Цели и задачи воспитательной работы училища.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИЛИЩА.
Предмет деятельности:
Осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной, методической работы.
Основная цель:
Интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся в кадетском училище (кадет), их адаптации к дальнейшей жизни в обществе.
Основные задачи училища:
1. Обеспечение получения кадетами общего базового и общего среднего образования, а также необходимых для выбора профессии первичных знаний и навыков военного дела, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
2. Патриотическое воспитание, формирование у кадет чувства верности конституционному долгу по защите Республики Беларусь, дисциплинированности и ответственности, стремления к овладению профессий службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
3. Воспитание кадет выносливыми, способными стойко переносить трудности.
4. Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, развития их способностей и творческого потенциала.
5. Формирования у кадет высокой общей культуры, нравственных, морально-психологических, деловых и организаторских качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и общественного служения своему народу.
6. Привитие кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ
Цель –приобщение кадет к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, способствующим духовно-нравственному развитию, позволяющему личности самоопределяться и реализовываться в социуме.
Задачи:
· создание представления и понимания нравственных основ общества
· формирование норм поведения
· стимулирование процессов самосознания и саморазвития
· воспитание патриотизма и любви к Родине, культурному наследию, традициям, желания изучать, возрождать, сберегать и приумножать их.
· Создание условий для развития и укрепления у детей и их родителей чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и малую Родину.
ХОД ПРАКТИКИ
09.02.2015
Участие в установочной конференции по педагогической практике под руководством Глазырина С.Е.
Посещение Полоцкого кадетского училища. Знакомство с администрацией школы, закрепление за учителем-методистом Цыбульской С.В. и распределение в 9 класс. Знакомство с учащимися. Ознакомление с расписанием звонков и уроков в закреплённом классе.
АдминистрацияГУО «Полоцкое кадетское училище»:
Директор Жевнерович Ж.Е.
Заместитель директора по учебной работе Богданова Г.А.; Филимонова С.В.
Заместитель директора по воспитательной работе Чура Л.А.
Учитель-методист«Полоцкого кадетского училища»:
Цыбульская С.В.
Карасёва О.П.
Расписание звонков
№ урока | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8:00-8:45 | 8:00-8:45 | 8:00-8:45 | 8:00-8:45 | 8:00-8:45 | |
9:00-9:45 | 9:00-9:45 | 9:00-9:45 | 9:00-9:45 | 9:00-9:45 | |
10:05-10:50 | 10:05-10:50 | ПОЛИТИНФО. 10:05-10:20 10:30-11:15 | 10:05-10:50 | 10:05-10:50 | |
11:10-11:55 | 11:10-11:55 | 11:35-12:20 | 11:10-11:55 | 11:10-11:55 | |
12:05-12:50 | 12:05-12:50 | 12:30-13:15 | 12:05-12:50 | 12:05-12:50 | |
13:00-13:45 | 13:00-13:45 | 13:25-14:10 | 13:00-13:45 | 13:00-13:45 | |
13:55-14:40 | 13:55-14:40 | 14:20-15:05 | 13:55-14:40 | 13:55-14:40 |
Расписание уроков 9 класса
№ урока | ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
ПРЕДМЕТ | ПРЕДМЕТ | ПРЕДМЕТ | ПРЕДМЕТ | ПРЕДМЕТ | |
Химия | Бел. лит. | Черчение | Биология | Русск. яз. | |
Физ-ра | Физика | Физика | Бел. яз. | Бел. яз. | |
Географ. | Биология | ПОЛИТИНФОРМ. Ист. Бел. | Матем. | Бел. лит. | |
Матем. | Матем. | Матем. | Англ./Нем. яз. | Физ-ра. | |
Общ-ие. | Физ-ра. | Труд/Инф-ка | Русск. яз. | Ист. Бел. | |
Англ./Нем. яз. | Англ./Нем. яз. | Труд/Инф-ка | Русск. лит. | Химия |
Расписание уроков учителя-методиста Цыбульской С.В.
