Ведические мифы о пленных водах
Новые объяснения ведических текстов стали возможны лишь за последние 30—40 лет, тогда как комментаторы, жившие в прежние давние времена, такие, как Яска или Саяна, не могли еще ничего знать о циркумполярных или полярных областях, где могли жить древние
арьи...
Так, Яска указывает на три или четыре школы разъяснений текстов, и каждая из них по-разному объясняет образы и типы ведических богов. Некоторые склоняют своих последователей к мысли, что многие боги были некогда историческими лицами, обожествленными за свои сверхъестественные подвиги и дела. Другие теологи делят богов на "Карма девата" — тех: кто достиг небесного ранга своими высокими усилиями, и "Аджана девата", т.е, рожденных от божеств. Этимологи, последователи школы Нирукты, считают, что ведическис боги были обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари или молнии, рассекающей грозовые тучи (1)...
(1)Далее в тексте Тилак называет эти гипотезы "теорией зари" и "теорией грозы".
Помимо существующих теоретических разъяснений феноменов зари, гроз и наступления весны, была предложена д-ром Айянгаром из Бангалора гипотеза разъяснения мифов, исходя из их соотнесения со звездами Орион и Альдебаран. Это в отличие от других предположений может быть названо астральной теорией... Но надо сказать, что, несмотря на все эти теории, многие описания и очень содержательные легенды ведических текстов остаются необъяснимыми... Ряд из их числа
может быть удовлетворительно разъяснен только в свете арктической теории (2) ...
(2)Далее на девяти страницах поясняется суть дискуссий с приверженцами разных школ.
Известно, что четыре основных момента были успешными достижениями (Индры в борьбе с Вритрой): освобождение вод, освобождение коров, восстановление зари и появление солнца. "Теория гроз" объясняет два первых момента, а "теория зари" — два последних.
Из этих двух теорий древние последователи школы Нирукта придерживались той, которая связана лишь с освобождением вод и была ближе к восприятию Индры лишь как бога-громовника... Этот же взгляд приняли и ученые Запада, он и сейчас доминирует в науке. Но он
настолько неадекватен Ведам, что при зарождении теории, которая сможет объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных моментов легенд, все без колебаний откажутся от "теории грозы" в пользу новой. По моему мнению, ошибочно полагать, что битва между Индрой и Вритрой изначально отражала конфликт между богом-громовником и дождевыми тучами. На деле это была борьба между силами света и мрака, следы чего обнаруживаются и в "Айтарейя
Брахмане" — там лишь Индра, один из всех богов, описывается как взявший на себя долг изгнания асуров из мрака ночи. О том, что Индра — бог света, говорится и во многих строках Ригведы: он нашел
свет (III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16,4), создал зарю и солнце (II, 17, 4; II, 21, 4; III, 31,15), озарил мрак зарей и солнцем (I, 62, 5).Это он заставил солнце светить (VIII, 3, 6).
и взойти на небо (I, 7, 3), т.е, продолжил путь солнцу (X, III, 3), нашел солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5; III, 39,5)... При таких условиях необходимо понять и объяснять и природу и суть тех вод, которые описаны в Ведах... Слово "апа" обозначает воды вообще, и они встречаются в Ригведе много раз, обозначая небесные или эфирные воды: они следуют по пути богов и являются вблизи солнца, а оно — вместе с ними (I, 23, 17—18), а в (VII, 49, 2) мы читаем, что есть воды небесные и текущие по земным руслам, то есть четко указывается на разницу между ними...
Образ, суть и движение небесных вод были неправильно понимаемы, и именно поэтому ученые были не в состоянии связать факт освобождения вод с появлением зари в легенде о Вритре. Кажется, что под ним понимали только дождевые воды, но это ошибка... В
"Шатапатха Брахмане" (XI, 1, 6, 1), в "Айтарейя Упанишаде (I.1) и в Законах Ману" (I, 9) — всюду говорится, что мир был создан из паров воды... Ведические барды считали, что все пространство над собой и вокруг заполнено этими небесными парами, о которых сказано,
что они сверстники мира...
В Ригведе говорится о двух океанах — о светлом (V, 45, 10) и об исполнении мрака (II, 23, 18)... их также именуют и двумя мирами — ближним и дальним. Дальний противопоставляется небу (VIII, 8, 14), и говорится, что солнце (Савитри) там было погружено в сон. О солнце сказано, что оно появляется из этого дальнего мира и до своего восхода приходит сквозь мрак...
