Задачи курса: история россии
Развитие знаний, умений и навыков личности:
1. понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;
2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;
3. знание места человека в историческом процессе, в политической организации общества;
4. воспитание нравственности, морали, толерантности;
5. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
6. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
7. способность работы с разноплановыми источниками и к эффективному поиску информации и критике источников;
8. навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;
9. умение логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;
10. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию.
Знать:
1. основные направления, проблемы, теории и методы истории;
2. движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
3. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
4. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древних времен до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
5. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
6. базовые ценности мировой культуры и опираться на них в своем личном и общекультурном развитии;
7. основные законы развития природы, общества и мышления;
8. социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Уметь:
1. логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;
2. работать с разноплановыми источниками;
3. осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
4. получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
5. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
6. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, логически верно и ясно строить свою устную и письменную речь;
7. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
8. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
9. анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
10. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
11. понимать, анализировать и оценивать движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
12. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
13. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
14. вести здоровый образ жизни и придерживаться основных этических ценностей;
15. критически оценивать личные достоинства и недостатки.
Место государства в обществе
(предпосылки для образования государства)
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).
Вывод: К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.
Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция).
1. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.
2. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.
3. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.
4. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.
Исторические источники
Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события