Лирические внеобрядовые песни (историческое развитие и проблемы классификации).

Лирика — поэтический род устного художественного творче­ства. В народной лирике слово и мелодия (пение) нераздельны.

Главное назначение лирических песен — раскрывать мироощу­щение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Большинство исследователей склоняется к мысли, что лири­ческие песни возникли в недрах обряда, отделившись от песен заклинательных и величальных, от причитаний.

Лирические песни— народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда.

Лирические внеобрядовые песни – это песни, которые исполняются независимо от обрядов или календаря, в любое время и в разных конкретных жизненных обстоятельствах. В народе про эти песни говорят, что они поются “лишь бы когда”, “когда доведется”, “когда заблагорассудится”, “хоть бы где”, “где можно” и пр. Поют их во время отдыха и на работе, дома и в поле, “в миру” и с глазу на глаз.

Внеобрядовые песни – это песни о личных чувствах и переживаниях человека, об его отношении к окружающей действительности. В этих песнях выявляются лучшие черты национального характера белорусов: смелость, отвага, правдивость, трудолюбие, гостеприимство, гуманизм, чуткость, скромность, стремление к свободе и ненависть к угнетателям.

Историческое развитие. Тесная связь лирических песен с жизнью народа обусловила их историческое развитие. Поэт середины XIX в. Аполлон Гри­горьев, большой знаток народного пения, писал: "Наша песня не сдана в архив: она доселе живет в народе, творится по ста­рым законам его самобытного творчества, новое чувство, новое содержание укладывается иногда в готовые, обычные, старые формы, старое не умирает, оно живет и продолжается в новом, иногда остается совершенно нетронутым, иногда разрастается, иногда, пожалуй, искажается, но во всяком случае живет».

В песенном репертуаре народа образовались различные слои (по времени происхождения, способу создания, среде бытова­ния). Во многом они отличаются по содержанию и поэтике. Самой ценной в художественном отношении и самой обшир­ной была традиционная крестьянская лирика, тесно связанная с феодальным бытом. С развитием промышленности в среде ра­ботных людей появились рабочие песни — менее высокого по­этического уровня. Рост городов, а вместе с ними "низового" городского населения обусловил появление городских песен — так называемых "жестоких романсов", которые зачастую удов­летворяли непритязательному художественному вкусу. С конца XVIII в. благодаря развитию книжной лирики в репертуаре на­рода появились песни литературного происхождения.
Профессиональная поэзия и музыка сделались ценным источ­ником обогащения устного песенного репертуара. Проблема фольклоризации книжной лирики требует изучения того, каким образом стихотворения поэтов творчески усваивались народом и какой была дальнейшая жизнь таких песен в фольклоре.

Одним из основных путей проникновения литературы в народ­ный песенный репертуар были рукописные и особенно печат­ные песенники. Очень много произведений переходило в фольк­лор через массовые лубочные (дешевые и примитивные) издания. Для народа не имело зна­чения имя автора, важен был сам текст: усваивались произведе­ния как крупных, так и никому не известных поэтов.

Необходимость классификации народных песен возникла как практическая задача перед составителями первых сборников. Песенные издания XVIII-XX вв. отразили сложный путь иска­ний в этой области.

Вопрос о классификации народных песен непростой по ряду причин. Устная форма бытования и следы древнего синкретиз­ма привели к тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного типа: лироэпических, лирико-драматических и лирико-хореографических. Б. М. и Ю. М. Соколо­вы в предисловии к своему сборнику писали: "Размещение пе­сен по отделам, как известно, вообще представляет большую трудность. С нею сталкивалось большинство составителей сбор­ников народных песен. Причина тому, между прочим, лежит в изменчивости назначения песни в народном обиходе. Песня эпи­ческая иногда переходит в обрядовую, обрядовая в хороводную, лирическая в игровую и обратно и т. п.". Сложность классифи­кации связана с двоякой природой песни как словесно-музы­кального произведения.

По характеру напева музыковеды раз­деляют песни

· протяжные

· скорые

Однако для фольклорис­та-филолога такое деление схематично; кроме того, один текст иногда имел разные мелодии, а на одну мелодию могли петься разные тексты.

Согласно другой классификации песни, по вы­раженному в них настроению, подразделялись на:

o Трагические

o Оптимистические

o Юмористические

o Сатирические

Эта класси­фикация также представляется слишком обобщенной.

Песни не могут быть классифицированы и по сюжетам (как эпические произведения), ибо сюжет в них не развит. В песнях присут­ствуют традиционные сюжетные ситуации, но по своему смыс­лу они подчинены лирическому началу.


В современной филологической фольклористике проблема классификации народной лирики знает два основных подхода.

Лирические внеобрядовые песни (историческое развитие и проблемы классификации). - student2.ru

По тематическому принципу народную внеобрядовую лири­ку подразделяют на:

Лирические внеобрядовые песни (историческое развитие и проблемы классификации). - student2.ru песни бытовые (любовные, семейные, шу­точные),

Лирические внеобрядовые песни (историческое развитие и проблемы классификации). - student2.ru песни социального содержания (разбойничьи, солдат-ские)

Лирические внеобрядовые песни (историческое развитие и проблемы классификации). - student2.ru песни крестьянских отходников — людей, временно уходивших из своих деревень на заработки (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие).

Наши рекомендации