№ УРОКА | ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | |||
ПРЕДМЕТ | КАБ. | ПРЕДМЕТ | КАБ. | ПРЕДМЕТ | КАБ. | |
5. Ист. Бел. | - | - | 7 «Б» Ист. Бел. | |||
10. Ист. Бел. | - | - | 8. Ист. Бел. | |||
8. Ист. Бел. | - | - | 9. Ист. Бел. | |||
11. Ист. Бел. | - | - | - | - | ||
9. Общ-ие. | 6 «Б» Ист. Бел. | - | - | |||
7 «А» Ист. Бел. | 7 «Б» Ист. Бел. | - | - |
№ УРОКА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА | ||
ПРЕДМЕТ | КАБ. | ПРЕДМЕТ | КАБ. | |
- | - | 6 «А» Ист. Бел. | ||
- | - | 10. Общ-ие. | ||
- | - | 11. Общ-ие. | ||
6 «А» Ист. Бел. | 6 «Б» Ист. Бел. | |||
7 «А» Ист. Бел. | 9. Ист. Бел. | |||
5. Ист. Бел. | - | - |
Список учащихся 9 класса
1. Байков Евгений
2. Бутько Владислав
3. Волков Владислав
4. Иванов Никита
5. Кийко Владислав
6. Кобзарь Артур
7. Косьмин Валерий
8. Кузнецов Михаил
9. Лагош Алексей
10. Лагош Николай
11. Макарский Григорий
12. Перепечко Иван
13. Петрович Иван
14. Попова Виктория
15. Прохоров Владислав
16. Снаркович Андрей
17. Тальвинский Владислав
18. Фургалов Павел
19. Хохолко Павел
20. Чепурненко Виктория
21. Чернова Алеся
22. Чернявский Никита
23. Чура Дмитрий
24. Янцевич Егор
АКТИВ 9 КЛАССА
Командир класса:Макарский Григорий
Командир отделения:Кобзарь Артур, Чернявский Никита, Чура Дмитрий
Учебный сектор: Чернова Алеся
Культурно-массовый сектор: Чепурненко Виктория
Информационный сектор:Лагоша Николай
Спортивный сектор:Косьмин Валерий
Трудовой сектор:Волков Владислав
Редколлегия: Петрович Иван
Календарно-тематическое планирование
Тема урока и дата | Основные понятия | Учебник: параграф, пункты |
Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине XIX в. (18.02.2015.) | «свободные сельские обыватели» | §7; 1.Новые явления в хозяйственной жизни деревни; 2.Социально-правовое положение крестьянства; 3.Нормы и формы повинностей. |
Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX в. (20.02.2015.) | Аграрный вопрос, реформа П.Д. Киселева, община, инвентарная реформа. | §8; 1.Нарастание крестьянских выступлений и их антикрепостнический характер; 2.Реформа П.Д. Киселева в государственной деревне; 3.Реформа в помещичьей деревне; |
Промышленность, торговля, города и местечки в Беларуси в первой половине XIX в. (25.02.2015.) | Гостинец, корчма. | §9; 1.Формы промышленного производства и начало промышленного переворота; 2.Развитие путей сообщения и торговли. Роль ярмарок; 3.Города и местечки Беларуси. |
Образование и наука в первой половине XIX в. (27.02.2015.) | Ланкастерская школа, белорусоведение. | §10; 1.Изменения в системе образования. Типы школ. Высшие учебные заведения; 2.Формирование научных знаний о Беларуси и белорусском народе ; |
Литература и искусство в первой половине XIX в. (04.03.2015.) | Литвинский патриотизм | §11 1.Польско-белорусские культурные деятели; 2.Становление нового белорусского языка и литературы; 3.Развитие искусства. |
Беларусь в конце XVIII – середине XIX в. Урок обобщения. (06.03.2015.) | §12; 1.Итоги общественно-политического и конфессионального развития Беларуси; 2.Итоги экономического развития Беларуси; 3.Итоги развития культуры Беларуси. | |
Положение Беларуси во второй половине XIХ – начале XX в. Общая характеристика. (13.03.2015.) | Революция, капитализм, промышленный переворот, пролетариат, община, народничество. | §13; 1.Особенности перехода от феодального к буржуазному обществу на белорусских землях; 2.Национальный вопрос и формирование самосознания белорусов; |
Отмена крепостного права. (18.03.2015.) | Выкупная операция, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, уставные грамоты, чересполосица. | §14; 1.Подготовка крестьянской реформы; 2.Провозглашение и условия освобождения помещичьих крестьян; 3.Реформирование государственной деревни; |
10.02.2015
Посещение урока учителя-методиста Цыбульской С.В. в 6 «Б» классе по Истории Беларуси. Урок по теме: «Первобытное животноводство и земледелие в бронзовом и железном веках». Цель урока: проверка знаний с целью закрепления пройденного материала. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была организована в форме устного опроса и выполнением заданий в контурных картах.
