в философских диспутах, и т.п. Поэтому все виды социальной и духовной активности развивались в Греции более или менее равномерно, обогащая общий фонд греческой культуры.
Среди цивилизаций Древнего мира греческая цивилизация была первой и единственной, которая во всей своей жизнедеятельности ориентировалась преимущественно на человека, на самоценную и самодостаточную человеческую личность, ставя её фактически в центр мироздания. В этом смысле мы можем говорить об антропоцентризме или греческом гуманизме, несмотря на то, что грекам были хорошо известны и кровавые опустошительные войны, и попрание элементарных прав человека, и эксплуатация человека человеком в одно из самых её жестоких форм – в форме рабства. Тем не менее именно в Греции человек впервые осознал себя уникальной личностью, резко отличающейся от массы других внешне похожих на него индивидов. Уровень личной свободы, которой пользовались граждане греческих полисов, оказался недостижимым для всех прочих народов древности. В Греции мы, за редким исключением, не находим столь характерных для стран Востока тотального подавления личности ради «высших интересов государства», чаще всего воплощённого в фигуре самодержавного деспота. Государство не вмешивалось здесь в частную жизнь граждан с той бесцеремонностью и абсолютным безразличием к конкретной человеческой судьбе, которые были отличительными чертами всех политических режимов за настроениями и поведением каждого отдельного взятого человека.
В странах Востока земное государство в лице самодержавного властителя и его вельмож мыслилась как прямое продолжение государства небесного или царства богов. Поскольку оба эти «государства» должны были действовать слаженно, в унисон друг с другом, религия всегда играла огромную, ни с чем не сравнимую роль в жизни всех древневосточных обществ. Мистические верования и магическое обряды сопутствовали любому египтянину или шумеру, вавилонянину или хетту на протяжении всего его земного существования, а уже за гробом и подавно. Рациональное в их жизни смешивалось с иррациональным, естественное со сверхъестественным. В результате их жизнь, как жизнь большинства первобытных и древних народов, превращалась в некое подобие сказочной фантасмагории или сна наяву. Греки в этом смысле также составляли исключение из общего правила. Не отвергая существование разного рода сверхъестественных сил, и прежде всего, богов и обращаясь в определённых условиях к ним за помощью, они тем не менее старались смотреть на окружающий их мир прямо и трезво, оценивая его рационально, т.н. с точки зрения здравого смысла и по законам хотя бы элементарной логики. И хот их религиозно-поэтическая фантазия отличалась чрезвычайным богатством, силой и свежестью, о чём свидетельствует в первую очередь греческая мифология и дошедшие до нас многочисленные произведения искусства и литературы на мифологические сюжеты, порождения этой фантазии не преследовали их на каждом шагу, не вмешивались в их каждодневные дела, и поступки и вообще не мешали им жить и работать. Граница, отделявшая нормальную человеческую жизнь от жизни вымышленной, мифической, в сознании греков была определена гораздо более чётко и ясно, чем в сознании других древних народов.
И, наконец, ещё одна необычная черта греческой цивилизации, позволяющая считать её исключительным явлением на общем фоне истории Древнего мира. В отличие от большинства древних обществ, развивавшихся более или менее изолированно, автаркично, и, как правило, замкнутых на самих себе (классическими примерами здесь могут служить Египет и Китай), греческое общество было обществом открытого типа, т.е. ориентированным на широкие контакты с внешним миром, с целью обмена не только различными материальными ценностями, но и но и всевозможной полезной информацией. Египтян, вавилонян, ассирийцев и другие народы Востока соседние страны интересовали либо как очаги военной опасности и потенциальной агрессии, либо, наоборот, как «ничьи» земли, пригодные для расширения своего жизненного пространства, как источник дефицитных видов сырья или дешёвой рабочей силы, короче, как объекты захвата или эксплуатации. Греки, приглядываясь к странам, населённых так называемыми «варварами», т.е. людьми, говорившими с ними на разных языках, учитывали, конечно, и всё это, будучи людьми в высшей степени сметливыми и практичными. Но их интересовали также и многое другое, например, природа варварских стран, нравы и обычаи населявших их племён, религия, архитектура и т.д. Короче говоря, их интерес к варварам не был чисто потребительским, и не сводился к простому учёту возможностей присвоения чужой земли, чужих людей, чужого имущества и т.д. В их интересе заключался также элемент любознательности и желания постичь чужую культуру, перенять из неё наиболее ценное и полезное. При этом греки никогда не копировали слепо всё то, что им приглянулось, в чужих землях, а старались это чужое приспособить к своим потребностям, склонностям и вкусам, сделать заимствованное органической частью своей собственной культуры. Так поступили они, например, с финикийским алфавитом, с египетской скульптурой и архитектурой, с вавилонской астрономией. Эта ярко выраженная способность к критическому отбору, усвоению, переосмыслению и переработке чужого опыта избавила греческую культуру уже на ранних стадиях её развития от угрозы превращения в провинциальную версию египетской, вавилонской или какой-нибудь другой боле древней и более развитой восточной культуры. Заимствуя всё и отовсюду, греки при этом ухитрились не просто сохранить оригинальность и неповторимость своей собственной культуры, но и ещё более развили и усилили её.
Все перечисленные только что черты и особенности греческой цивилизации прямо сближают её с европейской цивилизацией Нового времени, также по своей сути единственной в своём роде среди множества других цивилизаций и культур нашей планеты. Даже и в наше время, во многих отношениях очень далеко ушедшее от античной эпохи, влияние греческой цивилизации на нашу современную цивилизацию всё ещё остаётся весьма ощутимым, чего никак не скажешь о цивилизациях древнего Востока. Как бы мы не восхищались теперь архитектурой и искусством Древнего Египта, замечательными барельефами, украшавшие дворцы ассирийских и персидских царей, затерянными в джунглях храмах Древней Индии, китайскими изделиями из камня, бронзы и золота, факт остаётся фактом: из всего этого экзотического великолепия лишь очень немного сохранилось в наше современной культуре. Уже давно никто не покушается на строительство пирамид или зиккуратов, никто не бальзамирует покойников по египетскому способу. Египетские иероглифы и вавилонская клинопись в наши дни пригодны разве что для зашифровки секретных документов. Из всех памятников древневосточной литературы знают по настоящему лишь «Библию», да и то благодаря тому, что в эллинистическую эпоху эта священная книга древних евреев была переведена на греческий язык, а уже с него на другие европейские языки. Даже такие, бесспорно, восточные изобретения как алфавитное письмо, вошли в нашу культуру лишь через посредство греческой письменности.
Вклад греков в нашу культуру намного превосходит всё то, что ей дали все вместе взятые народы Древнего Востока. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы бегло пересмотреть основной словарный запас любого европейского языка. Мы едва ли найдём в нём хотя бы несколько слов египетского или вавилонского происхождения. Слова, заимствованные из древнееврейского, через посредство «Ветхого» и «Нового Завета» встречаются уже чаще, хотя их тоже в общей сложности не очень много. Зато так называемые «грецизмы», т.е. заимствования из древнегреческого языка, попадаются нам буквально на каждом шагу. Ими обильно насыщен язык современной науки, литературы, искусства, политики, причём часто встречаются слова, которых ещё не было и не могло быть в самом греческом языке, придуманные сравнительно недавно, но образованные, тем не менее, от греческих корней, как, например, аэродром, телефон, космонавт, бионика, кибернетика, и т.д. Даже в нашей обиходной речи мы нередко, сами того не ведая, употребляем слова греческого происхождения, например, кровать, шкаф, школа, цирк, тетрадь, огурец, уксус и т.д.
Кроме грецизмов древнейшая лексика современных европейских языков включает в свой состав, пожалуй, не менее многочисленные латинизмы, т е. заимствования из латинского (римского) языка. Вообще говоря, римляне были учениками и эпигонами греков и зачастую лишь более или менее удачно копировали греческие образцы. Однако в течение долгого времени, по крайней мере, до начала XIX в. греческая культура была известна народам Европы в основном по латинским копиям и переделкам, а не в своём подлинном первоначальном виде. Поэтому в языке, образованной части европейского общества грецизмы постоянно перемешивались с латинизмами, образуя во всей совокупности как бы единый универсальный лексикон науки и культуры.
