Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX в.»

Стандартный урок комбинированного типа.

Класс: 9

Учитель: Козлов Д.И.

Цель урока: создать условия для понимания школьниками какой характер имели реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в.

Задачи:

1)Обучения:

сформировать у учеников представление о нарастании крестьянских выступлений и их антикрепостнический характер; обеспечить усвоение знаний о реформе П.Д. Киселева в государственной деревне и проведение инвентарной реформы, а также осуществить экскурс по новым явлениям в хозяйственной жизни деревни в первой половине XIX в.

2) Развития:

создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;

характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.

3)Воспитания:

воспитывать у школьников почтительное отношение к крестьянам, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.

Средства обучения:

· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.

· Мел, доска.

Этапы урока Содержание и приемы работы учителя Действия учеников
1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку и наличия отсутствующих в классе. Ученики приветствуют учителя
2. Поверка домашнего задания Проверяем домашнее задания по теме: «Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине XIX в.» Фронтальный опрос учащихся: 1. Какой параграф задавали на прошлом уроке? 2. Какой процент населения Беларуси составляли крестьяне? 3. Что такое фольварк? 4. Перечислите сохранение феодальных отношений? 5. Какие были основные признаки развития капиталистических отношений? 6. Что такое инвентари? 7. Основные повинности крестьян?     Дети отвечают  
3. Переход к изучению нового материала. Мы переходим к изучению нового материала: § 8 «Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX в.» Наша главная задача на уроке: узнать какой характер имели реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в. Для этого нам нужно вспомнить что представляет собой фольварочно- барщинная система хозяйствования.   Записывают название новой темы в тетради.
4. Изложение нового материала   5. Закрепление нового материала Существенный рост цен на хлеб в Западной Европе сделал выгодным для феодалов вывоз зерна за границу. Чтобы увеличить прибыльность своих имений, они начали создавать фольварки. Фольварк — это хозяйство феодала с комплексом строений и барской пахотной землей, где крестьяне отрабатывали барщину. Нарастание крестьянских выступлений. Усиление крепостного эксплуатации крестьян вызывало их сопротивление. Формами крестьянского движения были подача властям жалоб на помещиков, отказ от послушания владельцам, прекращение выхода на барщину, нападения на барские дворы. Крестьяне жили надеждой на скорое упразднение крепостничества, что все чаще отображалась в их требованиях. В 1847 г. средь крестьян Витебской губернии распространились слухи, что за отработку трех лет на строительстве железной дороги Петербург - Москва царь дарует им свободу и наделяет землей в плодородных южных губерниях. Это стало основанием для массовых побегов крестьян. В 1847 г. в поместье Сморгонь Ошмянского уезда было распространено письмо с призывом к крестьянам, недовольным злоупотреблениями местной администрации, чтобы они совместно с мещанами вырезали всех помещиков, экономов и добыли себе свободу. Авторам «возмутительного воззвания» отозвался мелкий чиновник шляхтич Юлиан Бокшанский. Заполняется сравнительная таблица: «Реформы сельского хозяйства Беларуси в 1840-1850-х гг.». Отвечаем на вопросы. 1. Что еще вы запомнили сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось, а что нет?     Уч-ся слушают и записывают основные понятия в тетрадь.     Записывают     Уч-ся читают   Заполняют таблицу
Подведение итогов Выставление оценок  
Домашнее задание   Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 8, вопросы на с. 45.   Записывают в дневник


Сравнительная таблица

«Реформы сельского хозяйства Беларуси в 1840-1850-х гг.».

План сравнения Реформа государственной деревни Инвентарная реформа
Время и место проведения В 1840 - 1857 гг. была проведена Киселевым в гос-ой деревне. С 1844 гг. в поместьях Зап. и Центр. и части Вост. Беларуси.
Причины и цели проведения Повысить доходность казенных имений и снизить недовольство кр-ян. Регулировать размеры наделов и повинности помещичьих кр-ян.
Проведение мероприятий   Описание государственных владений, уменьшались повинности крестьян и увеличивались их земельные наделы. Крестьяне казенных поместий переводились с барщины на денежный оброк, прекращалась сдача казенных поместий в аренду. Признавалась «гражданские свободы» гос. кр-ян, в государственной деревне создавались сельские общества – общины. Ее суть сводилась к регулированию размеров наделов и повинностей помещичьих крестьян и закрепления их в инвентарях. Обязательные инвентари ограничивали власть помещиков.    

Самоанализ урока.

Тема урока:«Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX в.».

Данная тема занимает значительное место в системе уроков, т. к. данная тематика характеризуется событиями, связанными с развитием белорусского народа в середине XIX в. Также значимость данной темы заключается ещё и в том, что с помощью изучения каждой из реформ в сельском хозяйстве, появляется возможность более детального изучения жизни крестьян как в государственной так и в помещичьей деревне.

Изучение данной темы тесно связано с материалом прошлых уроков, а также связано с последующими темами уроков, и поэтому требует прежде всего понимания основных процессов происходящих в данный период времени. Поэтому с моей стороны при изучении данной темы сделан акцент на объяснение происходящих событий в данных странах. Следует отметить должную подготовку учащихся, что значительно облегчило работу на уроке. В процессе объяснения тему, мною ставились вопросы для актуализации знаний учащихся.

При подготовке к данному уроку я заострил внимание на самостоятельную работу учащихся с целью развития у них способности логически мыслить, уметь выделять главное в предложенном тексте параграфа.

Достаточно много внимания я уделил актуализации знаний учащихся по прошлому материалу с целью закрепления пройденного материала.

В целом поставленные мною задачи были выполнены. Наиболее важные моменты были рассмотрены на уроке под моим контролем.

__________________________________________________ С.В. Цыбульская

24.02.2015. Посещение урока студента-практиканта Малюжанца П.А. в 6 «Б» классе по предмету «История Беларуси» по теме «Культура наших предков» и участие в его анализе. Цель урока: создать условия для понимания происходящих событий на территории Беларуси и формировании славянской культуры. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:

· Опрос по предыдущему материалу был организован в устной форме по классической схеме, учитель задаёт вопрос классу – один ученик отвечает – класс слушает, исправляет, дополняет.

· Изложение нового материала осуществлялось в форме беседы. Учитель путём умело поставленных вопросов побуждал учащихся к анализу изучаемых фактов и явлений и формулированию соответствующих выводов и обобщений. В результате беседа в виде сообщения новых знаний способствовала подведению учащихся к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению проблемных вопросов.

· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.

25.02.2015Проведение информационного часа, на котором прошло воспитательное мероприятие на тему: «Компьютерные игры – иллюзия реальности».

Проведение урока в закреплённом 9 классе.

План-конспект зачетного урока по Истории Беларуси

Наши рекомендации