Место архивной практики в структуре ОПОП.
Пояснительная записка
1. Цели архивной практики:дать бакалаврам целостное представление о функционировании архивов разного уровня образования и разных форм собственности, а также становлении и развитии архивного дела.
Целью практики является:
закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, в частности архивоведения;
развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;
изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в архиве;
изучение особенностей строения, состояния, поведения и функционирования конкретных процессов архивных отделов (выполнение социально-правовых запросов).
2. Задачи архивной практики:
Задачи: Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили: «Хакасский язык и литература», «История», завершивший изучение дисциплины, достигает следующих результатов:
В области профессиональных компетенций:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)
Знать (иметь представление):
- базовые понятия, термины, профессиональную лексику курса;
- основные этапы истории дисциплины, ее современное состояние и перспективы развития, корпус исторических источников и литературу;
- специальную литературу, содержащую историко-географическую информацию, основные законы естественнонаучных дисциплин, их проявления в развитии исторической географии;
- основы теории, истории и методики генеалогии;
- понятийный аппарат камеральной и полевой археографии; основные требования к проведению историко-документальной экспертизы и научной публикации исторических источников;
- нормативно-правовую базу, регулирующую издание исторических источников.
Уметь:
- определять движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль природно-географических факторов в историческом развитии, применять содержание естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, использовать теоретические знания и методы исследования в области исторической географии на практике, критически анализировать и излагать историко-географическую информацию;
- применять методику генеалогии для анализа и оценки информации исторических источников;
- применять принципы отбора документов для научной публикации, правила издания исторического источника и справочного аппарата.
Владеть (иметь опыт):
-способностью к обобщению, анализу, восприятию историко-географической, генеалогической и археографической информации, навыкам изучения соответствующих источников, повышения своего профессионального уровня в данных областях знания.
В целом соотношение целей, задач и требований к уровню освоения архивной практики можно представить в виде матрицы компетенций.
Индекс | Компетенция по ФГОС ВО | Структура компетенции | Дисциплина | |||||
Знания | код | Умения | код | Владение опытом | код | |||
ПК-11 | готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | 3-базовые понятия, термины источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования. | З- | 2-применять методику специальных исторических дисциплин. | 3-составлять генеалогические и ономастические таблицы. | В- | Б2.У.2 Учебная архивная практика |
Формы проведения учебной практики.
Формой учебной практики является – архивная.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии.
Когнитивно-информационная теория в современном гуманитарном познании и ее технология. Научно-исследовательские технологии реконструкции структуры информационного ресурса (структурно-функциональный подход и видовой принцип классификации в источниковедении и архивоведении). Авторские научно-исследовательские технологии в источниковедении А.С. Лаппо-Данилевского, О.М. Медушевской и др. Научно-производственная технология интеграции исследовательской и педагогической деятельности в рамках единого антропологического подхода. Научно-производственные технологии получения информации в полевых исследованиях. Технология формирования творческой личности. Технологии конспектирования, реферирования, анализа научной и методической литературы по специальности, сбора и обработки практического материала, написания отчета.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
Общее учебно-методическое руководство архивной практикой и контроль ее прохождения осуществляется кафедрой истории России. В целях осуществления руководства кафедра выделяет преподавателя, который является руководителем практики. Руководитель обеспечивает каждого студента программой практики, индивидуальным заданием, дневником, методическими рекомендациями и материалами, контролирует работу студентов.
Архивная практика бакалавров проходит в архивах Республики Хакасии и сопредельных субъектах РФ. Студенты изучают нормативные документы и методические пособия (правила, инструкции), регламентирующих основную деятельность архивных учреждений. Они проводят личное ознакомление с организацией работы в различных подразделениях apхива.
Студенты должны осуществить самостоятельную, практическую работу по выполнению конкретных заданий, в том числе плановой текущей работы архива, в соответствии с программой прохождения практики.
Студенты закрепляют в конспектах и дневниках получаемую информацию и сведений о процессе выполняемой работы.
В конце практики студенты должны составить отчет, участвовать в итоговой конференции по подведению результатов практики, защитить отчеты и получить оценку.
Во время проведения практики студенты обязаны полностью выполнять все задания по программе практики в соответствии с утвержденным графиком; ежедневно вести дневник, не реже одного раза в неделю подавать дневник на подпись руководителю; подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка и техники безопасности; нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты.
