Тема: Ранние славяне и их соседи в письменных источниках и материальной культуре.
1. Наиболее ранние упоминания о славянах происходят с территории:
А) Арабского халифата;
Б) Германии;
В) Византии;
Г) Швеции;
Д) Священной Римской империи.
2. Прародина славян, по версии одного из авторов Повести временных лет, находилась:
А) в Верхнем Подунавье;
Б) в Нижнем Поволжье;
В) между Одером и Вислой;
Г) в Малой Азии.
3. В общеславянском языке нет заимствований из языков:
А) иранских;
Б) кельтских;
В) балтских;
Г) финно-угорских;
Д) тюркских.
4. По данным физической антропологии, древние славяне наиболее сходны с:
А) балтами;
Б) германцами;
В) финно-уграми;
Г) иранцами;
Д) кельтами.
5. Первой собственно славянской археологической культурой является:
А) зарубинецкая;
Б) черняховская;
В) киевская;
Г) тшинецко-комаровская;
Д) волынцевская.
6. Со склавенами Иордана и византийских источников связывают археологическую культуру:
А) пражско-корчакскую;
Б) лужицкую;
В) волынцевскую;
7. Для материальной культуры славян Восточной Европы до Х в. не характерно:
А) использование гончарного круга.
Б) височные кольца.
В) кучевая застройка.
Г) малые размеры жилища.
8. Великая Булгария византийских источников находилась:
А) в Среднем Поволжье.
Б) в Северном Причерноморье.
В) между Дунаем и Савой.
Г) в Центральной Азии.
9. Основные миграционные потоки славян в Восточную Европу в 8-10 вв. шли с территории:
А) Подунавья и южного берега Балтийского моря.
Б) Среднего Поволжья и Скандинавского полуострова.
В) Подунавья и Северного Причерноморья.
Г) Циркумбалтийского региона и Северного Причерноморья.
10. Главным торговым путём Восточной Европы в 8 — 1-й пол. 9 вв. был:
А) из Варяг в Греки.
Б) Днепро-Дунайский.
В) Волго-Балтийский.
Раздел 4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Тема: Русь и Золотая Орда: проблема монголо-татарского ига и его последствий.
1. В улус Джучи после завоеваний Батыя формально не входили земли:
А) Северо-Восточная Русь;
б) Половецкая степь;
в) Волжская Булгария.
2. Первым титул великого князя всея Руси носил:
А) Александр Невский;
б) Юрий Данилович Московский;
в) Михаил Ярославович Тверской.
3. Правителя улуса Джучи русские летописцы называли:
А) ханом;
Б) князем;
В) царём.
4. Антиордынские восстания 1262 г. в Ростове, Суздале, Ярославле были организованы:
А) Александром Невским;
Б) Даниилом Галицким;
В) городским вечем;
Г) Тевтонским орденом.
5. В 1246 г. по распоряжению Батыя от уплаты дани было освобождено:
А) купечество Владимиро-Суздальской земли;
Б) православное духовенство;
В) новгородское крестьянство.
6. «Наше величие смирилось; красота наша погибла; богатство наше пошло в прибыль другим; нашим трудом воспользовались поганые; наши земли стали достоянием иноплеменников. Мы стали поношением для живущих на окраинах нашей земли, стали посмешищем наших врагов; мы навели на себя гнев Божий как дождь с неба» - эта знаменитая фраза принадлежит:
А) Серапиону, епископу Владимирскому;
Б) Кириллу, митрополиту Киевскому;
В) неизвестному автору Задонщины.
7. В 1290-е гг. право сбора дани было передано Ордой:
А) баскакам;
Б) православному духовенству;
В) русским князьям.
8. Более всего пострадали от монгольского нашествия и ига:
А) города;
Б) сёла
9. Восстановите название государства: Великое княжество Литовское, ________ и Жмудское:
А) Польское;
Б) Чешское;
В) Русское.
10. В 1359 г. фактическим главой Московской Руси становится
А) хан Мамай;
Б) Дмитрий Донской;
В) митрополит Алексий.
Промежуточная аттестация
- экзамен (рейтинговая система*)
Рейтинг:
В связи с введением балльно-рейтинговой системы, предлагается учитывать виды учебной деятельности по дисциплине «ИСТОРИЯ» в следующих объемах баллов:
1) Выполнение самостоятельных письменных контрольных работ-тестов - 0 – 5 баллов (5 баллов – даны ответы на 90% - 100% вопросов теста; 4 балла – даны ответы на 70 – 89% вопросов теста, 3 балла – даны ответы на 50 – 69% вопросов теста; 2 балла – даны ответы на 40 – 49% вопросов теста; 1 балл – даны ответы на 30 – 39% вопросов теста).