· При изложении нового материала использовался объяснительно-иллюстративный метод.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объёме.
11.02.2015
Посещение урока учителя-методиста Цыбульской С.В. в 7 «Б» классе по Истории Беларуси. Урок по теме: « Княжение Ольгерда. Начало правления Ягайло». Цель урока: проверка знаний с целью закрепления пройденного материала. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была проведена в форме устного опроса.
· Изложение нового материала было доступно, учителем заострялось внимание учащихся на существенных моментах. По ходу объяснения проверялась степень понимания учениками нового материала.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объёме.
Посещение урока учителя-методиста Цыбульской С.В. в 8 классе по Истории Беларуси. Урок по теме: «ВКЛ в кон. XVI – пер. по. XVII вв.». Цель урока: создать условия для понимания причин и условий становления государственности ВКЛ. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была организована во фронтальной форме.
· При изложении нового материала применялся объяснительно-иллюстративный метод, работа со всем классом с целью развития умений логически мыслить.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
Посещение политинформационного часа классного руководителя Карасёвой О.П. в 9 классе – по теме «15 февраля – День воинов - интернационалистов». Цель занятия: создать условия для понимания причин и условий прибытия советских войск в Афганистане.
Посещение урока учителя-методиста Цыбульской С.В. в 9 классе по Истории Беларуси. Урок по теме: «Изменения в политике российского правительства Беларуси в 1830-1840 гг.». Цель урока: создать условия для понимания происходящих событий на территории Беларуси в первой половине ХІХ века. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Опрос по предыдущему материалу был организован в устной форме по классической схеме, учитель задаёт вопрос классу – один ученик отвечает – класс слушает, исправляет, дополняет.
· Изложение нового материала осуществлялось в форме беседы. Учитель путём умело поставленных вопросов побуждал учащихся к анализу изучаемых фактов и явлений и формулированию соответствующих выводов и обобщений. В результате беседа в виде сообщения новых знаний способствовала подведению учащихся к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению проблемных вопросов.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
12.02.2015
Посещение урока учителя-методиста Цыбульской С.В. в 6 «А» классе по Истории Беларуси. Урок по теме: «Сообщество людей каменного века». Цель урока: проверка знаний с целью закрепления пройденного материала. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Опрос по предыдущему материалу был организован в устной форме по классической схеме, учитель задаёт вопрос классу – один ученик отвечает – класс слушает, исправляет, дополняет.
· При изложении нового материала применялся объяснительно-иллюстративный метод, работа со всем классом с целью развития умений логически мыслить.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
Посещение урока учителя-методиста Цыбульской С.В. в 7 «А» классе по Истории Беларуси. Урок по теме: «Княжение Ольгерда. Начало правления Ягайло». Цель урока: проверка знаний с целью закрепления пройденного материала.
Посещение уроков учителя методиста с целью изучения и усвоения приёмов педагогического мастерства.Провел анализ урока учителя-методиста соответственно педагогическим и методологическим нормативам.
План-конспект урока по Истории Беларуси
В первой половине XIX в»
Стандартный урок комбинированного типа.
Класс: 9
Учитель: Козлов Д.И.
Цель урока: создать условия для понимания школьниками какой характер имела система хозяйствования в Беларуси в первой половине XIX в.
Задачи:
1)Обучения:
сформировать у учеников представление о положении крестьян их нормах и повинностях на белорусских земель; обеспечить усвоение знаний о социально-правовом статусе крестьянина, а также осуществить экскурс по новым явлениям в хозяйственной жизни деревни в первой половине XIX в.
2) Развития:
создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;
характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.
3)Воспитания:
воспитывать у школьников почтительное отношение к крестьянам, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.
Средства обучения:
· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.
· Мел, доска.
Этапы урока | Содержание и приемы работы учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку и наличия отсутствующих в классе. | Ученики приветствуют учителя |
2. Поверка домашнего задания | Проверяем домашнее задания по теме «Конфессиональные отношения в конце XVIII – первой XIX». Фронтальный опрос учащихся: 1. Какой параграф задавали на прошлом уроке? 2. Что такое конфессия? 3. Какие христианские конфессии были на Беларуси в пер. пол. XIX в.? 4. Что такое униатсво? 5.Почему униаты не соглашались принять православие? 6. Обьясните, почему католики, называли униатскую веру мужыцкой? 7. Что такое Полоцкий церковный собор? | Дети отвечают |
3. Переход к изучению нового материала. | Мы переходим к изучению нового материала: § 7 «Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине XIX в» Наша главная задача на уроке: узнать какой характер имела система хозяйствования в Беларуси в первой половине XIX в. Для этого нам нужно вспомнить какими были основные повинности крепостных крестьян? Что такое инвентари? | Записывают название новой темы в тетради. |
4. Изложение нового материала 5. Закрепление нового материала | Основными из повинностей были барщина (панщина) и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны – срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами – например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк – дякло. В историческом словарике найдите понятие инвентари и выпишите понятие себе в тетрадь. Попрошу пометить в конспектах что 80% населения Беларуси составляли крестьяне из них: помещичьих 64,6%; государственных 19,1%; другие 16,3%. Беларусь в первой половине XIX в. являлась исключительно аграрным регионом. Одной из особенностей развития ее сельского хозяйства было господство крупного дворянского землевладения. Основой помещичьего хозяйства являлось земледелие. Оно приносило собственникам основной доход, поэтому они стремились увеличивать площадь пахотных земель. Выращивались рожь, овес, ячмень и особенно картофель, превратившийся из огородной в полевую культуру. Расширялось производство льна, конопли, сахарной свеклы. В поместьях строились промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: суконные, винокуренные, сахароваренные, смолокуренные. Значительный доход давала продажа леса. На мясо-молочном скотоводстве в то время специализировались только отдельные помещики, имевшие у себя винокуренные заводы. Среди крестьян появлялись зажиточные семьи, использовавшие наемный труд. Многие из них арендовали мельницы, занимались мелкой торговлей, пользовались в своих хозяйствах различными механическими приспособлениями. Но таких крестьян было немного. Вместе с тем на селе росло количество безземельных крестьян, бобылей, кутников. Многие крепостные разорялись и не могли, как раньше, нести повинности. Заполняется сравнительная таблица: «Признаки сохранения феодальных и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве в первой половине XIX в.» Отвечаем на вопросы. 1. Что еще вы запомнили сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось, а что нет? | Уч-ся слушают и записывают основные понятия в тетрадь. Записывает определение в тетрадь Записывают Уч-ся читают Заполняют таблицу |
Подведение итогов | Выставление оценок | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 7, вопросы на с. 41. | Записывают в дневник |
Сравнительная таблица
«Признаки сохранения феодальных и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве в первой половине XIX в.»
Признаки сохранения феодальных отношений | Признаки развития капиталистических отношений |
1. Существовало большое дворянское землевладение. 2. Землю обрабатывали крепостные, которые были не заинтересованы в своей работе. 3. Устарелая сельхоз. техника. | 1. Фольварк – хозяйство, продукция которой шла на продажу. 2. Землю обрабатывали наемные крестьяне. 3. Новые виды специализации: суконные, винокуренные, сахароваренные, смолокуренные. 4. Использование с/х. машин. |
19.02.2015. Выполнение обязанностей классного руководителя в закрепленном классе: выявление, разрешение и анализ возникших за неделю проблем и педагогических ситуаций.
Консультации с учителем-методистом по подготовке к предстоящим учебным занятиям и обсуждение подготовленных планов-конспектов этих занятий.