Нельзя понять истинный смысл легенды о Вритре без осмысления сути и важности тех представлений о движении воздушных вод, которые были свойственны предкам индоарийцев... Именно эти воды способствовали
движению небесных тел... И если воды прекратят движение, то последствия будут тяжелы — солнце, луна и звезды не смогут взойти, и мир погрузится во тьму.Теперь мы можем понять суть преступных действий Вритры, остановившего ток этих вод. В своем скрытом убежище на дне нижнего мира он задержал воды, прекратив их течение в верхний мир,
и победа Индры означала их освобождение из когтей Вритры и придание им возможности снова двигаться вверх. Победе Индры приписывается четырехфазный характер: освобожденные воды принесли с собой зарю, солнце, луну и коров-дни и утренние лучи... Вритра, протянувший свое тело через горы, перекрыл все проходы для
вод и солнца, а убивший его Индра открыл их... Эти горы понимались как преграда между верхней и нижней половинами небесного свода, между светлым и темным океанами — здесь Индра встретил Шамбару, и здесь была та скала Валы, в которую этот демон заключил коров, и которую взорвали Ангирасы (IV, 3, II; I, 71, 2)...
Во многих гимнах Ригведы говорится о том, что зори и солнце появились одновременно с током освобожденных вод... и эта одновременность четырех (вышеупомянутых) результатов точнее всего поясняет суть побед Индры над Вритрой. Космический смысл циркуляции вод описывается в индоиранской мифологии.
Д-р Уоррен в своей книге "Найденный рай..." пишет, что в произведениях Гомера говорится о том же — |поэт описывает возврат солнца из океана или же погружение в него и последующий из него же восход. И все реки, моря, источники и колодцы описываются как порождение глубокого океана, окружающего землю. И Гелиос-солнце плывет по воде на золотой лодке...
Надо подчеркнуть, что и в Ригведе утренние созвездия — Ашвины спасают людей при помощи лодок (I, 116, 3; I, 182, 6). О них говорится, что они имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может двигаться и
по небу и по воде (I, 30, 18; I, 46, 7)...
Принимая утверждение о космической циркуляции вод и одновременно с ними освобождения вод и зорь, спросим — как с этим согласуется арктическая теория и суть легенды о Вритре?...
Поразмыслив, можно увидеть, что все моменты этой легенды нельзя сочетать лишь с ежедневным появлением и уходом солнца. В Ригведе (X, 62, 2) сказано, что Ангирасы, помогавшие Индре в битве за коров, победили Валу в конце года, т.е, битва была ежегодной, а не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра убил водного демона Арбуду льдом, а не своем громовой ваджрой, как это ему свойственно, а это значит, что конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега, что подтверждается и в Авесте, где солнце и воды
прекращают зимой свой ход. В Ригведе крепости Вритры называют "осенними", а значит борьба началась осенью и шла всю зиму. Мы видим также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах битвы речь идет и в Авесте). Все эти указания могут быть правильно поняты только по арктической теории...
Некоторые переводят строку из гимна Ригведы (II, 12, 11) как "сороковая осень", в которую Индра нашел Шамбару, т.е, битва, значит, происходила лишь один раз в сорок лет, но это противоречит указанию, что Вала был убит в конце года (X, 62, 2)...
В указанном гимне применен местный падеж числительного "сороковая" (в женском роде), как мы и теперь говорим "в такой-то день (недели, месяца, сезона)". Следует переводить это в гимне как "в сороковой день осени"
... Это число тут обозначает 7 месяцев и 10 дней, т.е. 220-й день после весеннего Нового Года в марте (как его отмечали в древности). Значит, битва Индры с Шамбарой — конфликт между светом и мраком — началась на 10-й день 8-го месяца года (т.е. 10 октября по римскому календарю)... Эти строфы дают точную дату начала борьбы Индры с Вритрой. И если правильно это понимать, то исключаются всякие бесполезные подсчеты при переводах текста. Мы видим в гимнах, что Адити представила богам семерых своих сыновней Адитьев — богов солнца, но отбросила восьмого Мартанда как недоразвитого, т.е.
говорится, по сути дела, что он умер вскоре после рождения — а это значит, что в начале восьмого месяца солнце ушло за горизонт. Это и был 10-й день 8-го месяца года (1).
(1)Тилак не говорит здесь о дате начала весны в этом исчислении, а
указывает просто март. Если принять за начало отсчета конец марта,
то 8-м месяцем будет ноябрь — месяц сокращения длительности вечного дня с семи часов до одного часа на широте Мурманска.
Таким образом, легенда об Адитьи и дата начала борьбы Индры с Шамбарой взаимно соответственны, а принятые в науке переводы указанной строфы гимна (II, 12, 11) лишены смысла...
Глава Х