Лирические внеобрядовые песни (историческое развитие и проблемы классификации).
Лирика — поэтический род устного художественного творчества. В народной лирике слово и мелодия (пение) нераздельны.
Главное назначение лирических песен — раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Большинство исследователей склоняется к мысли, что лирические песни возникли в недрах обряда, отделившись от песен заклинательных и величальных, от причитаний.
Лирические песни— народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда.
Лирические внеобрядовые песни – это песни, которые исполняются независимо от обрядов или календаря, в любое время и в разных конкретных жизненных обстоятельствах. В народе про эти песни говорят, что они поются “лишь бы когда”, “когда доведется”, “когда заблагорассудится”, “хоть бы где”, “где можно” и пр. Поют их во время отдыха и на работе, дома и в поле, “в миру” и с глазу на глаз.
Внеобрядовые песни – это песни о личных чувствах и переживаниях человека, об его отношении к окружающей действительности. В этих песнях выявляются лучшие черты национального характера белорусов: смелость, отвага, правдивость, трудолюбие, гостеприимство, гуманизм, чуткость, скромность, стремление к свободе и ненависть к угнетателям.
Историческое развитие. Тесная связь лирических песен с жизнью народа обусловила их историческое развитие. Поэт середины XIX в. Аполлон Григорьев, большой знаток народного пения, писал: "Наша песня не сдана в архив: она доселе живет в народе, творится по старым законам его самобытного творчества, новое чувство, новое содержание укладывается иногда в готовые, обычные, старые формы, старое не умирает, оно живет и продолжается в новом, иногда остается совершенно нетронутым, иногда разрастается, иногда, пожалуй, искажается, но во всяком случае живет».
В песенном репертуаре народа образовались различные слои (по времени происхождения, способу создания, среде бытования). Во многом они отличаются по содержанию и поэтике. Самой ценной в художественном отношении и самой обширной была традиционная крестьянская лирика, тесно связанная с феодальным бытом. С развитием промышленности в среде работных людей появились рабочие песни — менее высокого поэтического уровня. Рост городов, а вместе с ними "низового" городского населения обусловил появление городских песен — так называемых "жестоких романсов", которые зачастую удовлетворяли непритязательному художественному вкусу. С конца XVIII в. благодаря развитию книжной лирики в репертуаре народа появились песни литературного происхождения.
Профессиональная поэзия и музыка сделались ценным источником обогащения устного песенного репертуара. Проблема фольклоризации книжной лирики требует изучения того, каким образом стихотворения поэтов творчески усваивались народом и какой была дальнейшая жизнь таких песен в фольклоре.
Одним из основных путей проникновения литературы в народный песенный репертуар были рукописные и особенно печатные песенники. Очень много произведений переходило в фольклор через массовые лубочные (дешевые и примитивные) издания. Для народа не имело значения имя автора, важен был сам текст: усваивались произведения как крупных, так и никому не известных поэтов.
Необходимость классификации народных песен возникла как практическая задача перед составителями первых сборников. Песенные издания XVIII-XX вв. отразили сложный путь исканий в этой области.
Вопрос о классификации народных песен непростой по ряду причин. Устная форма бытования и следы древнего синкретизма привели к тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного типа: лироэпических, лирико-драматических и лирико-хореографических. Б. М. и Ю. М. Соколовы в предисловии к своему сборнику писали: "Размещение песен по отделам, как известно, вообще представляет большую трудность. С нею сталкивалось большинство составителей сборников народных песен. Причина тому, между прочим, лежит в изменчивости назначения песни в народном обиходе. Песня эпическая иногда переходит в обрядовую, обрядовая в хороводную, лирическая в игровую и обратно и т. п.". Сложность классификации связана с двоякой природой песни как словесно-музыкального произведения.
По характеру напева музыковеды разделяют песни
· протяжные
· скорые
Однако для фольклориста-филолога такое деление схематично; кроме того, один текст иногда имел разные мелодии, а на одну мелодию могли петься разные тексты.
Согласно другой классификации песни, по выраженному в них настроению, подразделялись на:
o Трагические
o Оптимистические
o Юмористические
o Сатирические
Эта классификация также представляется слишком обобщенной.
Песни не могут быть классифицированы и по сюжетам (как эпические произведения), ибо сюжет в них не развит. В песнях присутствуют традиционные сюжетные ситуации, но по своему смыслу они подчинены лирическому началу.
В современной филологической фольклористике проблема классификации народной лирики знает два основных подхода.
По тематическому принципу народную внеобрядовую лирику подразделяют на:
песни бытовые (любовные, семейные, шуточные),
песни социального содержания (разбойничьи, солдат-ские)
песни крестьянских отходников — людей, временно уходивших из своих деревень на заработки (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие).