К теме «Культура Древней Месопотамии»

Возникновение и развитие письменности Древней Месопотамии.

Особенности религии древней Месопотамии.

Эпос о Гильгамеше.

Храмы (зиккураты): структура и функции.

Календарь.

Система счета.

Система образования.

Список литературы

1. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. Т.1. (Библиотека всемирной литературы).

2. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше. М.-Л. 1959.

3. Канева И.Т. Шумерский героический эпос // Вестник древней истории. 1964. №3-4.

4. Ранние формы искусства. М., 1972.

5. Тайны древних письмен. Проблемы дешифровки. М., 1976.

6. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1971.

7. Искусство Древнего Востока. М., 1968.

8. Афанасьева В.К. и др. Искусство Древнего Востока. М., 1971.

9. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

10. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1965.

11. Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М.; Л., 1971.

12. Шилейко В.К. Из поэзии Вавилона // Восток 1922. № 1.

13. Мифы народов мира.

14. Васильев Л.С. История религий Востока.

15. Источниковедение истории Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984.

К теме «Культура Древнего Египта»

Особенности древнеегипетской религии и мифологии:

культ животных

заупокойный культ

культ солнца

культ фараона.

Храмы и роль жречества в социально-экономической и политической жизни Древнего Египта.

Литература Древнего Египта: «книги пирамид», «Книга мертвых».

Особенности египетской архитектуры, крупнейшие памятники.

Скульптура, рельеф и живопись. Египетский канон.

Система образования Древнего Египта.

Появление научных знаний: математика, астрономия, медицина и др. в Древнем Египте.

Список литературы

Хрестоматии различных изданий.

Всемирная история искусств. Т.1.

Коростовцев М.А. Культура Древнего Египта. М., 1976.

Лирика Древнего Египта / Пер. А.Ахматовой и В.Потаповой. М., 1965.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.

Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения Древнего Египта. М., 1958.

Мифы народов мира.

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока. М., 1971.

Искусство Древнего Востока. М., 1968.

Литература Древнего Востока. М., 1971.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Мифы и сказки Древнего Египта. / сост. Г.А. Мачинцев. СПб., 1993.

Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основной

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970.

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.,1993. Т.1.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., (любое издание).

4. История Древнего Востока / Под ред. И.М. Дьяконова. В 3 т. М., 1989 (3 изд.).

5. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Т.1. М., 1989.

6. Источниковедение истории Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984.

7. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Кузищина. М., 2002.

Дополнительной

8. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975.

9. Всемирная история. М., 1955 и 1956. Т.I и II.

10. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1986.

11. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

12. Культурное наследие Востока: Проблемы, поиски, суждения (К 75-летию Б.Б.Пиотровского). Л., 1985.

13. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

14. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.

15. Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1995.

16. История Древнего Востока: Материалы по историографии / Под ред. В.И. Кузищина, А.А.Вигасина. М., 1991.

17. Коростовцев М.А. О понятии «древний Восток» // Вестник древней истории. 1970. № 1.

18. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987.

19. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. 2-е изд. М., 1991-1992.

20. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975.

21. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т.1-2. М.; Л., 1935-1936.

22. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

23. Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 1- 3. М., 1991 - 1994.

24. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

25. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

7.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

При проведении занятий используются:

– ноутбук и мультимедийный проектор;

– сайты http://www.worldhist.ru/ – Всемирная история; http://www.kemet.ru – История Древнего Египта; www.pero-maat.ru – Древнеегипетская история; www.vostokoved.spb.ru – Петербургский востоковед.

7.3. Методические указания студентам

Индивидуальный план самостоятельной работы студентов целесообразно составлять на учебный год или семестр. В нем следует отразить последовательность изучения предмета, сроки выполнения письменных работ, подготовки и проведения семинаров, подготовки и сдачи зачетов и экзаменов по дисциплине. Ознакомившись с программными требованиями, студент должен ясно представлять объем и характер предстоящей работы в течение учебного года: какие источники следует изучить, к какому сроку надо выполнить письменные работы, когда будет проводиться учебно-экзаменационная сессия, где он должен сдавать зачеты и экзамены по дисциплине. Объем изучаемого материала чаще всего определяется по неделям, декадам или месяцам. Приступая к составлению индивидуального плана, структуры самостоятельной работы, студент должен определить последовательность и сроки изучения предмета, исходя из методических указаний, даваемых преподавателями и указанных в учебно-методических материалах. Планирование обеспечивает систематичность самостоятельной учебы.

