Выпишите сначала исконно русские , а потом заимствованные слова.

Багульник, керамика, диамант, закадычный, гладиолус, заковыристый, залихватский, вагон, конопатить, аналой, кокошник, касатка, паштет, картавый, мотылёк, мародёр, фазан, резонанс, паясничать, пингвин, пипетка, ошеломить, обаяние, ориентироваться, шеренга, ветчина, волокита.

5.Познакомьтесь со значением словообразовательных элементов, пришедших из латинского и греческого языков. Составьте по 2-3 слова, используя следующие международные словообразовательные элементы:

агр(о) –(греч.agros –поле) - агроном, агротехника

авт(о) – (греч.аиtos –сам) – автограф, авторучка

аэр(о)-(греч. aеr – воздух) – аэроплан

архе(о) (греч. archaios –древний ) – археология

био (греч. bios –жизнь) – биология, биосфера

библио (греч.biblion – книга) – библиотека, Библия

грамма (греч. gramma–запись, буква) –грамматика, фонограмма

граф (греч. grafo-пишу) – телеграф, графоман

гуман (лат. huvanus –человечный ) –гуманный, гуманизм

дром(dromos-бег, путь ) –аэродром, автодром

метр ((греч. metron –мера) – километр

моно (греч. monos–один) – моноблок, монорельс

микро (греч. micros –малый) –микрофон, микроволновый

пери ((греч.рeri-около, вокруг )- периферия, перископ

тека (греч. theke– вместилище, ящики) – фильмотека, картотека

теле (греч. tele–далеко ) –телеграф, телефон

Спишите слова, группируя их в зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

Англ. Франц. Немец.

………………. ………………… ..................

Шезлонг, шейпинг, семафор, шлагбаум, эпопея, лосьон, консалтинг, блокбастер, борсетка, капельдинер, дюбель, гастарбайтер, гастроли, гауптвахта, брандмейстер, браслет, бретелька, интервал, кокетка, бомонд, бобслей, шансонье, рикошет, риелтор, рекламация, Интернет, имидж.

Подберите к именам прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Запишите словосочетания.

Сакральный, толерантный, эзотерический, вестибулярный, маргинальный, матримониальный, галогенный, эвентуальный, бальнеологический, когнитивный, клерикальный, демпинговый, ортодоксальный.

8. Соотнесите со значением:

В1.1) кампания А. объединение , группа людей

2) компания Б. совокупность мероприятий

3) эстакада В. удар рапирой, шпагой

4) эстокада Г. сооружение в виде моста

В2.1) гиена А. конвейер в виде лестницы

2) эскалатор Б. ад, преисподня

3) геена В. хищное животное

4) экскаватор Г. землеройная машина

В3.1) комплимент А. человеческий опыт

2) комплемент Б. похвала

3) эмпирия В. монархическое государство

4) империя Г. фермент

В4.1) мессия А. ответственное задание

2) миссия Б. спаситель, избавитель

3) партер В. сорт крепкого вина

4) портер Г. места в зрительном зале

УРОК 4

Цели: познакомиться со значением и написанием некоторых новых непроверяемых слов, уточнить значение уже знакомых слов; расширить представление о лексическом значении слова,однозначных и многозначных словах.

Прочитайте слова по слогам (орфографическое чтение). Постарайтесь

Запомнить выделенные буквы.

декорация дефиле дотация

декларация дивиденд зодиак

декламация дизентерия индикатор

диагноз дилижанс инкогнито

2. Познакомьтесь с новыми словами:

Девальвация –осуществляемое в законодательном порядке уменьшение официального золотого содержания денежной единицы страны или снижение её курса относительно других валют

Демагог- тот, кто пользуется демагогией ( преднамеренным искажением фактов, лестью) для достижения собственных целей

Деноминация -укрупнение денежной единицы в стране для придания большей полноценности национальной валюте

Дермантин-искусственная кожа, используемая для обивки мебели, книжных переплётов

Диапазон-1) совокупность звуков разной высоты, доступных голосу, инструменту; 2) объём, размер

Диаспора –часть народа, пребывающая вне страны его основного поселения

Дилетант –тот, кто занимается наукой или искусством без специальной подготовки, используя только поверхностные знания

Дифирамб –преувеличенная , восторженная похвала

Дрезина – механическая железнодорожная тележка

Придумайте с данными словами словосочетание или предложение.

3. Вставьте пропущенные буквы:

ал…поватый* ант…логия* аре…паг*

ам…льгама * антр…цит* арх…п…лаг

ампл…туда антр…кот* асп…рагус

ан…мация ап…тичныйасп…рант*

ант…г…низм* ап…калипсис* аут…д…фе*

ант…с…митизм* ап…л…гет* аф…ризм

Объясните значение слов, помеченных значком *. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю или словарю иностранных слов.

Лексическое значение слова – это его соотнесённость с явлениями действительности, его содержание. Без знания лексического значения слова его употребление лишается смысла. Среди слов с непроверяемыми написаниями немало таких, которые понятны не всем в силу редкого употребления, использования только в определённых сферах деятельности (профессионализмы) или отдельных стилях языка ( например, в публицистике) или по причине недавнего заимствования либо, напротив, выхода слова из активного употребления как устаревшего. Заучивание написания таких слов без усвоения их значений, особенностей сочетаемости с другими словами не ведёт к желаемой цели: обучающийся не сможет использовать их в собственной речи. Поэтому первое правило , которого должен придерживаться всякий, заключается в том, что каждое незнакомое или малознакомое слово надлежит найти в словаре, чтобы узнать или уточнить его значение.

Слова в русском языке могут иметь одно или несколько значений. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, два и более – многозначными. Среди слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями также есть такие, у которых несколько значений: пейзаж – 1) вид какой- нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая природу, и описание природы в литературном произведении; реставратор -1) специалист по реставрации памятников культуры, искусства; 2) сторонник восстановления свергнутого революцией строя. Конкретное значение многозначного слова может быть определено в контексте: стоматологическая клиника (учреждение системы здравоохранения), клиника заболевания (совокупность проявлений болезни). В словарях разные значения одного и того же слова даются в рамках одной словарной статьи ( по этому признаку можно такое слово отличить от слова- омонима, оформленного в отдельной статье). Понимание лексического значения слова и знание многозначности слов – обязательное условие прочного усвоения их написания и правильного использования в речи.

Наши рекомендации