К-1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.
Нужно ли …Зачем…Что будет, если…Возможно ли…Что делать…Кому выгодно… Кто виноват в…Когда будет…Откуда …Как объяснить…Почему …Как связаны…Как влияет…?
Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Эту проблему рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.
К-2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К-1, и его аргументы).
Он, автор, Г.Смирнов, писатель, публицист
Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления
Автор обращает внимание на…рассуждает о…подчеркивает важность…опирается на чье-то мнение, на факты, свидетельствующие о…допускает, что…приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…вспоминает, как…доказывает…описывает что…предлагает…предполагает…имеет в виду…принимает во внимание…видит что-то…возмущается чем-то…потрясен тем, что…спорит с…удивлен…подтверждает свою мысль…создает яркий художественный образ дождя…мастерски рисует картину снегопада, пейзаж…использует изобразительно-выразительные средства языка…отмечает достоинства или недостатки…критикует…расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…оспаривает точку зрения тех, кто считает…отмечает недостатки…критикует…упоминает…анализирует
К-3 Позиция автора (ответ на вопрос из К-1)
Автор убежден, что…(не) сомневается… уверен…не знает, как решить возникшую проблему…для автора очевидно, что…он считает, что…
К-4 Собственное мнение о позиции автора (см. К-3): согласны или не согласны.
Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции
Я согласен с автором…разделяю позицию автора…придерживаюсь той же точки зрения…
автор слишком категоричен и упускает из виду, что…позволю себе предположить, что…
можно возразить автору тем, что…мнение автора противоречиво, так как…могу подтвердить его мысль примером…в чем-то автор прав, однако …нет сомнений в том, что…совершенно очевидно…
К-5 Логика (причинно-следственные связи мыслей, три абзаца: К-1, К-2, К-3)
Поэтому…следовательно…значит…в таком случае…потому что…таким образом…при этом…вместе с тем…кроме того…кстати сказать…в этом случае…как сказано выше…с другой стороны…однако…напротив…если - то…не только - но и …зато…другими словами…иначе говоря…разумеется…видимо…конечно же…очевидно…прежде всего…сначала…в то же время…затем…впоследствии…в заключение…согласно этому…
Виды аргументов
Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев,
О которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай.
Обязательно указать место, время, имена, подробные обстоятельства, источник информации.
Как-то я услышал разговор двух пассажиров в электричке: видимо, это были два приятеля, уже немолодые мужчины, которые не могли отгадать какое-то слово в кроссворде. Один сказал, что это слово из школьной программы, но он никак не может его вспомнить. Я задумался о том, как много дает школьное образование знаний, которых, казалось бы , мы никогда не используем…
Научные знания: законы, теории, аксиомы, гипотезы, открытия, исследования в разных областях знаний, эксперименты.
Ученые открыли способ превращения соленой воды в топливо, решив проблему энергетического дефицита.
Статистика: количественные данные об общественном мнении, о фактах общественной жизни или показатели развития общества.
В среднем 70 % школьников около двух часов ежедневно проводят за компьютером.
Законы природы.
Вымирание одного из видов в пищевой цепочке неминуемо ведет к гибели другого вида.
Определение понятия или термина.
Свобода – это право на самостоятельный выбор.
Официальные документы, законы, постановления.
Конституция РФ возлагает ответственность за образование ребенка на родителей.
Читательский опыт: цитаты, аналогичные поступки, ситуации, характер литературного героя, сюжет, конфликт, разные точки зрения авторов на проблему.
По словам Пушкина, «на свете счастья нет, но есть покой и воля».
8. Ссылки на авторитетное мнение известных людей (актеры и артисты, исторические деятели, деятели культуры, политики…): высказывания, афоризмы.
Как тут ни вспомнить слова Ницше: «Никогда истина не повисала на руке безусловного».
Общественное мнение, отражающее общепринятое представление о том, что считать правильным, справедливым.