Экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема № 1

Тема № 2

Война 1812 г. Бородинское сражение

(4 часа)

План:

1. Стратегическая обстановка и соотношение сил накануне сражения. Цели М.И. Кутузова и Наполеона.

2. Планы сражения, выработанные полководцами русской и французской сторон.

3. Борьба за Шевардинский редут.

4. Начало сражения. Борьба на левом фланге русских войск.

5. Борьба в центре русской позиции.

6. Рейд конницы Уварова и Платова и его роль в ходе сражения.

7. Завершающий этап сражения.

8. Итоги Бородинского сражения и его значение для дальнейшего хода войны.

Задание: в соответствии с планом составить конспект по теме «Бородинское сражение» (объем – не менее 8 страниц).Помимо учебника, пособия и хрестоматий, для составления конспекта необходимо привлечь не менее двух монографий по теме, отразив мнения авторов по спорным вопросам в оценке Бородинского сражения (соотношение сил при Бородине и потери с обеих сторон, ход сражения, кто одержал победу у Бородина).

Термины и понятия:авангард, арьергард, флеши,редут, кирасиры, драгуны, егеря.

Тема сообщения:Бородинское сражение в публикациях 1992 – 2015 гг.

Источники:

1. Бескровный, Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. – М., 1947. – С. 348 – 358.

2. Бородино (1812 – 1962): Документы, письма, воспоминания. – М., 1962.

3. Федоров, В.А. Сборник документов по истории СССР. – М., 1974. – С. 101 – 115.

4. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1987. – С. 325 – 330.

Основная литература:

1. Бескровный, Л.Г. Отечественная война 1812 г. – М., 1962.

2. История Отечества: проблемы, взгляды, люди / Под ред. Е.П. Иванова. – Псков, 2004. – С. 137 – 144.

3. Родина. Отечественная война 1812 г. (неизвестные страницы). – 1992. – № 6 – 7.

4. Тарле, Е.В. Бородино. – М., 1962.

5. Троицкий, Н.А. 1812. Великий год России. – М., 1988.

Дополнительная литература:

1. Абалихин, Б.С., Дунаевский, В.А. 1812 год на перекрестках мнений советских историков 1917 – 1987 гг. – М., 1990.

2. Лубченков, Ю. Война 1812 г. – М., 2004.

3. Отечественная война 1812 г. Энциклопедия. – М., 2004.

4. Тарле, Е.В. Нашествие Наполеона на Россию: 1812 г. – М., 1943.

Тема № 3

Декабристские организации

(2 часа)

План:

1. Истоки формирования декабристской идеологии.

2. Социальный состав движения декабристов.

3. Развитие декабристского движения (лидеры декабристских организаций, их характеристика как исторических деятелей; цели движения; требования, лозунги, программы; методы борьбы):

А) преддекабристские организации;

Б) ранние декабристские организации:

а) «Союз спасения»;

б) «Союз благоденствия».

В) декабристские организации в 1821 – 1825 гг.:

а) «Южное общество»;

б) «Северное общество».

4. Значение движения декабристов. Отношение к движению современников.

Задание: заполнить хронологическую таблицу «Декабристские организации».

Название организации Период существования Место деятельности Основатели, важнейшие представители Организационная структура Название программы Основные программные положения Практическая деятельность и ее результаты
               

Термины и понятия:декабристы, освободительное движение, военная революция, переворот, восстание, конституция, манифест, устав, программа.

Источники:

1. Практикум по истории СССР XIX века. – М., 1981. – С. 31 – 63.

2. Федоров, В.А. Сборник документов по истории СССР. – М., 1974. – С. 151 – 195.

3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1987. – С. 346 – 349.

4. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. – М., 1951. – Т. 1, 2.

5. Декабристы в воспоминаниях современников. – М., 1988.

6. Мемуары декабристов: Северное общество. – М.: МГУ, 1981. – С. 279 – 314.

7. Мемуары декабристов: Южное общество. – М.: МГУ, 1982. – С. 15 – 144, 185 – 200, 227 – 267.

Основная литература:

1.Вернадский, Г. Два лика декабристов // Свободная мысль. – 1993. – № 7.

2.Дружинин, Н.М. Революционное движение в России XIX в. – М., 1986.

3.Ильин, П.В. Персональный состав тайных обществ декабристов: проблемы изучения // Отечественная истории. – 2004. – № 6. С. 117 – 126.

