Исторические особенности развития России.
Непрерывное территориальное расширение предопределило целый ряд исторических особенностей развития России.
1. Новые источники финансирования, увеличение материальных и людских ресурсов, дополнительную экономическую выгоду.
2.Постоянный экономический рост обеспечивался за счет количественных факторов,что способствовало закреплению экстенсивного типа развития.
3. Не способствовали эффективному, выгодному хозяйствованию исключительно большие расстояния, труднодоступностьмногих населенных пунктов (дороговизна транспорта, плохие дороги, слабое развитие торговли и связи).
4. Своеобразие природно-климатических условийи связанной с этим спецификой сельскохозяйственного производства.
5. При большом земельном просторе на территории, составлявшей историческое ядро русского государства, было чрезвычайно мало хороших пахотных земель. Преобладающим типом почв в России были пахотные подзолистые, глинистые, болотистые или песчаные, скудно обеспеченные естественными питательными веществами.
6. Короткий цикл сельскохозяйственных работ. Он занимал всего 125—130 рабочих дней (примерно с апреля по сентябрь). Средняя урожайность в России была низкой, а затраты крестьянского труда исключительно высокими.
7. Крайне слабая база животноводства.Заготовка кормов для скота становилась каждый год для крестьянина большой проблемой. Срок заготовки кормов был крайне ограничен (всего 20—30 суток).
8. Не стимулировала развитие сельскохозяйственного производства и внешняя торговля. Россия стояла далеко от великих торговых путей и до середины XIX в. не могла сбывать зерно за границу.
9. География России не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это обстоятельство способствовало сохранению архаичных традиции общинной организации деревенской жизни.
10.В отличие от Европы, община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне все чаще расстаются с хуторской системой расселения(она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и села. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, ее демократизм и уравнительные тенденции.
11. Община выработала целый комплекс мер для помощи обедневшим, разорившимся крестьянам. Пахотная земля разбивалась общиной на участки по качеству почвы и удаленности от деревни. Периодически, по мере изменения ситуации, внутри соседской общины происходили переделы земли в целях достижения внутриобщинной «социальной справедливости».
12. Наряду с производственными функциями община решала целый ряд социальных проблем крестьянства (сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и др.).
13. Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г.
14. Тысячелетнее существование в России общины, ее главенствующая роль в жизни русского населения являлись фактором, кардинально отличающим весь уклад жизни россиян от западной традиции.
15. Высокозатратное, трудоемкое земледелие ставило сельское население перед необходимостью включения в работу практически всей семьи. Свободных рабочих рук не было, следовательно, была характерна узость рынка наемной рабочей силы.
16. Бедность общества предопределяла и малочисленность слоя людей, живущих за счет так называемых «слуг общества» — ученых, педагогов, художников, актеров и пр.
17. А отсюда и поздний генезис светской культуры в России.
18. Церковьздесь гораздо дольше, чем в Западной Европе,
осуществляла культурные и идеологические функции.
19. Первые университеты в Европе появились в XII—
XIII вв., а в России — в XVIII в
20.А это замедляло процесс становления промышленного производства, роста городов.
Цель курса: История России
1. формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;
2. сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;
3. введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.