Я стадия.Кроманьонец (современный человек).

Появляется примерно 100 тыс. лет назад, сосуществует с
неандертальцем.Объем мозга 1500 см3, 17 миллиардов нервных клеток.
Небольшой рост, небольшая мышечная масса. Оформился
подбородок, что позволяет осуществлять членораздельную артикуляцию. Развивается звуковысотный слух, в мозге появляются речевые центры.

Язык кроманьонца был моновокалическим, использовался
один гласный звук. Слоги различались согласными, появились
односложные слова. Моновокалические слоги различались тоном, тон использовался для смыслоразличения.

Примерно 30-50 тыс. лет назад появляется членораздельный устный язык в его современном понимании.

В 8-6 тыс. до н. э. появляется пиктография — рисуночное
письмо (ряд рисунков передает связный рассказ), 6 тыс. лет назад появляется первая письменность — шумерское клинописное письмо, 5 тыс. лет назад — китайское иероглифическоеписьмо, 4-3 тыс. лет назад появляется фонетическое письмо —сначала слоговое (Индия, Персия, Эфиопия), затем, в начале1-го тысячелетия до нашей эры — буквенное (Египет, финикийцы, греки).

3. Становление языковой системы в филогенезе

Исследователи установили, что высшие приматы и ребенокв возрасте до2 лет имеют очень много общего в поведении и средствах
коммуникации:

· оперируют категориями субъект иобъект,место,направление,экзистенциальность,принадлежность;

· общие формы первичной коммуникации
(волевые сигналы, слова-предложения, двусоставные категориальные бинарные предложения).

Гипотезы о последовательности формирования различных участков языковой системы по наблюдениям за последовательностью
формирования системы родного языка у новорожденного ребенка.

1.Сначала возникают эмоции-команды, сигналы благополучного или неблагополучного состояния. Так, у ребенка с0 до 8 месяцев выделяются 5 типов сигналов: призыв к общению с матерью, сигнал дискомфорта, сигнал благополучного
пребывания во сне, сигнал о нормальном кормлении, сигнал о благополучном пребывании на руках у матери.

2.С 1 г. 9 мес. появляются многословные несинтаксированные высказывания из 3-4 слов и резко и быстро начинает расти словарный запас — 80, 100, 200 слов (лексический взрыв).Начинают появляться образования по аналогии.

3.Грамматическое оформление высказывания осваивается
к 5, иногда—к 7 годам. Формирование системы частей речи в языковом сознанииребенка выглядит следующим образом:

существительные — появляются раньше всех; после усвоения примерно 100 существительных ребенок начинает образовывать их по аналогии;

глаголы — появляются после предметного словаря, долгое
время опускаются. После освоения 50 глаголов появляются
первые глагольные категории;

прилагательные — появляются поздно, после существительных; долго ставятся после существительных — козлик маленький; после освоения примерно 30 прилагательных появляются их грамматические формы;

местоимения — появляются в числе первых и с самого
начала употребляются правильно;

отдельные наречия — появляются рано, в числе первых
слов (наречия места, времени и температуры);

служебные слова — появляются после всех знаменательных частей речи, первыми появляются предлоги.

Имеющиеся данные позволяютгипотетически представить облик древнейшего языка.

1) Сначала появляются согласные с вокалическим призвуком, фонема включает в себя целый слог, структурно неделимый. Позднее появляются гласные.

2)В этом языке существовали слоги трех типов: типа ТА,
типа А, типа S-S-S, L-L-L, М-М-М (с фрикативным или сонорным согласным). Эти слоги комбинировались в речи. Смыслоразличительную роль играли место артикуляции звука и его
высота, затем носовой призвук.

3)Первыми возникшими согласными были сонорные в противопоставлении шумным, затем к ним присоединились фрикативные, а потом возникло противопоставление глухие —звонкие.

4)Первые лексемы представляли собойимена
предметов и личные местоимения, а также некоторые наречия.
Позднее появляются глаголы и другие части речи, служебные
слова и, наконец, в некоторых языках —- морфемы, формально
закрепляющие те или иные лексические и синтаксические значения. Состав морфем постепенно увеличивается, а их функции усложняются.

5) В пополнении словарного запаса, появлении новых слов
большую роль играла аналогия.

6)Развитие синтаксиса шло от обозначения эмоций-команд
и эмоций-состояний к предложениям-требованиям и констатациям наличия предмета.

7)Все предложения первоначально были простыми, а связи
между словами формально не выражались. Это наглядно прослеживается и на примерах из детской речи (мама книжка читать), и из речи больных афазиями (Саша пить молоко, я
жить город) Развитие сложного предложения связано с появлениемписьменности и особенно книгопечатания. Сложные предложения сформировались в языке в новый период.

8)Основу первобытного общества составляло племя —
группа людей, связанных кровным родством. Мужчины и
женщины выполняли разные работы — мужчины занимались
охотой и рыболовством, женщины — собиранием плодов и кореньев. Это обусловило важную роль гендлерлектов в первобытном языке — языки мужчин и женщин обладали существенными различиями.

9) Характерна быстрая обновляемость словаря. У ряда современных народов,ведущих родоплеменной образ жизни, это сохранилось до сих
пор: в 20-х гг. исследователь языка эскимосов описал их язык,
а когда через несколько лет вернулся, застал многочисленные изменения (даже игла была переименована).

10)Наблюдаласьбольшая территориальная дробность языков.
Миклухо-Маклай в Новой Гвинее второй половины 19-го века
описал ситуацию, когда он посещал одну за другой соседние
деревни, и ему понадобилось несколько переводчиков, которые переводили друг другу. Эту особенность древнейшегоязыка обозначают термином «первичная языковая непрерывность»— каждый язык похож на соседний.

Новый период

Язык письменного периода также претерпел существенные изменения на пути к своему современному состоянию. Каждый язык имеет свою судьбу, но многие изменения былиобщими для большинства языков, функционировавших в сходных общественных условиях.

Врабовладельческийпериод развития общества в большинстве культур возникаютпонятия языковой нормы и языкового стиля, возникает понятие правильной и неправильной речи, хорошей речи, возникают многочисленные синонимы, которые обеспечивают выбор выразительных средств.

В период феодализма появляются кастовые языки, обслуживающие отдельные социальные слои. В Индонезии доXV века знать говорила на санскрите, а крестьяне на малайских наречиях, в Ирландии крестьяне использовали кельтский
язык, а знать — английский. В Англии в период французскоговладычества народ говорил по-английски, а знать — по-французски ит. д. Однако постепенно кастовые языки исчезают, и к концу феодального периода побеждают народные языки. Появляются литературно-письменные языки, формируетсякнижная подсистемы языка.

В период развивающегося капитализма происходит формирование нацийи национальных языков. Происходитчеткая дифференциация языковых стилей. Широкое развитиеполучают социальные диалекты и жаргоны при ослаблениивлияния территориальных-диалектов. В многонациональных государствах возникают языки межнационального общения.

Наши рекомендации