ГЛАВА 9. ИССЫК-КУЛЬ — ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНИХ СОКРОВИЩ

Шквал информации о золотых кладах, ко­торый обрушился на меня по телефону, вызывал сомнения. Я решил проверить научным путем, что говорит об этом история, а не какие-то авантюристы, искатели приключений. На память пришли фамилии знакомых, связанных с исторической наукой. Я позвонил одному из них, он мне дал рекомендацию: Олег Камин­ский, специалист по Востоку, историк.

И вот я сижу лицом к лицу с Олегом, пью кофе у него в гостях. Олег пригласил меня в свой кабинет. Огромная библиотека по истории на разных языках мира. И большинство книг

— по Средней Азии. Я рассказал Олегу всю правду, мне терять было нечего. Неожиданно для меня он отнесся к моему рассказу серьезно.

— Я посвятил всю жизнь изучению исто­рии Великого шелкового пути, — начал Олег.

— Сколько тайн человечества хранит он! Я участвовал во многих экспедициях, целью ко­торых было изучение этого древнего моста меж­ду Востоком и Западом. Многие участки этого пути я прошел пешком. На востоке отправным пунктом Великого шелкового пути был город Сиань. Далеко-далеко на запад уходили доро­ги... до самого Рима. Семь тысяч километров от Сианя до Рима — огромное расстояние по­крывали караваны верблюдов. Главным товаром, который везли караваны, был шелк. Изготов­ление его китайские мастера держали в стро­жайшей тайне. Секрет производства шелка хра­нился многие тысячелетия. Да, это была великая тайна. Она создавала основу торговли между Востоком и Западом в средние века. Кыргыз­стан занимал особое место на этом пути. Через него проходили три ветки Великого шелкового пути. Поэтому вокруг озера Иссык-Куль в седьмом веке бурно развивались и богатели многочисленные поселения. А озеро многие ве­ка у местного населения считалось загадочным. Из поколения в поколение передавались пре­дания и легенды о золотых кладах на дне Ис­сык-Куля и вокруг Иссык-Куля. Я не знаю другого места на земле, где бытовало бы больше историй и легенд о кладах.

Я слушал Олега, стараясь не пропустить ни слова.

— Начало было положено в тринадцатом веке, — продолжал он. — На Среднюю Азию обрушиваются орды Чингисхана. Беспощадные завоеватели огнем и мечом все уничтожают на своем пути. Захват покоренных земель сопро­вождается грабежом. Племена, жившие на Ис­сык- Куле, пытаются спасти свои богатства и прячут их под землей или под водой. Так воз­никли клады. Среди кладов Иссык-Куля есть особенные, которые связаны с очень известны­ми историческими личностями, как, например, клад Ивана Грозного, клад Ордена тамплиеров. Но один из самых известных — это клад само­го Чингисхана.

Олег замолчал и достал с полки толстый том. Открыв его, он сказал:

— Вот, смотри, карта Великого шелкового пути. А это — озеро Иссык-Куль.

Загадочно и маняще выглядела эта карта. Отблесками далекой истории искрилась она. Я не мог оторвать глаз. Голос Олега вывел ме­ня из задумчивости.

— Многие поколения кладоискателей меч­тали найти сокровища Чингисхана и его могилу. Но до сих пор эта тайна не раскрыта. Вклады­ваются очень большие средства, используется самая современная техника, даже космическая. Археологи ищут клад и могилу Чингисхана в пустынях Монголии. Ищут днем и ночью мно­гие годы, не теряя надежды. Но результата до сих пор нет. Они на ложном пути, считают многие кыргызские специалисты по этому во­просу. Не там ищут, надо искать на Иссык-Куле. Согласно их версии, сыновья Чингисхана дважды похоронили его: в 1227 году, в Ордосе они имитировали похороны, а фактически тайно отправили тело Чингисхана и огромные, несмет­ные сокровища, награбленные им во время по­ходов, на Иссык-Куль.

— Почему на Иссык-Куль? — спросил я.

— А потому что своим они не доверяли. Они боялись, что могила будет разграблена.

— А дальше что было?

— А дальше — это уже говорит не наука, а предание. Сын Чингисхана Чагатай, который был правителем тех мест, опустил гроб с телом усопшего в бездну озера, и вместе с ним под воду ушли золото и драгоценности. Чагатай казнил всех, кто был свидетелем этого погребе­ния, отрубив им головы, которые сложил на берегу Иссык-Куля в виде кургана.

Олег так вдохновенно рассказывал об этом, что я словно перенесся в ту далекую эпоху. Мне даже показалось, что я сам присутствую на этом погребении. «Великий Иссык-Куль! — подумал я. — Какие тайны он хранит!»

Потрясенный услышанным, я вспоминал то, что говорили о кладах мои телефонные знако­мые. Неужели это исторически обоснованно? Похоже, что клады существуют.

Я посмотрел на часы: был уже первый час ночи. Мы договорились с Олегом встретиться еще раз, чтобы продолжить беседу.

Наши рекомендации