Промышленность, торговля, города и местечки
в Беларуси в первой половинеXIX в. »
Стандартный урок комбинированного типа.
Класс: 9
Учитель: Козлов Д.И.
Цель урока: создать условия для понимания школьниками, какие признаки назревания промышленного переворота в Беларуси были в первой половине XIX в.
Задачи:
1)Обучения:
сформировать у учеников представление о формах промышленного производства и начале промышленного переворота; обеспечить усвоение знаний о развитии путей сообщения и торговли, а так же роли ярмарок, и осуществить экскурс по новым явлениям в хозяйственной жизни городов и местечек Беларуси в первой половине XIX в.
2) Развития:
создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;
характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.
3)Воспитания:
воспитывать у школьников почтительное отношение к людскому труду, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.
Средства обучения:
· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.
· Мел, доска.
Этапы урока | Содержание и приемы работы учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку и наличия отсутствующих в классе. | Ученики приветствуют учителя |
2. Поверка домашнего задания | Проверяем домашнее задания по теме: «Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине XIX в.» Фронтальный опрос учащихся: 1. Какой параграф задавали на прошлом уроке? 2. Причины проведения реформ? 3. Перечислите формы крестьянского движения? 4. Что такое аграрный вопрос? 5. Назовите годы проведения реформ в деревне? 6. Какие проводились мероприятий, в государственной деревне по инициативе П.Д. Киселева и мероприятий, инвентарной реформы? 7. Каковы были итоги реформ? | Дети отвечают |
3. Переход к изучению нового материала. | Мы переходим к изучению нового материала: § 9 «Промышленность, торговля, города и местечки в Беларуси в первой половине XIX в. » Наша главная задача на уроке: узнать какие признаки назревания промышленного переворота в Беларуси были в первой половине XIX в. Для этого нам нужно вспомнить, чем фабрика отличается от мануфактуры и что представляли собой ярмармарки? | Записывают название новой темы в тетради. |
4. Изложение нового материала 5. Закрепление нового материала | К середине XIX в. промышленное производство в Беларуси находилось преимущественно на мелкотоварной и мануфактурной стадиях развития. Основными предприятиями этого времени были вотчинные мануфактуры, хозяевами которых являлись помещики, заставлявшие работать там своих крепостных крестьян. Преимущественное использование труда крепостных на промышленных предприятиях Беларуси представляло собой важную особенность ее экономического развития. В городах и местечках было много мелких предприятий (с 1 — 3 рабочими), хозяевами которых были купцы и мещане. В отличие от помещиков они не имели своей земли, рабочей силы, сырья и должны были платить за все необходимое для производства. Среди предприятий, которыми владели купцы и мещане, преобладали кожевенные, медные, кирпичные, шляпные. Их изделия сбывались в основном на местном рынке. Городская промышленность по сравнению с вотчинной была менее развитой. Вместе с вотчинной мануфактурой в первой половине XIX в. появились предприятия, основанные на свободном труде. Новым явлением в промышленном развитии Беларуси стало использование на отдельных предприятиях машин и паровых двигателей. Однако количество предприятий, внедрявших машинную технику, было незначительным. Владельцами большинства из них были помещики. Но уже с 1830-х гг. более половины промышленных предприятий принадлежало купцам и мещанам. Фабрики в Беларуси появились в 1820-е гг. Первыми были построены суконные фабрики в местечках Хомск Кобринского и Кросово Слонимского уездов. С 1839 г. действовал крупный сахарный завод князя И. Ф. Паскевича в Гомеле. Процесс разложения крепостнических отношений обусловил изменение состава белорусского населения и рост городов как торгово-промышленных центров. К середине XIX в. в Беларуси насчитывалось уже 40 городов и более 300 местечек. Наиболее крупными городами были Могилев (31 062 жителя), Витебск (30 664), Минск (26 760), Гродно (20 241). В них продолжали развиваться торговля и ремесло. Население городов росло как за счет естественного прироста, так и в результате принудительного переселения евреев из помещичьих имений. Большинство (70—80%) городского населения составляло мещанство (ремесленники, мелкие торговцы), 6—7 % — дворянство и духовенство, 2—2,5 % — купечество. Однако в первой половине XIX в. города Беларуси еще не стали центрами промышленности. Отвечаем на вопросы. 1. Что еще вы запомнили сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось, а что нет? | Уч-ся слушают и записывают основные понятия в тетрадь. Записывают Уч-ся читают |
Подведение итогов | Выставление оценок | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 7, 8, 9 подготовка к тесту по трём параграфам. | Записывают в дневник |
26.02.2015. Выполнение обязанностей классного руководителя в закрепленном классе: выявление, разрешение и анализ возникших за неделю проблем и педагогических ситуаций.
Консультации с учителем-методистом по подготовке к предстоящим учебным занятиям и обсуждение подготовленных планов-конспектов этих занятий.
27.02.2015Праздничное мероприятие «Масленица». Проведение урока в закреплённом 9 классе.
План-конспект зачетного урока по Истории Беларуси
Образование и наука в первой половине XIX в.»
Стандартный урок комбинированного типа.
Класс: 9
Учитель: Козлов Д.И.
Цель урока: создать условия для понимания школьниками, какой характер имела правительственная политика в области образования на территории Беларуси до и после восстания 1830-1831 гг. и сущность белорусоведения.
Задачи:
1)Обучения:
сформировать у учеников представление об изменениях в системе образования; обеспечить усвоение знаний о формировании научных знаний о Беларуси и белорусском народе, а также осуществить экскурс по типам школ и высшим учебным заведениям Беларуси в первой половине XIX в.
2) Развития:
создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;
характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.
3)Воспитания:
воспитывать у школьников почтительное отношение к белорускому народу, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.
Средства обучения:
· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.
· Мел, доска.
Этапы урока | Содержание и приемы работы учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку и наличия отсутствующих в классе. | Ученики приветствуют учителя |
2. Поверка домашнего задания | Написание теста по 3-м изученным параграфам. | Дети пишут тест |
3. Переход к изучению нового материала. | Мы переходим к изучению нового материала: § 10 «Образование и наука в первой половине XIX в.» Наша главная задача на уроке: узнать какой характер имела правительственная политика в области образования на территории Беларуси до и после восстания 1830-1831 гг. и сущность белорусоведения. Для этого нам нужно вспомнить какие тайные студенческие организации существовали в 1817-1823 гг., имена их участников и их взгляды. | Записывают название новой темы в тетради. |
4. Изложение нового материала 5. Закрепление нового материала | В первой половине 19 века культура Беларуси находилась под ореолом польской и русской культур. Причем под влиянием русской культуры она находилась в меньшей степени. В конце 18 – первой четверти 19 века полонизационные процессы усиливались, что было результатом попустительства российских властей. В 1830-1831 годах, после восстания, российские власти начали процесс вытеснения польской культуры и языка. То есть полонизация вытеснялась русификацией. Православная церковь, как считал царизм, принадлежало важное место в русификации Беларуси. Униатская церковь, к которой принадлежало более 2/3 всего населения, была ликвидирована в 1839 году. Многие приверженцы униатской церкви продолжали придерживаться своих религиозных взглядов и традиций. Использовался белорусский язык в основной крестьянами, они и выступали истинными хранителями белорусской культуры и традиций. Система просвещения в Беларуси в основной строилась на использовании польского языка в обучении, даже после присоединения к России и открытия русскоязычных школ. Реформа просвещения 1803-1804 года предполагала включение школ белорусских губерний в состав Виленского округа. Образование было сословным. Виленский университет был центром тогдашнего образования, преподовалось все на польском языке. Виленский университет был закрыт после подавления восстания 1832 года, так как был сосредоточием свободомыслия и шляхецкого патриотизма. По решению правительства в 1812 году Полоцкий иезуитский коллегиум был переименован в академию, подчинены которой были практически все иезуитские учебные заведения России. В академии имелась своя типография, библиотека, работали 3 факультета. В 1820 году состоялось изгнание иезуитов из Российской империи, а сами учебные заведения, находившиеся в их подчинении были переданы в распоряжение других католических орденов. Основание высшего учебного заведения – Гора-Горецкого института состоялось в 1848 году. В 19 веке, где-то около 60-х годов Беларусь насчитывала 576 учебных заведений всех типов. В 19 веке, в ее первой половине достаточного развития достигли такие учебные дисциплины, как медицина, математика, астрономия в таких учебных заведениях, как: Медико – хирургическая академия, Виленский университет. Были в почете археология, фольклористика, этнография, где работали такие выдающиеся деятели, как: Т. Нарбут, братья Е.П и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Румянцевский кружок имел значительную роль в изучении археологических исторических источников. В 1842 году К. Тышкевич основал исторический музей в Логойске, а по инициативе Е. Тышкевича был создан Виленский музей древности. Заполняется таблица: «Достижение в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.». Отвечаем на вопросы. 1. Что еще вы запомнили сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось, а что нет? | Уч-ся слушают и записывают основные понятия в тетрадь. Записывают Уч-ся читают Заполняют таблицу |
Подведение итогов | Выставление оценок | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 10, вопросы на с. 57. | Записывают в дневник |
Тест по 3-м параграфам:
Вариант 1
1. Категория крестьянства, которая количественно преобладала в Беларуси в середине XIX в.:
А. Государственные Б. Церковные В. Помещичьи Г. Свободные
2. Наиболее значительная ярмарка в Беларуси:
А. Зельвенская Б. Полоцкая В.Брестская Г. Освейск
3. Обозначьте одним термином следующие формулировки:
…………………… - специальный документ, содержащий описание феодальных владений.