4.История Отечества: проблемы, взгляды, люди / Под ред. Е.П. Иванова. – Псков, 2004. – С.

5.Ланда, С.С. Дух революционных преобразований… Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. 1816 – 1825. – М., 1975.

6.Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1998. – С. 331 – 385.

7.Межова, К.Г. Об источниках формирования вольнолюбивых идей декабристов // История СССР. – 1989. – № 5.

8.Нечкина, М.В. Движение декабристов. – М., 1955.

9.Никандрова, П.Ф. Революционная идеология декабристов. – Л., 1976.

10.Рабкина, Н.А. К современному прочтению декабризма: (Проблема и тенденции) // История СССР. – 1988. – № 3.

11.Федоров, В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.

12.Шеншин, А.Б. Революционное и освободительное движение в России (этапы и цели) // Вопросы истории. – 1999. – № 9. – С. 33 – 42.

Дополнительная литература:

1. Андреева, Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 г. // Отечественная история. – 1993. – № 2.

2. Киянская, О.И. Декабрист Сергей Волконский // Отечественная история. – 2004. – № 6. – С. 98 – 116.

3. Киянская, О.И. Южное общество декабристов. Люди и события. Очерки истории тайных обществ 1820-х гг. – М., 2005.

4. Панин, И.К., Плимак, Е.Г., Хорос, В.Г. Революционная традиция в России. 1783 – 1883 гг. – М., 1986.

5. Федоров, В.А. «Своей судьбой гордимся мы….». Следствие и суд над декабристами. – М., 1988.

6. Эйдельман, Н. Лунин. – М., 2004.

7. Гросул, В.Я. Декабристы и эмиграция//Отечественная история. – 2006. – № 6. – С. 3 –19.

8.Щербаков, А. Декабристы. Заговор против России. – М., 2005

Интернет-ресурсы

1) http://dekabrist.mybb.ru/

2) http://hrono.ru/libris/index.php

Методические рекомендации

При подготовке к занятию необходимо изучить различные периодизации революционно-освободительного движения в России, в том числе ленинскую. На занятии необходимо уметь дать им характеристику.

Обращаясь к изучению движения декабристов, следует в первую очередь уяснить его природу и истоки. Истоки формирования мировоззрения дворянских революционеров возможно проследить по показаниям декабристов на следствии, воспоминаниям, письмам участников движения. Несомненно, что на мировоззрение декабристов сильное влияние оказали учения европейских мыслителей XVIII в. о гражданских правах и свободах, о народном суверенитете, Французская и Американская революции, Отечественная война 1812 года и др. На основе источников и литературы следует выяснить, как воспринималось будущими декабристами экономическое и социально-политическое положение России в начале XIX в. и подчеркнуть, что просвещенная дворянская элита попыталась взять в свои руки дело реформирования социально-экономических и политических институтов империи из-за нерешительности, которая была свойственна в этом вопросе Александру I.

Характеризуя социальный состав движения декабристов необходимо ответить на вопросы: В чем выражалась революционность декабристов? Почему основу движения декабристов составили представители дворянского сословия?

Нужно уметь рассказать о возникновении и деятельности тайных декабристских организаций, определить программу и тактику организаций «Союз спасения» и «Союз благоденствия», указать, какие основные этапы прошло движение декабристов, как изменялось решение ими важнейших идеологических и тактических вопросов.

Тема № 4

Тема № 6

Х гг. XIX века

(2 часа)

План:

1. Понятие «консерватизм».

2. Истоки русского консерватизма первой половины XIX в.

3. Русский консерватизм первой половины XIX в.:

а) идеология русского консерватизма 20 – 50-х гг. XIX в.: «теория официальной народности»;

б) представители консервативного направления русской общественной мысли 20 – 50-х гг. XIX в.: Николай I, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский, М.П. Погодин, С.П. Шевырев;

в) издания консервативного толка в 20 – 50-х гг. XIX в.

4. Историческое значение консервативного направления 20 – 50-х гг. XIX в.

Задание: прочитать «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина

Термины и понятия:консерватизм, православие, самодержавие, народность, традиционализм.

Источники:

1. Орлов, А.С. Геогриев, В.А. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М., 1999. – С. 243 – 246.

2. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX века. – М., 1991. – С. 19 – 39, 225 – 228.

