Социальные функции истории как науки
1. Познавательная- познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания,
2. Интеллектуально-развивающая - теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.
3. Практически-политическая- помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера, знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
4. Мировоззренческая - в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения.
5. Воспитательная функция - воспитывает у народа нравственные качества, помогает разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей.
Предмет изучения истории России
Предметом изучения являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, то есть общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур.
В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в событиях и фактах, экономической политике.
Принципы исторического исследования
1. Принцип объективностиобязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта.
2. Принцип историзма— где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития.
3. Принцип социального подхода - проявление определенных социальных и классовых интересов, отношений и традиций в политической борьбе, в экономической области.
4. Принцип всесторонностиизучения истории - подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и потребность учитывать все стороны и взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.
Методы исторической науки
1. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
2. Логический методрассматривает исследуемые и изучаемые явления на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
3. Оба метода дополняют друг друга, так как исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые историк пользуется логическим методом с тем, чтобы сделать вывод и обобщение.
Подходы к проведению исторического исследования
Формационный подход
исходит из марксистской трактовки исторического процесса как смены общественно-экономических формаций. В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Марксизм выделяет следующие основные формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. «Буржуазные производственные отношения, — писал Маркс, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства...»
Цивилизационный подход
Его распространение связано с повсеместной критикой марксизма-ленинизма. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура», основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.
Определяют четыре главных цивилизации: китайскую, индийскую, мусульманскую и западную, которые возникли вокруг религий: конфуцианства, индуизма, магометанства и христианства.