…………………… - предприятие, основанное на ручном труде и его разделении.
4. Напишите, годы проведения реформ в государственной деревне: ……….…-……….....
5. Напишите, кто был владельцем первых в Беларуси суконных фабрик: ……………………….….
6. Перечислите главные повинности крестьян: ……………………………………………………
7. Дополните перечисление мероприятий, проведенных П.Д. Киселевым в государственной деревне:
А. описание государственных владений; Б. ..………………………..….;
В. ………………………………………………; Г... ………..……………….….;
Д. ……………………………………...……….; Е. ……………………………..;
Ж. …………………………………..………….;
8. Из перечня характерных черт развития промышленности выберите:
Черты капиталистического строя: Черты феодального строя:
……………………………… …………………………………
А. крупны предприятия принадлежали дворянам;
Б. ведущее место занимало ремесленное производство;
В. стали применяться машины на предприятиях;
Г. большинство занятых в производстве были крепостными крестьянами;
Д. распространение мануфактур;
Е. фабрики и заводы с вольнонаемными рабочими.
Вариант 2
1. Собственники, чьи промышленные предприятия в середине XIX в. находились в выгодном положении:
А. Предприниматели Б. Дворяне-помещики В. Купцы Г. Мещане
2.Отработочная повинность крестьян:
А. Барщина Б. Оброк В. Чинш Г. Сгоны
3. Обозначьте одним термином следующие формулировки:
………….. - хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян и производстве продукции на продажу.
…………………… - вопрос о собственности на землю и ее распределении, о положении крестьянства.
4. Напишите, годы возникновения первых фабрик Беларуси: ……….………….....
5. Напишите, кто был первым официально признанным изобретателем из Беларуси: …….
6. Перечислите формы крестьянского движения: ……………………………………………………
7. Дополните перечисление мероприятий, инвентарной реформы:
А. регулирование размеров наделов; Б. .…….…………………….;
В. …………………………………...………….;
8. Из перечня характерных черт развития сельского хозяйства выберите:
Черты капиталистического строя: Черты феодального строя:
…………………………………. …...…………………………
А. помещичье землевладение;
Б. основа хозяйства – труд крепостных крестьян;
В. специализация сельского хозяйства;
Г. большие повинности крестьян;
Д. широкое распространение фольварков;
Е. имущественное расслоение крестьян.
Таблица
«Достижение в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.».
Фамилия деятеля науки и культуры | Вклад в развиие науки и культуры |
Павел Шпилевский | Очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». |
Ян Чечот | 6 фольклорных песенных сборнтков. |
Константин и Евстафий Тышкевичи | Занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. Основан в Логойске первый в Беларуси исторический музей. Создан Виленский музей древностей. |
Вывод: Развитие научных знаний о Беларуси в первой половине XIX в. свидетельствало о пробуждении интереса к историческим корням родного края. Деятели культуры понимали роль просвещения и науки для развития края и единения его жителей.
03.03.2015. Разработка и утверждение классным руководителем 9 класса плана и содержания классного часа, подготовка к его проведению. Посещение уроков: белоруской литературы, физики, физкультуры и английского языка в закреплённом классе, с целью наблюдения за поведением учащегося 9 класса для составления психологической характеристики.