При прохождении практики студенты обязаны:
- полностью выполнить программу практики, индивидуальное задание; выполнять задания руководителя, в срок сдать все письменные работы;
- соблюдать действующие в организации – базе практики правила внутреннего распорядка, техники безопасности, охраны труда;
- вести ежедневные записи в дневнике практики; не реже одного раза в неделю отчитываться перед руководителем о проделанной работе;
- в двухнедельный срок после окончания практики представить руководителю письменный отчет и дневник, оформленные в соответствии с установленными требованиями;
- доработать при необходимости отчет по практике в соответствии с установленными требованиями и пожеланиями руководителя;
- защитить свой письменный отчет по практике и получить оценку.
Литература основная
Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. Г. Голиков. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 172 с.
Архивоведение / сост. М.Г. Степанов. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2011. – 132 с.
Литература дополнительная
Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века [Текст] / Е. В. Анисимов. – СПб. : Наука, 1997. – 244 с.
Буганов, В. И. Петр Великий и его время [Текст] / В. И. Буганов. – М. : Наука, 1989. – 120 с.
Бурлацкий, Ф. М. Русские государи. Эпоха реформации [Текст] / Ф. М. Бурлацкий. – М. : Проспект, 1996. – 234 с.
Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия [Текст] / под ред. В. В. Журавлева. – М.: ИРИ РАН, 1995. – 456 с.
Старостин, Е. В. Архивы России: Методологические аспекты архивоведческого знания [Текст] / Е. В. Старостин. – М. : РОИА, 2001. – 48 с.
Старостин, Е. В. История России в зарубежных архивах [Текст] / Е. В. Старостин. – М. : Высшая школа, 1994. – 79 с.
Вяликов, В. И. Архивное строительство в СССР: 1917-1945 гг. [Текст] / В. И. Вяликов. – М. : Политиздат, 1978. – 322 с.
Вяликов, В. И. Архивное строительство в СССР: 1946-1967 гг. [Текст] / В. И. Вяликов. – М.: Наука, 1972. – 228 с.
Горфейн, Г. М., Шепелев, Л. Е. Архивоведение: учебное пособие [Текст] / Г. М. Горфейн, Л. Е. Шепелев. – Л. : Ленииздат, 1971. – 126 с.
Дремина, Г. А. Центральные государственные архивы СССР [Текст] / Г. А. Дремина. 1945-1970 гг. – М. : Политиздат, 1978. – 278 с.
Крайская, З. В. Организация архивного дела в СССР [Текст] / З. В. Крайская. – М. : Издательство МГУ, 1980. – 190 с.
Кузнецова, Т. В., Лосев, В. И. Управленческая документация [Текст] / Т. В. Кузнецова, В. И. Лосев. – М.: Прогресс, 1985. – 324 с.
Максаков, В. В. История и организация архивного дела в СССР. (1917-1945 гг.) [Текст] / В. В. Максаков. – М. : Наука, 1969. – 266 с.
Медушевская, О. М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего [Текст] / О. М. Медушевская // Отечественные архивы. – 1995. – № 2. –С. 12-18.
Мироненко, С. В. Архивная теория и практика на страницах «Археографического ежегодника» [Текст] / С. В. Мироненко // Археографический ежегодник за 1996 год. – М. : Наука, 1998. – 220 с.
Павлова, Т. Ф. Рассекречивание документов в государственных архивах России: некоторые итоги, законодательная база, проблемы [Текст] / Т. Ф. Павлова // Вестник архивиста. – 1994. – № 1. – С. 50-60.
Самошенко, В. Н. История архивного дела в дореволюционной России [Текст] / В. Н. Симошенко. – М. : Наука, 1981. – 98 с.
Теория и практика архивного дела в СССР [Текст]. – М. Наука, 1980. – 212 с.
Хорхордина, Т. И. История Отечества и архивы: 1917-1980 гг. [Текст] / Т. И. Хорхордина. – М. : РГГУ, 1994. – 224 с.
Шепелев, Л. Е. Работа исследователя с архивными документами [Текст] / Л. Е. Шепелев. – Л. : Лениздат, 1966. – 228 с.