Самостоятельная работа с книгой.Самостоятельная работа студента складывается главным образом из изучения учебников и учебных пособий, научных работ, действующего законодательства и практики его применения. Вопросы, которые освещаются в основной литературе, как правило, включаются в экзаменационные билеты. Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения предмета и расширения кругозора студентов. Изучение ее бывает необходимо, в частности, при написании контрольных работ и подготовки к семинарским занятиям. Изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с программой и методическими указаниями, а также записями лекций и только после этого переходить к чтению учебника. Такой порядок позволяет в самом начале более отчетливо определить объем, содержание и систему изучаемой дисциплины, особенности методики самостоятельной работы над ней, а также наиболее трудно усваиваемые вопросы изучаемого курса. В том числе, когда по изучаемому предмету имеется несколько учебников, надо использовать тот, который рекомендован на лекциях. При самостоятельной работе важно уметь ориентироваться в книге. Этому помогает титульный лист, на котором указываются автор, заглавие, редактор, издательство, год и место издания, а также заглавие, в котором дается наименование разделов, глав и параграфов книги. Очень часто в книгах дается введение или предисловие, где говорится, с какой целью они написаны, на какой круг читателей рассчитаны, а иногда основные выводы по произведению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. В предметном указателе в алфавитном порядке перечисляются вопросы, рассматриваемые в данной книге, сборнике или собрании сочинений. Пользуясь предметным указателем, студент может узнать, что и где ему можно прочитать по интересующему вопросу. Это особенно бывает нужно, когда требуется найти материал по конкретному вопросу или теме в большом по объему произведении или в нескольких книгах. Большую помощь студентам могут оказать библиографические указатели, которые даются в сборниках нормативных актов, учебниках, программах и методических указаниях. Умение работать с учебником и первоисточниками предполагает, прежде всего, вдумчивое и внимательное чтение. При этом надо сосредоточить внимание в первую очередь на уяснении вопросов, которые поставлены в программе курса. Чтобы чтение было осмысленным и осознанным, необходимо каждое новое положение связывать с ранее изученным материалом. Читая книгу, важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги. При чтении необходимо обращать внимание на встречающиеся в тексте обороты: «во-первых», «во-вторых», «далее», «наконец», «таким образом» и др., ими авторы пользуются для выделения главной мысли, вывода или определения, разграничения однородных предложений и т.д. В целях уяснения смысла отдельных слов, выражений или понятий рекомендуется обращаться к справочникам, словарям и энциклопедиям.

Для глубокого понимания книги следует сделать анализ прочитанного раздела, темы или параграфа, который включает в себя:

• во-первых, уяснение того, что в прочитанном тексте является
основным, т.е. какая главная мысль развивается автором;

• во-вторых, выделение из общего текста проводимых автором пояснений главной мысли, а также доказательств, в числе которых нередко приводятся конкретные факты, данные статистики, ссылки на законы или иные нормативные акты, а также на научные источники (нужно уметь не только воспроизвести определенное утверждение автора, но и самому его доказать);

• в-третьих, подробный разбор сделанных автором выводов и уяснение их значения для практической деятельности. В том случае, когда выводов в книге не сделано, надо постараться сделать их самому.

Анализ прочитанного предполагает сопоставление его содержания с вопросами учебной программы. Студент должен разобраться, все ли вопросы программы нашли освещение в прочитанном тексте. Если какие-либо из этих вопросов программы в книге не освещены или изложены не достаточно полно, надо прочитать об этом в других рекомендованных источниках. В ходе самостоятельной работы особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов. Общие рекомендации по работе с книгой приемлемы и для работы над нормативным материалом, но имеются и некоторые особенности. Изучая нормативные акты, надо точно запомнить их название и дату принятия соответствующими органами государства. Это необходимо для того, чтобы при решении конкретного вопроса иметь возможность сослаться на нормативный акт.

