Методическая разработка для преподавателя № 6. Россия в XIX веке

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4, в результате чего студент должен:

знать:

- причины и основные события Отечественной войны 1812 г.;

- причины, ход и значение выступления декабристов;

- об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России в XIX в.;

уметь:

- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- Критически анализировать источник исторической информации;

- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;

- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;

- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.

владеть:

- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, способностью к самосовершенствованию;

- анализом значимых политических событий и тенденций, способностью к овладению основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;

- анализом экономических проблем и общественных процессов.

План изучения темы

1. Политика «просвещенного абсолютизма» при Александре I.

2. Отечественная война 1812 года. Изменение международного положения России.

3. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом.

4. Политическая реакция и реформы при Николае I.

5. Реформы 1860-70-х годов: причины, цель, характер, итоги. Личность и историческая роль Александра II.

6. Александр III и политика свертывания либеральных реформ. Переход к реакционной внутренней политике. Контрреформы 1880-90-х годов.

7. Общественное движение в России в XIX веке: консерватизм, либерализм, радикализм, народничество, социал-демократия.

Основная литература

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.

Устинова И. А. Русское государство и православная церковь в X — начале XX в. Учебное пособие. — М.; СПб., 2012.

Фортунатов В.В. История. СПб., 2012

Интернет-ресурсы

http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;

http://www.histerl.ru – История России;

http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова;

http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;

http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;

http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.

Методическая разработка для студента № 6. Россия в XIX веке

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4, в результате чего студент должен:

знать:

- причины и основные события Отечественной войны 1812 г.;

- причины, ход и значение выступления декабристов;

- об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже веков;

уметь:

- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- Критически анализировать источник исторической информации;

- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;

- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;

- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.

владеть:

- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, способностью к самосовершенствованию;

- анализом значимых политических событий и тенденций, способностью к овладению основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;

- анализом экономических проблем и общественных процессов.

Термины:министерство, Государственный совет, цензура, аракчеевщина, теория официальной народности, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое течение, барщина, оброк, крепостные крестьяне, военные поселения, промышленный переворот, фабрика, индустриализация, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, отрезки, земства, присяжные заседатели, контрреформы, декабристы, западники, славянофилы, петрашевцы, народники, «хождение в народ», анархисты, газават, имамат, империализм, передвижники.

Персоналии:Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, С.С. Уваров, М.Т. Лорис-Меликов, В.И. Ульянов-Ленин, П.С. Нахимов, Николай I, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Александр II, Александр III, Николай II, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев.

Задание на дом

Вопросы для самоподготовки Основная литература Вопросы для самоконтроля
1. Политика «просвещенного абсолютизма» при Александре I. Деятельность М.М. Сперанского. 2. Отечественная война 1812 года. Изменение международного положения России. 3. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом. 4. Политическая реакция и реформы при Николае I. 5. Реформы 1860-70-х годов: причины, цель, характер, итоги. Личность и историческая роль Александра II. 6. Александр III и политика свертывания либеральных реформ. Переход к реакционной внутренней политике. Контрреформы 1880-90-х годов. 7. Общественное движение в России во второй половине XIX века: консерватизм, либерализм, радикализм, народничество, социал-демократия. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012; Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009; Фортунатов В.В. История. СПб., 2012. 1. Охарактеризуйте политическое устройство России в XIX веке. 2. В чем проявилась ограниченность либеральных намерений Александра I? Как это отразилось на решении крестьянского вопроса и политических реформах? 3. Каковы были причины и последствия выступления декабристов? 4. Какая из предложенных программ декабристов обновления социально-политического строя России больше отвечала реальным возможностям страны? 5. Имело ли восстание декабристов в Санкт-Петербурге историческую перспективу? 6. Что такое «теория официальной народности»? Кто ее автор? В чем ее суть? 7. Почему во второй половине XIX даже назрела необходимость реформ в стране? 8. Как изменилось экономическое, социальное и политическое положение крестьянства и дворянства после проведения реформы? 9. Охарактеризуйте земскую, городскую, судебную, военную, финансовую реформы, реформы школы и печати. 10. Чем объяснимы незавершенность и ограниченность реформ? 11. Чем были вызвали контрреформы Александра III ?

Наши рекомендации