б) Рекомендации по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов
Основные разделы УМКД выставлены в полнотекстовом режиме на образовательном портале ХГУ http://edu.khsu.ru
В качестве дополнительных информационных ресурсов по содержанию дисциплины могут быть рекомендованы:
Тематические пакеты ЭБС издательства «Лань». URL: http://e.lanbook.com/
Университетская информационная система РОССИИ (УИС РОССИЯ) URL: http://uisrussia.msu.ru
Периодические издания НЭБ eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru
Тематические разделы книг ЭБС «Университетская библиотека онлайн» URL: http://biblioclub.ru/
Тематические коллекции книг ЭБС BiblioRossica. URL: http://www.bibliorossica.com/
Приложение 1
Рабочий дневник архивной практики
Студента _____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Курс 3
Направление подготовки 46.03.01 «История»
Абакан, 2016
Приложение 2
1. Фамилия ___________________________________________________________
2. Имя и отчество _____________________________________________________
3. Курс _______
4. Направление подготовки 46.03.01 «История»
5. Место прохождения практики ________________________________________
______________________________________________________________________
6. Сроки практики с _____________________ по __________________________
7. Руководители практики:
групповой (ф. и. о.) ____________________________________________________
работник архива (ф. и. о.) ______________________________________________
Приложение 3
Дата | Краткое содержание выполненных работ и составленных документов | Подпись руководителя |
Приложение 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт истории и права
Кафедра истории России
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
к архивной практике
Тема: «…………………………………………………………………………»
Руководитель практики от организации (___________________)
(подпись) (ФИО)
Руководитель практики от
Института истории и права (____________________)
(подпись) (ФИО)
Студент (____________________)
(подпись) (ФИО)
Абакан 2016
Пояснительная записка
1. Цели архивной практики:дать бакалаврам целостное представление о функционировании архивов разного уровня образования и разных форм собственности, а также становлении и развитии архивного дела.
Целью практики является:
закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, в частности архивоведения;
развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;
изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в архиве;
изучение особенностей строения, состояния, поведения и функционирования конкретных процессов архивных отделов (выполнение социально-правовых запросов).
2. Задачи архивной практики:
Задачи: Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили: «Хакасский язык и литература», «История», завершивший изучение дисциплины, достигает следующих результатов:
В области профессиональных компетенций:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)
Знать (иметь представление):
- базовые понятия, термины, профессиональную лексику курса;
- основные этапы истории дисциплины, ее современное состояние и перспективы развития, корпус исторических источников и литературу;
- специальную литературу, содержащую историко-географическую информацию, основные законы естественнонаучных дисциплин, их проявления в развитии исторической географии;
- основы теории, истории и методики генеалогии;
- понятийный аппарат камеральной и полевой археографии; основные требования к проведению историко-документальной экспертизы и научной публикации исторических источников;
- нормативно-правовую базу, регулирующую издание исторических источников.
Уметь:
- определять движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль природно-географических факторов в историческом развитии, применять содержание естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, использовать теоретические знания и методы исследования в области исторической географии на практике, критически анализировать и излагать историко-географическую информацию;
- применять методику генеалогии для анализа и оценки информации исторических источников;
- применять принципы отбора документов для научной публикации, правила издания исторического источника и справочного аппарата.
Владеть (иметь опыт):
-способностью к обобщению, анализу, восприятию историко-географической, генеалогической и археографической информации, навыкам изучения соответствующих источников, повышения своего профессионального уровня в данных областях знания.
В целом соотношение целей, задач и требований к уровню освоения архивной практики можно представить в виде матрицы компетенций.
Индекс | Компетенция по ФГОС ВО | Структура компетенции | Дисциплина | |||||
Знания | код | Умения | код | Владение опытом | код | |||
ПК-11 | готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | 3-базовые понятия, термины источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования. | З- | 2-применять методику специальных исторических дисциплин. | 3-составлять генеалогические и ономастические таблицы. | В- | Б2.У.2 Учебная архивная практика |
Место архивной практики в структуре ОПОП.
1. Архивная практика включена в вариативную часть ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили: «Хакасский язык и литература», «История»
2. Учебная (архивная) практика является органичной частью отечественного курса истории и архивоведения. В результате освоения дисциплины бакалавры получат целостное представление об особенностях функционирования архивных организация РФ.
3. Программа отражает основные тенденции в современном историческом и архивоведческом образовании: гуманизация, цельность, альтернативность, вариативность, системность исторического процесса, позволяет анализировать научные концепции, по общим проблемам истории России. В процессе прохождения практики бакалавры овладевают необходимыми теоретическими и практическими умениями и навыками. Посредством усвоения дисциплины реализуется воспитательный потенциал ее содержательного компонента.
4. Архивная практика, помимо развития общекультурных компетенций, закладывает основы формирования следующих профессиональных компетенций: ПК-3; 6, 15.
5. Архивная практика является логическим продолжением освоения таких курсов бакалавриата как «История России», «Специальные исторические дисциплины» и «Архивоведение».