20.02.2015
Проведение урока в закреплённом 9 классе.
План-конспект урока по Истории Беларуси
Самоанализ урока.
Тема урока:«Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX в.».
Данная тема занимает значительное место в системе уроков, т. к. данная тематика характеризуется событиями, связанными с развитием белорусского народа в середине XIX в. Также значимость данной темы заключается ещё и в том, что с помощью изучения каждой из реформ в сельском хозяйстве, появляется возможность более детального изучения жизни крестьян как в государственной так и в помещичьей деревне.
Изучение данной темы тесно связано с материалом прошлых уроков, а также связано с последующими темами уроков, и поэтому требует прежде всего понимания основных процессов происходящих в данный период времени. Поэтому с моей стороны при изучении данной темы сделан акцент на объяснение происходящих событий в данных странах. Следует отметить должную подготовку учащихся, что значительно облегчило работу на уроке. В процессе объяснения тему, мною ставились вопросы для актуализации знаний учащихся.
При подготовке к данному уроку я заострил внимание на самостоятельную работу учащихся с целью развития у них способности логически мыслить, уметь выделять главное в предложенном тексте параграфа.
Достаточно много внимания я уделил актуализации знаний учащихся по прошлому материалу с целью закрепления пройденного материала.
В целом поставленные мною задачи были выполнены. Наиболее важные моменты были рассмотрены на уроке под моим контролем.
__________________________________________________ С.В. Цыбульская
24.02.2015. Посещение урока студента-практиканта Малюжанца П.А. в 6 «Б» классе по предмету «История Беларуси» по теме «Культура наших предков» и участие в его анализе. Цель урока: создать условия для понимания происходящих событий на территории Беларуси и формировании славянской культуры. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Опрос по предыдущему материалу был организован в устной форме по классической схеме, учитель задаёт вопрос классу – один ученик отвечает – класс слушает, исправляет, дополняет.
· Изложение нового материала осуществлялось в форме беседы. Учитель путём умело поставленных вопросов побуждал учащихся к анализу изучаемых фактов и явлений и формулированию соответствующих выводов и обобщений. В результате беседа в виде сообщения новых знаний способствовала подведению учащихся к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению проблемных вопросов.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
25.02.2015Проведение информационного часа, на котором прошло воспитательное мероприятие на тему: «Компьютерные игры – иллюзия реальности».
Проведение урока в закреплённом 9 классе.
План-конспект зачетного урока по Истории Беларуси
План-конспект зачетного урока по Истории Беларуси
Образование и наука в первой половине XIX в.»
Стандартный урок комбинированного типа.
Класс: 9
Учитель: Козлов Д.И.
Цель урока: создать условия для понимания школьниками, какой характер имела правительственная политика в области образования на территории Беларуси до и после восстания 1830-1831 гг. и сущность белорусоведения.
Задачи:
1)Обучения:
сформировать у учеников представление об изменениях в системе образования; обеспечить усвоение знаний о формировании научных знаний о Беларуси и белорусском народе, а также осуществить экскурс по типам школ и высшим учебным заведениям Беларуси в первой половине XIX в.
2) Развития:
создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;
характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.
3)Воспитания:
воспитывать у школьников почтительное отношение к белорускому народу, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.
Средства обучения:
· История Беларуси, конец XVIII – начало XX в. : учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов ; под. ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – 199 с. : ил.
· Мел, доска.
Этапы урока | Содержание и приемы работы учителя | Действия учеников |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку и наличия отсутствующих в классе. | Ученики приветствуют учителя |
2. Поверка домашнего задания | Написание теста по 3-м изученным параграфам. | Дети пишут тест |
3. Переход к изучению нового материала. | Мы переходим к изучению нового материала: § 10 «Образование и наука в первой половине XIX в.» Наша главная задача на уроке: узнать какой характер имела правительственная политика в области образования на территории Беларуси до и после восстания 1830-1831 гг. и сущность белорусоведения. Для этого нам нужно вспомнить какие тайные студенческие организации существовали в 1817-1823 гг., имена их участников и их взгляды. | Записывают название новой темы в тетради. |
4. Изложение нового материала 5. Закрепление нового материала | В первой половине 19 века культура Беларуси находилась под ореолом польской и русской культур. Причем под влиянием русской культуры она находилась в меньшей степени. В конце 18 – первой четверти 19 века полонизационные процессы усиливались, что было результатом попустительства российских властей. В 1830-1831 годах, после восстания, российские власти начали процесс вытеснения польской культуры и языка. То есть полонизация вытеснялась русификацией. Православная церковь, как считал царизм, принадлежало важное место в русификации Беларуси. Униатская церковь, к которой принадлежало более 2/3 всего населения, была ликвидирована в 1839 году. Многие приверженцы униатской церкви продолжали придерживаться своих религиозных взглядов и традиций. Использовался белорусский язык в основной крестьянами, они и выступали истинными хранителями белорусской культуры и традиций. Система просвещения в Беларуси в основной строилась на использовании польского языка в обучении, даже после присоединения к России и открытия русскоязычных школ. Реформа просвещения 1803-1804 года предполагала включение школ белорусских губерний в состав Виленского округа. Образование было сословным. Виленский университет был центром тогдашнего образования, преподовалось все на польском языке. Виленский университет был закрыт после подавления восстания 1832 года, так как был сосредоточием свободомыслия и шляхецкого патриотизма. По решению правительства в 1812 году Полоцкий иезуитский коллегиум был переименован в академию, подчинены которой были практически все иезуитские учебные заведения России. В академии имелась своя типография, библиотека, работали 3 факультета. В 1820 году состоялось изгнание иезуитов из Российской империи, а сами учебные заведения, находившиеся в их подчинении были переданы в распоряжение других католических орденов. Основание высшего учебного заведения – Гора-Горецкого института состоялось в 1848 году. В 19 веке, где-то около 60-х годов Беларусь насчитывала 576 учебных заведений всех типов. В 19 веке, в ее первой половине достаточного развития достигли такие учебные дисциплины, как медицина, математика, астрономия в таких учебных заведениях, как: Медико – хирургическая академия, Виленский университет. Были в почете археология, фольклористика, этнография, где работали такие выдающиеся деятели, как: Т. Нарбут, братья Е.П и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Румянцевский кружок имел значительную роль в изучении археологических исторических источников. В 1842 году К. Тышкевич основал исторический музей в Логойске, а по инициативе Е. Тышкевича был создан Виленский музей древности. Заполняется таблица: «Достижение в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.». Отвечаем на вопросы. 1. Что еще вы запомнили сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось, а что нет? | Уч-ся слушают и записывают основные понятия в тетрадь. Записывают Уч-ся читают Заполняют таблицу |
Подведение итогов | Выставление оценок | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 10, вопросы на с. 57. | Записывают в дневник |
Тест по 3-м параграфам:
Вариант 1
1. Категория крестьянства, которая количественно преобладала в Беларуси в середине XIX в.:
А. Государственные Б. Церковные В. Помещичьи Г. Свободные
2. Наиболее значительная ярмарка в Беларуси:
А. Зельвенская Б. Полоцкая В.Брестская Г. Освейск
3. Обозначьте одним термином следующие формулировки:
…………………… - специальный документ, содержащий описание феодальных владений.
…………………… - предприятие, основанное на ручном труде и его разделении.
4. Напишите, годы проведения реформ в государственной деревне: ……….…-……….....
5. Напишите, кто был владельцем первых в Беларуси суконных фабрик: ……………………….….
6. Перечислите главные повинности крестьян: ……………………………………………………
7. Дополните перечисление мероприятий, проведенных П.Д. Киселевым в государственной деревне:
А. описание государственных владений; Б. ..………………………..….;
В. ………………………………………………; Г... ………..……………….….;
Д. ……………………………………...……….; Е. ……………………………..;
Ж. …………………………………..………….;
8. Из перечня характерных черт развития промышленности выберите:
Черты капиталистического строя: Черты феодального строя:
……………………………… …………………………………
А. крупны предприятия принадлежали дворянам;
Б. ведущее место занимало ремесленное производство;
В. стали применяться машины на предприятиях;
Г. большинство занятых в производстве были крепостными крестьянами;
Д. распространение мануфактур;
Е. фабрики и заводы с вольнонаемными рабочими.