Составление рабочей записи. Составной частью самостоятельной работы студентов является составление рабочей записи прочитанного. Значение рабочей записи определяется в первую очередь тем, что сам процесс записывания способствует более глубокому уяснению и лучшему запоминанию прочитанного, а также выработке навыков кратко и точно излагать материал своими словами. Рабочие записи помогают без большой затраты времени вспомнить ранее изученный материал, что особенно важно при непосредственной подготовке к экзаменам на учебно-экзаменационной сессии. Рабочие записи в зависимости от содержания источника, степени знакомства с ним, его значения в изучаемом курсе и других обстоятельств могут делаться студентом в различных видах. Наиболее распространенными видами записи являются: простой (или развернутый) план, выписки (цитирование), тезисы и конспект.

Простой план это перечень основных вопросов, записываемых в последовательном, логически обоснованном порядке, т.е. так, как они освещены в книге. Составление плана предполагает внимательное прочтение книги, выделение ее основных вопросов и краткую запись. В плане следует указывать точное название произведения, автора, издательство и год издания. При составлении плана изученного нормативного акта необходимо указать, кроме полного и точного названия, его номер и дату, а также где опубликован.

Несколько иначе составляется развернутый план. В нем перечисляются не только основные вопросы произведения, но и подвопросы, развивающие главные идеи данной работы. Развернутый план дает более полное представление о прочитанном произведении и его основных положениях. В работе над рекомендованным источником иногда требуется сделать подробную запись отдельных частей изучаемого текста. Наиболее часто такая необходимость возникает у студентов при подборе материала по какой-нибудь определенной теме, в частности, при подготовке к выполнению курсовых или контрольных работ.

Эта система рабочей записи называется выписками. Дословная выписка авторского текста носит название цитата. Выписка и цитаты часто приводятся для подтверждения излагаемой мысли или для опровержения утверждения автора. При выписывании не следует увлекаться цитатами, лучше изложить соответствующее положение книги своими словами, стремясь передать авторскую мысль возможно точнее. Правильное изложение содержания изученных источников своими словами один из показателей понимания студентом рассматриваемых вопросов. При цитировании следует придерживаться определенных правил, а именно, сохранять полностью авторский текст и его форму.

Одним из распространенных видов рабочей записи являются тезисы.представляющие собой краткую запись основных положений и выводов изучаемого источника. В тезисах в самом сжатом виде формулируются все основные идеи книги без доказательств, аргументов и фактов. Такой вид записи может использоваться в отношении тех материалов, которые достаточно хорошо усвоены, в частности, при подготовке к семинару или собеседованию по теме семинара, а также при подготовке к сдаче устного зачета.

В процессе самостоятельной работы студентам чаще всего приходится делать рабочие записи в виде конспекта, представляющего собой краткое систематическое изложение своими словами содержания изученного источника, доклада или лекции с выводами автора и доказательствами, но без деталей и подробностей. В конспекте можно приводить для иллюстрации таблицы, сравнительные и иные цифровые данные, взятые из изученного или иного источника, или из анализа практики. По своему объему конспект должен быть кратким, примерно в 10 12 раз меньше конспектируемого текста.

Ввиду краткости изложения следует особо обращать внимание на четкость и ясность формулировок конспекта. Конспект в большей мере, чем все другие виды записи, помогает усвоить содержание изучаемого источника, выработать навыки краткого, ясного и логически последовательного изложения мыслей своими словами. Однако этим не ограничивается значение конспектирования. Хорошо составленный конспект позволяет в краткое время восстановить в памяти содержание законспектированного источника.

Для удобства пользования конспектом в нем можно применить различные приемы выделения отдельных частей текста путем пометок (например, простых, квадратных, фигурных скобок), подчеркивания текста жирной, волнистой, вертикальной чертой или цветными фломастерами. Все это поможет быстро и правильно найти нужную мысль, отличить выводы от доказательств и т.п.

Подготовка к семинарским занятиям. Важным этапом в самостоятельной работе студентов является подготовка к семинарским занятиям. Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются подведение итогов самостоятельной учебы студента, проверка приобретенных им знаний, их закрепление, расширение и углубление. Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень знаний студентов, научить их ориентироваться в нормативном материале, творчески подходить к изучению соответствующей дисциплины, а также пользоваться приобретенными знаниями на практике. На семинарах студенты учатся правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, обосновывать теоретические положения, защищать свои убеждения, овладевать культурой речи. Готовясь к семинару, нужно уяснить основные вопросы темы, чтобы в процессе чтения и записи фиксировать свое внимание на этих вопросах и уже в ходе изучения группировать материал. Рекомендованные к семинару источники следует не только изучать, но и законспектировать. Одновременно надо продумать, какими фактами из личной практики или практики работы государственных органов и общественных организаций, из жизни своего города, района, области можно подтвердить теоретические положения темы. Если есть возможность, рекомендуется подобрать соответствующий цифровой и статистический материал.