Литература:

1. Российские консерваторы. – М., 1997.

2. Шевченко, М.М. Понятие «теории официальной народности» и изучение внутренней политики Николая I // Вестник Московского университета. – Серия «История». – 2002. – № 4. – С. 89 – 104.

3. История Отечества: проблемы, взгляды, люди / Под ред. Е.П. Иванова. – Псков, 2004. – С. 178 – 181.

4. Минаков, А.Ю. Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С.133 –142.

5.Виттекер, Цинтис X. Сергей Семенович Уваров и его время. – СПб., 1999.

6.Либеральный консерватизм: история и современность.- М., 2001

7.Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика. – М., 2000.

Интернет- ресурсы

1) http://hrono.ru/libris/index.php

2) Попов Э. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/popov/02.php

3) Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика // http://propagandahistory.ru/books/pod-red--V-YA--Grosula_Russkiy-konservatizm-XIX-stoletiya--Ideologiya-i-praktika-/

Методические рекомендации

Тема консервативного движения впервые изучается студентами в рамках курса История России, поэтому при подготовке необходимо обратить особое внимание на понятие «консерватизм», выявить причины (внутренние и внешние) распространения этого общественно-политического течения в России. Консервативные взгляды впервые были изложены в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина. Необходимо выявить причины ее создания, какую оценку внутренней жизни России дает автор, как автор оценивает роль России в мировом развитии, какие черты идей эпохи просвещения в ней прослеживаются.

Период правления Николая I стал временем оформления данного направления (теория официальной народности), что нашло свое отражение в деятельности С.С.Уваров, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский, М.П. Погодин, С.П. Шевырев. Следует обратиться к персоналиям этих людей. Кроме того необходимо выявить содержательную сторону основных понятий теории официальной народности: самодержавие, православие, народность. Важно определить взгляды представителей этого направления по следующим позициям: отношение к гражданским свободам, личности и государству, к Западу, преобразованиям Петра I, капитализму, к самодержавию и крепостному праву, наилучшая форма правления. На основе этого студентам необходимо выявить особенности развития русского консерватизма и указать на его значения для развития общественно-политической жизни России.

Тема № 7

Х гг. XIX века

(4 часа)

План:

Славянофилы: - представители; - труды; - взгляды; - деятельность. Западники: - представители; - труды; - взгляды; - деятельность.

Задание: 1. Сделайте конспект «Философического письма» П.Я. Чаадаева.

Дайте ответы на вопросы: Каковы взгляды автора на прошедшее, настоящее и будущее России? Какое значение для общественной мысли имела публикация этих писем в печати?

2.Сравните воззрения западников и славянофилов во второй четверти XIX в. Укажите, какие черты были общими, а какие – различными. Записи следует оформить в форме таблицы, при этом следует привести как различия по сопоставимым признакам (попарно), так и черты, который были присущи только одному из объектов сравнения.

Общее: 1. … 2. … 3. …
Различия:
Славянофилы Западники
1. … 1. …
   
   

Термины и понятия:славянофильство, западничество, либерализм.

Источники:

1. Федоров, В.А. Практикум по истории СССР. – М., 1974. – С. 226 – 241.

2. Хомяков, А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. – М., 1988. – С. 9 – 40, 159 – 167, 405 – 414.

3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до наших дней. – М., 1987. – С. 366 – 370.

Основная литература:

1. Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. – М., 1983.

2. Левандовский, А.А. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. – М., 1989.

3. Цимбаев, Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. – М., 1986.

4. Левандовский, А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. – М., 1990.

5. Шелохаев В. В. Русский либерализм как историографическая и историософская

проблема // Вопросы истории, 1998, №4, с.26-40

Дополнительная литература:

1. Каменский, З.А. Тимофей Николаевич Грановский. – М., 1988.

2.Криницкая, Г.С. Проблема либерализма в исторической концепции Б.Н. Чичерина // Отечественная история. – 2006. – № 3. – С. 162 –165.

3.Пиваваров, Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX – первой трети XX столетий. – М., 1997.

4. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. – М., 1999.

Интернет- ресурсы

1)http://hrono.ru/libris/index.php

Методические рекомендации

Тема либерального движения впервые изучается студентами в рамках курса История России, поэтому при подготовке необходимо обратить особое внимание на понятие «либерализм», выявить причины (внутренние и внешние) распространения этого общественно-политического течения в России.