Вариант 2
1. Собственники, чьи промышленные предприятия в середине XIX в. находились в выгодном положении:
А. Предприниматели Б. Дворяне-помещики В. Купцы Г. Мещане
2.Отработочная повинность крестьян:
А. Барщина Б. Оброк В. Чинш Г. Сгоны
3. Обозначьте одним термином следующие формулировки:
………….. - хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян и производстве продукции на продажу.
…………………… - вопрос о собственности на землю и ее распределении, о положении крестьянства.
4. Напишите, годы возникновения первых фабрик Беларуси: ……….………….....
5. Напишите, кто был первым официально признанным изобретателем из Беларуси: …….
6. Перечислите формы крестьянского движения: ……………………………………………………
7. Дополните перечисление мероприятий, инвентарной реформы:
А. регулирование размеров наделов; Б. .…….…………………….;
В. …………………………………...………….;
8. Из перечня характерных черт развития сельского хозяйства выберите:
Черты капиталистического строя: Черты феодального строя:
…………………………………. …...…………………………
А. помещичье землевладение;
Б. основа хозяйства – труд крепостных крестьян;
В. специализация сельского хозяйства;
Г. большие повинности крестьян;
Д. широкое распространение фольварков;
Е. имущественное расслоение крестьян.
Таблица
«Достижение в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.».
Фамилия деятеля науки и культуры | Вклад в развиие науки и культуры |
Павел Шпилевский | Очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». |
Ян Чечот | 6 фольклорных песенных сборнтков. |
Константин и Евстафий Тышкевичи | Занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. Основан в Логойске первый в Беларуси исторический музей. Создан Виленский музей древностей. |
Вывод: Развитие научных знаний о Беларуси в первой половине XIX в. свидетельствало о пробуждении интереса к историческим корням родного края. Деятели культуры понимали роль просвещения и науки для развития края и единения его жителей.
03.03.2015. Разработка и утверждение классным руководителем 9 класса плана и содержания классного часа, подготовка к его проведению. Посещение уроков: белоруской литературы, физики, физкультуры и английского языка в закреплённом классе, с целью наблюдения за поведением учащегося 9 класса для составления психологической характеристики.
Сопровождение класса на духовно-нравственного воспитательного мероприятия: «Великий князь Константин Константинович Романов – отец всех кадетов». Проведение беседы со Кобзарь Артуром и классным руководителем Карасевой Ольгой Петровной с целью получения информации об увлечениях, семье и поведении Кобзарь Артура. Консультации с учителем-методистом по подготовке к предстоящим учебным занятиям и обсуждение подготовленных планов-конспектов этих занятий.
04.03.2015. Проведение информационного часа на тему: «Степень риска» (1-го марта – День борьбы с наркотиками).
Проведение урока в закреплённом 9 классе.
План-конспект урока по Истории Беларуси
Литература и искусство в первой половине XIX в.»
Стандартный урок комбинированного типа.
Класс: 9
Учитель: Козлов Д.И.
Цель урока: создать условия для понимания школьниками, какие исторические сюжеты и личности отечественной истории нашли отражение в произведениях белорусской литературы и искусства.
Задачи:
1)Обучения:
сформировать у учеников представление о польско-белорусских культурных деятелях; обеспечить усвоение знаний о становление нового белорусского языка и литературы, а также осуществить экскурс по развитию искусства и архитектуры на территории Беларуси в первой половине XIX в.
2) Развития:
создать условия для формирования у учащихся умений локализации соответствующих явлений и процессов на исторической карте, определения времени и продолжительности исторических событий, а также содержания исторических понятий;
характеризовать исторические события и личности данного периода, а также формировать умение раскрыть значение исторического понятия.
3)Воспитания:
воспитывать у школьников почтительное отношение к белорускому народу, системе нравственных и этнических взглядов; формировать у учащихся представление об исторических корнях белорусского народа, и чувства сопричастности к родной культуре.
Средства обучения:
· И<