Опыт показывает, что некоторые студенты являются на семинарские занятия подготовленными только по одному вопросу темы или вовсе неподготовленными, но стремятся создать впечатление у преподавателя, что они знают весь материал, бросая отдельные реплики или выступая с «дополнениями» по вопросам, уже освещенным предыдущими товарищами. Другим серьезным недостатком семинаров является то, что многие студенты в своих выступлениях, рассчитанных на 710 минут, охватывают много вопросов, разбрасываются, и поэтому их выступления оказываются поверхностными. В своих выступлениях студенты должны излагать материал своими словами, а не механически зачитывать конспект. В ходе выступления конспектом можно пользоваться только для того, чтобы последовательно излагать материал. Для подтверждения своих слов можно приводить соответствующие цитаты, положения нормативных актов и статистические данные. Внимательное выслушивание каждого выступающего помогает уяснить то, что студент должен записать в конспект, чтобы в последующем можно было использовать эти записи при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов. После обсуждения каждого вопроса плана семинара студент должен подумать, какие положения остались ему непонятны, и при необходимости попросить преподавателя остановиться на них в своем заключительном слове. То же следует сделать и в конце семинара.

7.4. Методические рекомендации преподавателю

Главным звеном дидактического цикла обучения в вузе остаётся лекция. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Лекционный материал по истории древнего Востока чрезвычайно сложен по ряду причин. Во-первых, многие темы не имеют значительного подкрепления в виде дополнительной литературы, что вынуждает преподавателя строить свой рассказ на основании источников. Это требует от преподавателя внимательного отношения к материалу и применения навыков научно-исследовательской работы. Во-вторых, немалую сложность представляют географические названия и имена. Обязательно нужно представлять эту информацию, или на слайдах учебной презентации, или отображать мелом на доске. В-третьих, особое внимание следует уделять историографическим проблемам, т.к. по многим вопросам в науке существует дискуссия, содержание которой необходимо отразить в ходе лекции, чтобы подготовить студентов первокурсников к восприятию сложных научных текстов. И, наконец, в-четвертых, данный предмет не имеет прочной основы в виде остаточных знаний вчерашних школьников, поэтому необходимо максимально точно фиксировать основной содержательный материал, стараясь, чтобы от темы к теме у студентов формировался полноценный целостный образ истории древности. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

логичность, четкость и ясность в изложении материала;

возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. Семинары по истории древнего Востока в основном основаны на изучении источников по основным темам. Именно на семинаре, в ходе чтения и комментирования древних текстов, дискуссий по их содержанию и отражению в научной литературе можно максимально полно приблизиться к пониманию тех или иных особенностей истории древневосточных цивилизаций. Преподавателю нужно обращать внимание, главным образом, на то, чтобы у студентов не возникало ни малейшего желания каким-либо образом модернизировать тексты. Главная задача педагога и заключается в том, чтобы попытаться вместе со студентами взглянуть на исторические события глазами их участников.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

подбор литературы для преподавателя и студентов;

при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

составление плана семинара из 34 вопросов;

предоставление студентам 45 дней для подготовки к семинару;

предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

полнота и конкретность ответа;

последовательность и логика изложения;

связь теоретических положений с практикой;

обоснованность и доказательность излагаемых положений;

наличие качественных и количественных показателей;

наличие иллюстраций к ответам в виде исторических

фактов, примеров и пр.;

уровень культуры речи;

использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

качество подготовки;

степень усвоения знаний;

активность;

положительные стороны в работе студентов;

ценные и конструктивные предложения;

недостатки в работе студентов;

задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15 – 20-й минутах, второй – на 3035-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Понятия и термины по дисциплине:

Община, древневосточная деспотия, жречество, касты и сословия, чиновничество, азиатский способ производства, цивилизация, ирригационное земледелие, клинопись, иероглифическое письмо, миграция.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Тестовые задания для самоконтроля по курсу «История Древнего Востока» (примеры)

1. Правитель, впервые объединивший Шумер и Аккад:

1. Гильгамеш

2. Уруинимгина

3. Саргон

4. Хаммурапи

2. Наивысшего военного могущества Ассирийская держава достигла:

1. в VIII – нач. VII вв. до н.э.

