Методическая разработка для преподавателя № 6. Россия в XIX веке
Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4, в результате чего студент должен:
знать:
- причины и основные события Отечественной войны 1812 г.;
- причины, ход и значение выступления декабристов;
- об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России в XIX в.;
уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;
- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;
- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;
- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.
владеть:
- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, способностью к самосовершенствованию;
- анализом значимых политических событий и тенденций, способностью к овладению основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;
- анализом экономических проблем и общественных процессов.
План изучения темы
1. Политика «просвещенного абсолютизма» при Александре I.
2. Отечественная война 1812 года. Изменение международного положения России.
3. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом.
4. Политическая реакция и реформы при Николае I.
5. Реформы 1860-70-х годов: причины, цель, характер, итоги. Личность и историческая роль Александра II.
6. Александр III и политика свертывания либеральных реформ. Переход к реакционной внутренней политике. Контрреформы 1880-90-х годов.
7. Общественное движение в России в XIX веке: консерватизм, либерализм, радикализм, народничество, социал-демократия.
Основная литература
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.
Устинова И. А. Русское государство и православная церковь в X — начале XX в. Учебное пособие. — М.; СПб., 2012.
Фортунатов В.В. История. СПб., 2012
Интернет-ресурсы
http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;
http://www.histerl.ru – История России;
http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова;
http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;
http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;
http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.
Методическая разработка для студента № 6. Россия в XIX веке
Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4, в результате чего студент должен:
знать:
- причины и основные события Отечественной войны 1812 г.;
- причины, ход и значение выступления декабристов;
- об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже веков;
уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;
- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;
- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;
- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.
владеть:
- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, способностью к самосовершенствованию;
- анализом значимых политических событий и тенденций, способностью к овладению основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;
- анализом экономических проблем и общественных процессов.
Термины:министерство, Государственный совет, цензура, аракчеевщина, теория официальной народности, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое течение, барщина, оброк, крепостные крестьяне, военные поселения, промышленный переворот, фабрика, индустриализация, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, отрезки, земства, присяжные заседатели, контрреформы, декабристы, западники, славянофилы, петрашевцы, народники, «хождение в народ», анархисты, газават, имамат, империализм, передвижники.
Персоналии:Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, С.С. Уваров, М.Т. Лорис-Меликов, В.И. Ульянов-Ленин, П.С. Нахимов, Николай I, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Александр II, Александр III, Николай II, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев.
Задание на дом
Вопросы для самоподготовки | Основная литература | Вопросы для самоконтроля |
1. Политика «просвещенного абсолютизма» при Александре I. Деятельность М.М. Сперанского. 2. Отечественная война 1812 года. Изменение международного положения России. 3. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом. 4. Политическая реакция и реформы при Николае I. 5. Реформы 1860-70-х годов: причины, цель, характер, итоги. Личность и историческая роль Александра II. 6. Александр III и политика свертывания либеральных реформ. Переход к реакционной внутренней политике. Контрреформы 1880-90-х годов. 7. Общественное движение в России во второй половине XIX века: консерватизм, либерализм, радикализм, народничество, социал-демократия. | Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012; Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009; Фортунатов В.В. История. СПб., 2012. | 1. Охарактеризуйте политическое устройство России в XIX веке. 2. В чем проявилась ограниченность либеральных намерений Александра I? Как это отразилось на решении крестьянского вопроса и политических реформах? 3. Каковы были причины и последствия выступления декабристов? 4. Какая из предложенных программ декабристов обновления социально-политического строя России больше отвечала реальным возможностям страны? 5. Имело ли восстание декабристов в Санкт-Петербурге историческую перспективу? 6. Что такое «теория официальной народности»? Кто ее автор? В чем ее суть? 7. Почему во второй половине XIX даже назрела необходимость реформ в стране? 8. Как изменилось экономическое, социальное и политическое положение крестьянства и дворянства после проведения реформы? 9. Охарактеризуйте земскую, городскую, судебную, военную, финансовую реформы, реформы школы и печати. 10. Чем объяснимы незавершенность и ограниченность реформ? 11. Чем были вызвали контрреформы Александра III ? |