Разумеется, греческие и латинские слова пришли в новые европейски языки не просто сами по себе, а в сопровождении тесно связанных с ним понятий, идей, художественных образов. Поэтому можно без особых колебаний утверждать, что не только речь образованного европейца, жившего с XVIII по начало XX века строилась преимущественно по греческим и латинским образцам, но и его образ мыслей и чувств, его взгляды на мир и людей, его мораль, то, что принято называть «системой ценностей» и т.д. В его художественном воспитании также на первом месте долго оставались эстетические каноны или идеалы красоты, выработанные великими греческими архитекторами, скульпторами, живописцами задолго до Рождества Христова. Эти идеалы с младенчества прививались ему фигурами греческих богов и героев, которые повсюду наполняли залы дворцов и музеев, фасады как частных, так и общественных зданий, аллеи садов и парков. Лишь с началом в европейском искусстве эры импрессионизма и в особенности авангардизма эти античные призраки начали мало-помалу исчезать из повседневной жизни.
Всё это вновь возвращает нас к мысли об исключительности, даже уникальности греческой цивилизации среди других цивилизаций Древнего мира. В сущности, греки были единственными из всех народов древности, которым удалось выйти на магистральный путь исторического прогресса, соединяющий античный мир с европейской цивилизацией Нового времени.
Это был настоящий прорыв в будущее, прорыв тем более поразительный, что и в развитии производства, и добывании основных средств существования греки не сумели оторваться на сколько-нибудь значительную дистанцию от других обитателей Древнего мира. Технологической основой их цивилизации, как и вообще во всех древних обществах, оставался самый примитивный ручной труд, за всю античную эпоху не достигший даже уровня мануфактуры, не говоря уже о машинном производстве. Если же говорить об обеспеченности природными ресурсами, то здесь их положение было далеко не столь благоприятным, как положение соседних с ними народов, населявших такие плодородные земли как Египет, Двуречье, Фракия Сицилия и т.д. Занимая каменистую, почти бесплодную, искромсанную морем оконечность Балканского полуострова и прилегающих к ней островов Эгейского моря, греки на протяжении всей своей истории вели упорную, каждодневную борьбу с бедностью и голодом.
Всё это неизбежно ставит перед нами вопрос: почему, даже оказавшись в столь неблагоприятном положении, не располагая ни сколько-нибудь обширными пахотными землями, ни большими пастбищами для скота, ни крупными залежами металла, греки всё же сумели так сильно опередить в своём развитии своих гораздо более благополучных соседей по ойкумене, создали чрезвычайно высокую и непохожую на все остальные цивилизацию и теперь сквозь толщу тысячелетий беседуют с нами как подлинные «братья по разуму»? И невольно опять нам на ум приходит мысль о «греческом чуде».
Но строгая наука не признаёт чудес. Уникальный феномен греческой цивилизации нуждается в научном объяснении. О некоторых составляющих мы теперь уже, видимо, так и не узнаем, о других можно только догадываться, но некоторые важные моменты уже и сейчас кажутся очевидными. Едва ли модно считать случайным совпадением то обстоятельство, что появление первых греческих городов-государств, полисов, непосредственно предшествовало одно из самых радикальных технических революций древности – переход от индустрии бронзы к индустрии железа. В Греции этот переходит относится к X-IX вв. до н.э. Однако широкое внедрение железных орудий труда в греческое ремесло и сельское хозяйство также, как и железного оружия в греческое военное дело, могло лишь ускорить развитие греческого общества, но отнюдь не оно определяло характер и направление этого движения.
Вероятно, не в меньшей степени стремительному росту греческих плисов благоприятствовала и геополитическая ситуация, сложившаяся в этой части Средиземноморья. В течение целой эпохи – с середины XI до середины VI в.в до н.э. греки были избавлены от разного рода вторжений извне, в то время как на Востоке рушились целые империи. Но и эти факторы едва ли можно признать решающими.
Однако в мире были две вещи, которые принадлежали исключительно грекам и которых не было у других народов древности. Это их страна, одновременно похожая и непохожая на другие страны Средиземноморского мира, и их исключительная природная одарённость, поднимающаяся до уровня настоящей гениальности. В этих двух вещах и следует искать ключ к разгадке тайны «греческого чуда».