2. в VI в. до н.э.

3. в V–IV вв. до н.э.

4. в III в. до н.э.

3. Время правления Вавилонского царя Хаммурапи:

1. 1994–1961 гг. до н.э.

2. 1792–1750 гг. до н.э.

3. 1889–1856 гг. до н.э.

4. 1711–1682 гг. до н.э.

4. Последовательность событий истории Ассирии:

1. Возникновение города Ашшур

2. Держава Шамши-Адада

3. Зависимость от вавилонского царя Хаммурапи

4. Разгром Митанни

5. Правление Асархаддона

6. Падение Ниневии

5. Соответствие имен ассирийских царей и фактов их биографии:

1. Синаххериб а. завоевал Египет

2. Ашшурбанапа б. собрал одну из крупнейших библиотек древности

3. Тукульти-Нинурта в. боролся со знатью, смещен с трона и убит

4. Тиглатпаласар III г. провел крупные государственные реформы

д. захватил Израиль

6. Самый известный царь Вавилона:

Вопросы к экзамену по истории Древнего Востока

1. Общая характеристика истории стран Древнего Востока. Специфика древневосточного общества и государства.

2. Природные условия, население, источники древней истории Месопотамии.

3. Города-государства Древнего Шумера в первой половине III тыс. до н.э.

4. Аккадское царство в XXIV-XXII вв. до н.э.

5. Шумеро-аккадского государство III династии Ура.

6. Старовавилонское царство.

7. Законы Хаммурапи как источник по истории социально-экономических отношений в Древней Месопотамии.

8. Вавилонское царство при касситской династии.

9. Государство Митанни.

10. Древнехеттское царство XVII-XVI вв. до н.э.

11. Новохеттское царство XIV-XIII вв. до н.э.

12. Хеттская культура.

13. Ассирия в III – первая половина II тыс. до н.э.

14. Ассирия в среднеассирийский период.

15. Новоассирийская военная держава.

16. Вавилония XII-VII вв. до н.э.

17. Нововавилонское государство в VII-IV в. до н.э.

18. Культура народов Древней Месопотамии: религия и научные знания.

19. Культура народов Древней Месопотамии: письменность, литература и искусство.

20. Природные условия, население, источники Древнего Египта.

21. Формирование государства в Египте. Раннее царство.

22. Египет в период Древнего царства.

23. Первый переходный период. Объединение Египта.

24. Египет в период Среднего царства: социально-экономическое развитие.

25. Египет в период Среднего царства: управление и внешняя политика.

26. Второй переходный период. Египет под властью гиксосов.

27. Египет в период Нового царства: социально-экономическое развитие.

28. Египет в период Нового царства: управление и внешняя политика при XVIII династии.

29. Религиозная реформа Эхнатона.

30. Египет в период Нового царства: управление и внешняя политика при XIX династии.

31. Египет в Поздний (ливийско-саисский) период.

32. Культура Древнего Египта: египетская религия и научные знания.

33. Культура Древнего Египта: письменность, литература и искусство.

34. Древняя Палестина. Израильско-иудейское царство.

35. Финикия в I тыс. до н.э.

36. Урарту и государства Закавказья.

37. Древний Иран. Эламское и Мидийское царство.

38. Персидская держава. Реформы Дария I.

39. Религия и культура Персии.

40. Возникновение и развитие древнейших государств в Китае. Шан-Инь и Чжоу.

41. Древний Китай в VIII-III вв. до н.э.

42. Империя Цинь (221-207 гг. до н.э.).

43. Империя Хань в III в. до н.э.-I в. н.э.

44. Культура Древнего Китая.

45. Древнейшая (Индская) цивилизация (ок.2300-1700 гг. до н.э.).

46. «Ведический период». Государства долины Ганга: общественный и политический строй.

47. Империя Маурьев: образование, экономическая жизнь и социальная структура.

48. Культура Древней Индии.

Методическое издание

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Учебно-методический комплекс курса

Специальность 050401 – «История»

Автор-составитель :

Трофимов Максим Павлович

Редактор Е.В. Абрамова

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 22.09.08. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,4. Уч.-изд. л. 2,7.

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «032600 – История». Утвержден 31 января 2005 г. Номер государственной регистрации № 701 пед/сп (новый).

Наши рекомендации