Сопровождение класса на духовно-нравственного воспитательного мероприятия: «Великий князь Константин Константинович Романов – отец всех кадетов». Проведение беседы со Кобзарь Артуром и классным руководителем Карасевой Ольгой Петровной с целью получения информации об увлечениях, семье и поведении Кобзарь Артура. Консультации с учителем-методистом по подготовке к предстоящим учебным занятиям и обсуждение подготовленных планов-конспектов этих занятий.
04.03.2015. Проведение информационного часа на тему: «Степень риска» (1-го марта – День борьбы с наркотиками).
Проведение урока в закреплённом 9 классе.
План-конспект урока по Истории Беларуси
Литература и искусство в первой половине XIX в.»
Стандартный урок комбинированного типа.
Класс: 9
Учитель: Козлов Д.И.
Цель урока: создать условия для понимания школьниками, какие исторические сюжеты и личности отечественной истории нашли отражение в произведениях белорусской литературы и искусства.
Задачи:
1)Обучения:
сформировать у учеников представление о польско-белорусских культурных деятелях; обеспечить усвоение знаний о становление нового белорусского языка и литературы, а также осуществить экскурс по развитию искусства и архитектуры на территории Беларуси в первой половине XIX в.
2) Развития:
создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;
характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.
3)Воспитания:
воспитывать у школьников почтительное отношение к белорускому народу, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.
Средства обучения:
· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.
· Мел, доска.
Этапы урока | Содержание и приемы работы учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку и наличия отсутствующих в классе. | Ученики приветствуют учителя |
2. Поверка домашнего задания | Проверяем домашнее задания по теме: «Промышленность, торговля, города и местечки в Беларуси в первой половине XIX в. » Фронтальный опрос учащихся: 1. Какой параграф задавали на прошлом уроке? 2. Какие виды образования существовали в Беларуси в первой половине XIX в.? 3. Какие в Виленском университете существовали тайные организации? 4. За что они баролись? 5. Перечислите деятелей наук и их достижения на территории Беларуси в первой половине XIX в.? | Дети отвечают |
3. Переход к изучению нового материала. | Мы переходим к изучению нового материала: § 11 «Литература и искусство в первой половине XIX в.» Наша главная задача на уроке какие исторические сюжеты и личности отечественной истории нашли отражение в произведениях белорусской литературы и искусства. Для этого нам нужно вспомнить термин белорусоведение. | Записывают название новой темы в тетради. |
4. Изложение нового материала 5. Закрепление нового материала | Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко. В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич. Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте. Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др. Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства. Заполняется таблица: «Достижение в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.». Отвечаем на вопросы. 1. Что еще вы запомнили сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось, а что нет? | Уч-ся слушают и записывают основные понятия в тетрадь. Записывают Уч-ся читают Заполняют таблицу |
Подведение итогов | Выставление оценок | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 7-12, вопросы на с. 66-69. | Записывают в дневник |
Таблица
«Достижение в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.».
Фамилия деятеля науки и культуры | Вклад в развиие науки и культуры |
Павел Шпилевский | Очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». |
Ян Чечот | 6 фольклорных песенных сборнтков. |
Константин и Евстафий Тышкевичи | Занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. Основан в Логойске первый в Беларуси исторический музей. Создан Виленский музей древностей. |
Адам Мицкевич | Культурный деятель, поэт, деятель национально- освободительного движения. |
Владислав Сырокомля | Культурный деятель, поэт, деятель национально- освободительного движения. |
Ян Барщевский | 4-х томный сборник «Шляхтич Завальня» |
Винцент Дунин-Марцинкевич | Создавал произведения на «мужицком» языке комедия-опера «Идилия». |
Иосиф Олешкевич | Автор портрета А. Чарторыйского, «Групповой портрет». |
Иван Хруцкий | «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Портрет мальчика в соломеной шляпе» |
Валентий Ванькович | «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аюдаг», портрет А.С. Пушкина. |
Антон Абранович | Музыкальная поэма «Белорусская свадьба» |
05.03.2015. Консультации с учителем-методистом по подготовке к предстоящим учебным занятиям и обсуждение подготовленных планов-конспектов этих занятий.
06.03.2015. Проведение классного часа, поздравление девочек с 8 марта, на котором прошло зачетное воспитательное мероприятие на тему: «Весеннее настроение».
Проведение урока в закреплённом 9 классе.
План-конспект урока по Истории Беларуси