Развитие либерального направления общественно-политической жизни России второй четверти XIX в. связано, прежде всего, с идейными спорами западников и славянофилов, толчком к которым послужило первое «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева. Поэтому следует детально изучить данный источник под углом следующих вопросов: когда было написано и когда опубликовано данное письмо? Почему оно носит название «философического»? Какие проблемы поднимает в нем П.Я.Чаадаев? Как автор оценивает историческое значение и роль России в прошлом, настоящем и будущем? Как данное письмо было встречено современниками и почему?

При рассмотрении двух направлений либеральной мысли того времени: западников и славянофилов следует уделить внимание общему и различному в их взглядах. Сделать это необходимо по следующим позициям: отношение к гражданским свободам, личности и государству, к Западу, преобразованиям Петра I, капитализму, к самодержавию и крепостному праву, наилучшая форма правления. Кроме того, следует привлечь материал предыдущего занятия для сопоставления взглядов славянофилов и западников с консервативным направлением. На основе этого студентам необходимо выявить особенности развития русского либерализма и указать на его значения для развития общественно-политической жизни России.

Тема № 8

Петрашевцы (1845 – 1849)

(4 часа)

План:

1. Причины появления кружка петрашевцев.

2. М.В. Буташевич-Петрашевский: исторический портрет.

3. Мировоззрение и деятельность петрашевцев. «Пятницы» Петрашевского.

4. Расправа с петрашевцами.

Задания:

1. Составьте рассказ о кружках 20-х – начала 30-х годов XIX в. В каждом из них отметьте ведущих деятелей и круг интересов.

Термины и понятия:утопический социализм, провиденциализм, христианский социализм, петрашевцы, субъективный идеализм, объективный идеализм, немецкая классическая философия.

Источники:

1. Избранные общественно-политические произведения петрашевцев. – М., 1955.

2. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. – М., 1953.

3. Федоров, В.А. Сборник документов по истории СССР. – М., 1974. – С. 241 – 258.

4. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России в XIX в. – М., 1991. – С. 143 – 202.

5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1987. – С. 376 – 387.

Основная литература:

1. Лейкина-Свирская, В.Р. Петрашевцы. – М., 1963.

2. Федосов, И.А. Революционное движение в России во второй четверти XIX века: (Революционные организации и кружки). – М., 1958.

Дополнительная литература:

1. Володин, А.И. Начало социалистической мысли в России. – М., 1956.

Интернет-ресурсы

1) Е г о р о в Б.Ф. ПЕТРАШЕВЦЫ - ИДЕОЛОГИ УТОПИЧЕСКОГОСОЦИАЛИЗМА В РОССИИ //http://www.spbiiran.nw.ru/wp-content/uploads/2016/04/egorov_B_F_2.pdf

2) Из всеподданнейшего доклада следственной комиссии по делу петрашевцев Николаю I.//http://school.rusarchives.ru/petrashevcy/iz-vsepoddanneishego-doklada-sledstvennoi-komissii-petrashevtsy-1849.html

Методические рекомендации

При анализе причин появления кружка петрашевцев необходимо показать историческую обстановку его возникновения. Раскрывая сущность движения петрашевцев, важно оценить влияние лидера кружка на формирование взглядов петрашевцев и их деятельность.

Изучите историю создания кружка петрашевцев, его состав, особо остановитесь на убеждениях Петрашевского и других членов кружка.

На основе имеющихся источников и литературы раскройте основное содержание социально-политической программы петрашевцев, решение ими аграрного вопроса, их планы относительно руководства ожидаемой крестьянской революции. Обратите внимание на неоднородность взглядов участников кружка и радикальное решение некоторыми петрашевцами вопросов: аграрного, об отношении к народу, о создании партии, о подготовке восстания. Отметьте также, что петрашевцы сумели перейти к пропаганде и распространению своих идей, покажите, что ими было сделано для этого. В заключение необходимо сделать вывод о значении кружка петрашевцев для дальнейшего развития революционной освободительного движения, подчеркнуть, что петрашевцы сумели перейти к пропаганде и распространению своих идей.

Тема № 9

Интернет-ресурсы

1) Сергеев С. М."Не хочу быть даже французом...": Виссарион Белинский как основатель либерального национализма в России//http://www.portal-slovo.ru/history/39069.php

2) Пирумова Н.М.«Русский социализм» А.И. Герцена//

https://ru.theanarchistlibrary.org/library/isaak-puente-vvav

3) http://hrono.ru/libris/index.php

Методические рекомендации

Сохранилось большое количество разнообразных источников по истории революционного движения и общественной жизни России 30 – 50-х гг. XIX в. Выдающимися представителями революционной мысли второй четверти XIX в. в России были А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г. Белинский.

Для уяснения мировоззрения, практической деятельности А.И. Герцена, Н.П. Огарева и В.Г. Белинского внимательно изучите рекомендованные источники, а также литературу. Отметьте роль А.И. Герцена в развитии русской материалистической философии. Укажите, в каких произведениях он выразил свои взгляды, приведите различные оценки философских работ А.И. Герцена.

Демократическая программа В.Г. Белинского ярко выражена в «Письме к Гоголю». При изучении «Письма» следует обратить внимание на программу неотложных преобразований, выдвинутую в нем В.Г. Белинским. При этом необходимо четко уяснить, что его политическая программа была направлена против самих основ самодержавно-крепостнического государства.

Изучив «Письмо к Гоголю», ответьте на вопросы: что послужило причиной написания данного письма? Как относился В.Г. Белинский к новым взглядам Н.В. Гоголя? За что особенно он критикует писателя? Какие стороны национального характера русского крестьянина выделяет В.Г. Белинский? В чем историческая значимость «Письма»?

Объясните, к установлению какого строя (социалистического, буржуазно-демократического) привело бы осуществление о ликвидации крепостничества, самодержавия, освобождения личности требований В.Г. Белинского. Расскажите, в чем заключалось прогрессивное значение предлагаемых В.Г. Белинским демократических преобразований и сторонником каких методов претворения их в жизнь он был.

Оцените историческую заслугу представителей революционно-демократического направления общественно-политической жизни изучаемого периода, определите степень их влияния на формирование революционно-демократических убеждений современников, особенно молодежи.

Тема № 10

Интернет-ресурсы

1) http://www.maximus-art.ru/joomla-overview/2010-09-08-12-05-08

2) http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html

Методические рекомендации

При подготовке к занятию студенты должны исходить из того, что архитектура и музыкальное искусство первой половины XIX века развивались в общем русле русской культуры того времени. В художественной культуре господствовал стиль – поздний классицизм или ампир, который наиболее ярко проявился в русской архитектуре. Стоит так же указать, что стиль ампир получает свое развитие не только в России, но и во Франции. При знакомстве с произведениями архитектуры студенты должны выявить характерные черты классицизма и ответить на вопросы: «Чем ампир отличается от классицизма?», «Каковы особенности русского ампира?», «Почему данный стиль получает свое развитие в первой половине XIX века в России?». После Отечественной войны 1812 года Москва отстраивалась заново. Студенты должны на основе архитектурных произведений выявить различия между московским классицизмом и петербургским. Они должны уяснить, что основой таких различий стали сложившиеся в каждом городе традиции градостроительства, и то, Москва имеет более древние корни, чем Петербург, который к тому же являлся столицей империи.

Первая половина XIX века стала началом становления русской музыкальной школы. При определении факторов, способствовавших развитию русского музыкального искусства студенты должны сосредоточить внимание не только на общих тенденциях развития русской культуры того времени, но и на основных направлениях развития общественно-политической мысли, тенденциях внешней политики, указать какое влияние на русскую музыкальную культуру оказала Отечественная война 1812 г. Студенты должны соотнести тенденции развития русской музыкальной культуры с процессом становления национального самосознания русского народа. При подготовке к занятию необходимо определить какие направления и течения были в русской художественной культуре того времени и как они проявились в музыкальном искусстве.

Важной составной частью подготовки является так же определения значения архитектуры и музыкального искусства для развития мировой художественной культуры в целом и национальной художественной культуры в частности.

Тема № 11

Тема № 12

Тема № 1

Экономическое развитие России в первой половине XIX в.

(4 часа)

План:

1. Сельское хозяйство России в первой половине XIX в.:

а) аграрные традиции и новации в дореформенной России;

б) возникновение очагов и центров торгового земледелия;

в) помещичье хозяйство;

г) проблема «кризиса крепостничества».

2. Развитие промышленности России в первой половине XIX в.:

а) крестьянская промышленность;

б) промысловый отход;

в) мануфактурное производство;

г) начало промышленного переворота.

3. Итоги экономического развития России в первой половине XIX в.

Термины и понятия:кризис феодально-крепостнической системы,оброчные имения, барщинные имения, помещичьи имения,трехполье,мануфактура, промышленный переворот, аграрный вопрос, крестьянский вопрос, капитализм, землевладение, землепользование

Тема сообщения:

1.Вопрос о промышленном перевороте в исторической науке (1945 – 1990 гг.).

2. Современная отечественная историография о промышленном перевороте в России в XIX в.

Источники:

1. Практикум по истории СССР XIX в. Выпуск 1. – М., 1988. – С. 6 – 29.

2. Федоров, В.А. Сборник документов по истории СССР. – М., 1974. – С. 17 – 86.

3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1987. – С. 302 – 309.

Основная литература:

1. Козлов, С.А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России (центрально-черноземные губернии). – М., 2002.

2. Очерки экономической истории России первой половины XIX в.: Сб. статей / Под ред. М.К. Рыжковой. – М., 1959.

3. Рязанов, В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – СПб., 1999.

4. Хромов, П.А. Экономическое развитие России в XIX – XX вв. – М., 1967.

5.Тимошина, Т.М. Экономическая история России. – М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Дружинин, Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. Т. 1. М. – Л., 1946; Т. 2. – М. – Л., 1958.

2. Ковальченко, И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. – М., 1967.

3. Ковальченко, И.Д., Милов, Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII – начала XIX в.: Опыт количественного анализа. – М., 1974.

4. Козлов, С.А. Аграрная модернизация центрально-нечерноземной России в конце XVIII – начале ХХ в. (основные этапы) // Отечественная история. – 2004. – № 2. – С. 20 – 37.

5. Рындзюнский, П.Г. Утверждение капитализма в России. – М., 1978. – Ч. 1. – Гл. 2.

6. Федоров, В.А. Помещичьи крестьяне Центрально-промышленного района России конца XVIII – первой половины XIX в. – М., 1974.

Методические рекомендации

Изучая эту тему, необходимо уяснить характер и особенности социально-экономического развития России первой половины XIX в. В данный период социально-экономическое развитие страны определялось процессами разложения крепостничества и развития капиталистического уклада, поэтому нужно уметь рассказать о симптомах становления в России еще довольно слабых элементов капиталистического хозяйственного уклада, о влиянии на данный процесс структур крепостничества, которые были весьма жизнеспособны и довольно успешно приспосабливались к новым историческим условиям.

Процесс смены феодализма капитализмом принимал в стране свои конкретные формы: аграрный профиль экономики, крепостной строй, всесилие самодержавия, слабость буржуазии и др. Углубление процесса разложения крепостнического хозяйства и развитие капиталистических отношений провели к кризису всей феодальной системы.

Особое внимание следует уделить положению дел в сельском хозяйстве, которое являлось основой российской экономики в целом. Нужно уметь охарактеризовать процесс развития производительных сил в аграрном секторе (увеличение посевных площадей, технические усовершенствования). При этом необходимо подчеркнуть, что уровень товарности сельского хозяйства был довольно низок. Связь с рынком обеспечивала, прежде всего, удовлетворение ряда потребностей помещиков и вынужденный сбыт крестьянами произведенной ими продукции для уплаты оброка и налогов. Характеризуя развитие помещичьего и крестьянского хозяйств, следует определить влияние крепостного права на жизнь деревни, отметить наличие прогрессивных и регрессивных явлений, традиций и новаций в сельском хозяйстве дореформенной деревни.

Характеризуя состояние русской промышленности, нужно определить уровень промышленного развития страны и его тенденции, обратить внимание на соотношение численности рабочих на крепостной, посессионной и капиталистической мануфактурах, выяснить, какая из трех форм мануфактур развивалась успешнее и почему.

В изучаемый период в России складываются предпосылки для перехода от ручного к машинному производству, от мануфактуры к фабрике, т.е. начинается промышленный переворот. Очень важно уметь раскрыть эти предпосылки, рассказать, в каких отраслях промышленности и почему именно в них происходил этот процесс, а также ответить на вопрос, почему изменилось отношение владельцев промышленных предприятий к принудительному труду.

В заключение на основе изученных материалов необходимо подвести итоги экономического развития России изучаемого периода и показать перспективы ее дальнейшего развития.

Тема № 2

Наши рекомендации