2) Ответ на заранее сформулированный вопрос во время семинара – эвристической беседы – 2 – 5 баллов*
3) Участие в дискуссии – 1 – 5 баллов.
4) Выполнение творческого проекта (эссе) – 5-15 баллов.
5) Выполнение информационного проекта – 5-10 баллов.
6) Выполнение исследовательского проекта –7-15 баллов.
7) Написание рецензии – 5 - 15 баллов.
8) Составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов – 5-10 баллов.
9) Составление тематического глоссария - 2- 7 баллов.
10) Составление сравнительной таблицы - 2-7 баллов.
11) Составление персоналий - 2-7 баллов.
12) Посещение одной лекции – 2 балла.
13) Посещение одно семинара – 2 балла.
14) Посещение музея МПГУ – 5 баллов.
Обязательное условие для допуска студента к экзамену в форме блиц-опроса – наличие набранных баллов по каждому из разделов. Минимальное количество баллов для допуска студента к экзамену в форме блиц-опроса – 100 баллов.
Вопросы к экзамену
1. История как наука.
2. Переход от первобытного общества к государственности в мировой истории.
3. Ранние славян и их соседи по данным археологии и письменных источников.
4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
5. Социально-экономический и политический строй Древней Руси, раннесредневековой Европы и Востока.
6. Древняя Русь в системе международных отношений 9-12 вв.
7. Высокое Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.
8. Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия.
9. Русь и Орда во 2-й пол. 13 - 15 вв.
10. Централизация и формирование национальной культуры.Централизация Русского государства в 14 - 1-й пол. 16 вв.
11. Общественная мысль и культура России 14-16вв. в контексте культурного процесса в Европе и на Востоке.
12. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
13. Государственная деятельность Ивана Грозного и её оценка в исторической науке.
14. Проблема закрепощения крестьян.
15. Смутное время: причины и основные этапы.
16. Социально-экономическое и политическое развитие России 17 в. Дискуссия об абсолютизме.
17. Народные движения в Европе и на Востоке в 15-17 вв. Русский раскол как форма общественного протеста.
18. Реформы Петра I в контексте истории Европы 17-нач. 18 вв.
19. Структура общества России в 18 в. Категории населения. Правовое положение крестьянства.
20. Политика просвещенного абсолютизма. Реформаторская деятельность Екатерины II и Павла I. «Крестьянский вопрос».
21. Европейские революции Нового времени и их влияние на Россию.
22. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
23. Трансформации в России в 19 в.: территория, население, сословия и социальные группы.
24. Реформаторские проекты XIX в. Великие реформы Александра II.
25. Падение крепостного права.
26. Мировое капиталистическое хозяйство в кон. 19 – нач. 20 вв.
27. Социально-экономическое развитие Российской империи в конце 19 - начале 20 вв.
28. Политические партии в России нач. 20 в.: идеология и практика борьбы.
29. Россия в международных отношениях в 1894-1914 гг.
30. Первая мировая война: причины, основные театры военных действий, итоги.
31. Российская революция 1917 г.: причины и пути развития.
32. Версальско-вашингтонская система и международные отношения в 1919-1939 гг..
33. Причины, этапы и особенности Гражданской войны в России.
34. Советская страна и общество в 1921-1927 гг. Политика, экономика и международное положение.
35. Огосударствление экономики. Экономические и политические причины и смысл индустриализации и коллективизации.
36. Империя Сталина: государственное строительство, внутренняя и внешняя политика.
37. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне.
38. Идеология и культура СССР в 1918-1941 гг.
39. Итоги Второй мировой войны. Формирование «нового мирового порядка» и место в нём Советского Союза.
40. Эпоха «застоя»: социально-экономические и политические процессы.
41. СССР как социальное государство. Научно-техническое развитие СССР.
42. Pax Americana vs Pax Sovetica: эволюция двухполюсного миропорядка в 1950-1970-е гг. Движение неприсоединения.
43. Культура СССР в 1945-1984 гг. Диссидентство.
44. «Перестройка»: социально-экономические реформы, политическая либерализация, межнациональные противоречия.
45. Конец Холодной войны. Распад СССР.
46. Социально-экономические процессы, внутренняя и внешняя политика России в конце 20 - начале 21 вв.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2009
2. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007
3. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.
4. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007
5. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
б) дополнительная литература: