Либеральное направление в общественно-политической жизни России
Х гг. XIX века
(4 часа)
План:
Славянофилы: - представители; - труды; - взгляды; - деятельность. | Западники: - представители; - труды; - взгляды; - деятельность. |
Задание: 1. Сделайте конспект «Философического письма» П.Я. Чаадаева.
Дайте ответы на вопросы: Каковы взгляды автора на прошедшее, настоящее и будущее России? Какое значение для общественной мысли имела публикация этих писем в печати?
2.Сравните воззрения западников и славянофилов во второй четверти XIX в. Укажите, какие черты были общими, а какие – различными. Записи следует оформить в форме таблицы, при этом следует привести как различия по сопоставимым признакам (попарно), так и черты, который были присущи только одному из объектов сравнения.
Общее: 1. … 2. … 3. … | |
Различия: | |
Славянофилы | Западники |
1. … | 1. … |
Термины и понятия:славянофильство, западничество, либерализм.
Источники:
1. Федоров, В.А. Практикум по истории СССР. – М., 1974. – С. 226 – 241.
2. Хомяков, А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. – М., 1988. – С. 9 – 40, 159 – 167, 405 – 414.
3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до наших дней. – М., 1987. – С. 366 – 370.
Основная литература:
1. Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. – М., 1983.
2. Левандовский, А.А. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. – М., 1989.
3. Цимбаев, Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. – М., 1986.
4. Левандовский, А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. – М., 1990.
5. Шелохаев В. В. Русский либерализм как историографическая и историософская
проблема // Вопросы истории, 1998, №4, с.26-40
Дополнительная литература:
1. Каменский, З.А. Тимофей Николаевич Грановский. – М., 1988.
2.Криницкая, Г.С. Проблема либерализма в исторической концепции Б.Н. Чичерина // Отечественная история. – 2006. – № 3. – С. 162 –165.
3.Пиваваров, Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX – первой трети XX столетий. – М., 1997.
4. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. – М., 1999.
Интернет- ресурсы
1)http://hrono.ru/libris/index.php
Методические рекомендации
Тема либерального движения впервые изучается студентами в рамках курса История России, поэтому при подготовке необходимо обратить особое внимание на понятие «либерализм», выявить причины (внутренние и внешние) распространения этого общественно-политического течения в России.
Развитие либерального направления общественно-политической жизни России второй четверти XIX в. связано, прежде всего, с идейными спорами западников и славянофилов, толчком к которым послужило первое «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева. Поэтому следует детально изучить данный источник под углом следующих вопросов: когда было написано и когда опубликовано данное письмо? Почему оно носит название «философического»? Какие проблемы поднимает в нем П.Я.Чаадаев? Как автор оценивает историческое значение и роль России в прошлом, настоящем и будущем? Как данное письмо было встречено современниками и почему?
При рассмотрении двух направлений либеральной мысли того времени: западников и славянофилов следует уделить внимание общему и различному в их взглядах. Сделать это необходимо по следующим позициям: отношение к гражданским свободам, личности и государству, к Западу, преобразованиям Петра I, капитализму, к самодержавию и крепостному праву, наилучшая форма правления. Кроме того, следует привлечь материал предыдущего занятия для сопоставления взглядов славянофилов и западников с консервативным направлением. На основе этого студентам необходимо выявить особенности развития русского либерализма и указать на его значения для развития общественно-политической жизни России.
Тема № 8
Петрашевцы (1845 – 1849)
(4 часа)
План:
1. Причины появления кружка петрашевцев.
2. М.В. Буташевич-Петрашевский: исторический портрет.
3. Мировоззрение и деятельность петрашевцев. «Пятницы» Петрашевского.
4. Расправа с петрашевцами.
Задания:
1. Составьте рассказ о кружках 20-х – начала 30-х годов XIX в. В каждом из них отметьте ведущих деятелей и круг интересов.
Термины и понятия:утопический социализм, провиденциализм, христианский социализм, петрашевцы, субъективный идеализм, объективный идеализм, немецкая классическая философия.
Источники:
1. Избранные общественно-политические произведения петрашевцев. – М., 1955.
2. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. – М., 1953.
3. Федоров, В.А. Сборник документов по истории СССР. – М., 1974. – С. 241 – 258.
4. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России в XIX в. – М., 1991. – С. 143 – 202.
5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1987. – С. 376 – 387.
Основная литература:
1. Лейкина-Свирская, В.Р. Петрашевцы. – М., 1963.
2. Федосов, И.А. Революционное движение в России во второй четверти XIX века: (Революционные организации и кружки). – М., 1958.
Дополнительная литература:
1. Володин, А.И. Начало социалистической мысли в России. – М., 1956.
Интернет-ресурсы
1) Е г о р о в Б.Ф. ПЕТРАШЕВЦЫ - ИДЕОЛОГИ УТОПИЧЕСКОГОСОЦИАЛИЗМА В РОССИИ //http://www.spbiiran.nw.ru/wp-content/uploads/2016/04/egorov_B_F_2.pdf
2) Из всеподданнейшего доклада следственной комиссии по делу петрашевцев Николаю I.//http://school.rusarchives.ru/petrashevcy/iz-vsepoddanneishego-doklada-sledstvennoi-komissii-petrashevtsy-1849.html
Методические рекомендации
При анализе причин появления кружка петрашевцев необходимо показать историческую обстановку его возникновения. Раскрывая сущность движения петрашевцев, важно оценить влияние лидера кружка на формирование взглядов петрашевцев и их деятельность.
Изучите историю создания кружка петрашевцев, его состав, особо остановитесь на убеждениях Петрашевского и других членов кружка.
На основе имеющихся источников и литературы раскройте основное содержание социально-политической программы петрашевцев, решение ими аграрного вопроса, их планы относительно руководства ожидаемой крестьянской революции. Обратите внимание на неоднородность взглядов участников кружка и радикальное решение некоторыми петрашевцами вопросов: аграрного, об отношении к народу, о создании партии, о подготовке восстания. Отметьте также, что петрашевцы сумели перейти к пропаганде и распространению своих идей, покажите, что ими было сделано для этого. В заключение необходимо сделать вывод о значении кружка петрашевцев для дальнейшего развития революционной освободительного движения, подчеркнуть, что петрашевцы сумели перейти к пропаганде и распространению своих идей.
Тема № 9